Эта поездка членов Общественного совета при Министерстве обороны РФ по воинским частям и гарнизонам Центрального и Восточного военных округов была уникальной.
И дело даже не в том, что нам предстояло провести в воздухе больше суток, 20 тыс. км, 13 взлётов и 13 посадок. Главное – руководство МО впервые за много лет дало добро на посещение людьми невоенными всей нашей стратегической ядерной триады – наземной, воздушной и морской. Была предоставлена возможность своими глазами увидеть самое мощное российское оружие и познакомиться с теми, кто его обслуживает, – как живут, что думают, какие вопросы считают самыми насущными.
По изначальной договорённости все замечания и предложения, полученные в ходе поездки, председатель Совета передаст руководству Минобороны и лично министру.
Передвигались мы на довольно редком самолёте с длинным, как у Буратино, носом. Это Ту-134УБЛ, предназначенный для обучения курсантов полётам на дальних бомбардировщиках Ту-22М3. Разработан в начале 1980-х, принят на вооружение в 1982 г. Имя его «Цна» – по названию реки в Тамбовской области. Экипаж из Тамбова. Забегая вперёд, скажу, что самолёт, несмотря на возраст, весьма неплохой, ни одного нарекания. Забавная деталь: наши военные лётчики называют всех гражданских гражданами: «Опять граждане с трапом задерживаются».
Когда вылетали, информагентства принесли новость: «В ближайшие дни ожидаются масштабные учения НАТО с отработкой ударов по РФ». В переводе с военно-официального на понятно-русский язык – ВВС США и НАТО решили снова учебно бомбить территорию нашей страны. Б-52 из Британии и адова туча самолётов разведки, прикрытия и обеспечения должны были провести на «восточном направлении» тренировку «по преодолению зон ПВО условного противника и практическому применению условных ядерных боеприпасов».
«Стратегические бомбардировщики США и самолёты-разведчики НАТО провели масштабные учения с имитациями ядерных ударов по России», – сообщил позже главком ВКС РФ С. Суровикин. Он пояснил, что имитации ударов крылатыми ракетами по Калининграду, Крыму, а также объектам ЮФО, ЦФО и СЗФО проводились из воздушного пространства Канады, Эстонии и Украины. Пентагон официально сообщил о планах проводить подобные учения постоянно – «в целях демонстрации решимости и сдерживания российской агрессии».
Авиабаза «Белая»: Ту-22М3
Ну вот и 11 часов полёта позади. Приземлились на аэродроме «Белая», 85 км к северо-западу от Иркутска. До Байкала, где большинству из нас хочется хоть ноги помочить, – 145 км.
Это один из крупнейших аэродромов Дальнего Востока. Сегодня здесь базируются Ту-22М3 (по кодификации НАТО – Backfire) – дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла. Техника очень серьёзная. Как она тут появилась? Во время Великой Отечественной иркутский завод производил по 2 самолёта в день, им не хватало места для стоянки, и машины перегоняли сюда, а здесь испытывали. Так оно всё потихоньку и образовалось. В 1950–1960-х на «Белой» был расцвет: сюда стали поступать бомбардировщики Ту-4, потом более новые модели ракетоносцев, а потом и истребители. В 1970–1980-х боевую мощь нарастили. В ельцинские времена выстояли. И сегодня самолёты «Белой» контролируют огромное пространство – большую часть Севера, включая Тикси, а также Тихоокеанское побережье. Ту-22М3 – это основная угроза американским авианосцам. У каждого под крылом небольшие красные звёзды – число боевых вылетов, а не уничтоженных целей, как некоторые поначалу подумали.
Любопытно: с 1970 по 1985 г. на «Белой» служил Джохар Дудаев, дослужился до полковника и начштаба дивизии Дальней авиации. Вспоминают о нём неплохо – порядочный, говорят, был командир. А вон как судьба сложилась.
Микрорайон Зелёный: «Ярсы»
С «Белой» поехали в 29-ю ракетную дивизию, базирующуюся в иркутском микрорайоне (до 2006 г. – ЗАТО) Зелёный. В этом году ей исполнилось 100 лет. Образована в Армении, потом стала Витебской, а в 1986 г. переброшена в Иркутск.
Нас встретили несколько настороженно – как пояснил один из офицеров, посторонние здесь бывают «раз на три года». На вооружении до 2019 г. были «Тополя», сейчас «Ярсы» – новейшее оружие стратегических ракетных сил России, которые, как утверждает Википедия, делают в Воткинске и Волгограде. Каждая из разделяющихся боеголовок комплекса способна нанести противнику ущерб намного больше, чем бомба, сброшенная американцами на Хиросиму. Они способны маневрировать и неуловимы для систем ПВО противника – «благодаря некоторым техническим новациям».
На командном пункте дивизии смартфоны категорически запрещены. Те, кто заступает на дежурство, не имеют права отлучаться даже на минуту. И вообще, всё здесь очень чётко и слаженно. В заключение нам показали боевое развёртывание мобильной пусковой установки «Ярс», что тоже производит впечатление.
Денежное довольствие личного состава ракетчиков за последние 10 лет возросло в несколько раз. Сегодня старший лейтенант здесь получает 70 тыс. руб., что считается весьма неплохо, учитывая возможность получить жильё и др. Несущим боевое дежурство ещё оклад доплачивают – тысяч 20 плюс. Так что народ на жизнь не жалуется. Хватает многодетных семей – у замкомдива, к примеру, пятеро, но телевизор-плазму в подарок мы вручили капитану, у которого всего трое мелких, чтоб не сказали, что «всё уходит по начальству». Парень тоже, кстати, в порядке: при рождении третьего ребёнка переехал из «двушки» в «трёшку», недавно семья вернулась из Москвы, куда бесплатно, по воинским перевозочным документам, ездила на экскурсию.
После посещения ракетчиков – встреча в Иркутской обладминистрации, за что перед отлётом удостоились благодарности офицеров авиабазы: «Способствовали решению ряда оперативных вопросов».
…Промежуточная посадка в «Черёмушках» (Чита). Снимать запрещено. Активность впечатляющая – каждые 5 минут что-то взлетает. «Говорит Москва, а мы работаем».
Какая же у нас огромная страна! Летишь-летишь, вроде бы уже край света, ан нет. Но что удивительно – практически везде, где мы садились, был интернет.
Вилючинск: «Владимир Мономах» и другие
Закрытый и максимально засекреченный город Вилючинск у подножия вулкана. База подводных лодок Тихоокеанского флота. Он же Петропавловск-Камчатский-50. Американские журналисты как-то назвали его осиным гнездом. Сказал об этом командующему Краснознамёнными подводными силами ТОФа, тот поморщился: «Не люблю это название». И напел куплет из гимна города, слова я не запомнил, но там всё было правильно, патриотично и политкорректно.
Поначалу нас поселили в коттеджах на турбазе. И предупредили ходить друг к другу осторожнее. Медведи. Проблема в том, что их здесь много, живут за сопками и с голодухи заходят в город. Водитель рассказывает: года не проходит, чтобы кого-то не задрали. Бездомных собак жрут опять же, которых здесь много. В прошлом году один долго шатался по центральной площади. До последнего времени здесь не было змей и клещей. И воробьёв завозили специальным судном. Ведь попасть сюда реально либо морем, либо по воздуху, птицы с материка не долетали.
Наш подводный флот базируется в посёлке Рыбачий. Помните: «Остался в далёком тумане Рыбачий, родимая наша земля»? Хотя Рыбачий есть и на Северном флоте, они оспаривают первенство.
Отсюда в 1968 г. вышла в свой последний поход вскоре пропавшая в океане дизельная ракетная ПЛ К-129. Если верить интернету, сегодня на базе в Рыбачьем базируются АПЛ с крылатыми ракетами проекта 949 «Омск», «Томск», «Вилючинск», «Иркутск», «Челябинск», «Красноярск», подводные лодки проекта 667БДР «Петропавловск-Камчатский», «Святой Георгий Победоносец» и др., включая стратегические подводные крейсеры самых тяжёлых классов, вооружённые новейшими ракетами «Гранит».
Рыбачий – типичный военный городок: расположенные ярусами ряды домов офицерского состава (ДОСов), Дом офицеров флота, дом культуры «Меридиан», свой небольшой краеведческий музей, магазины, детсады, памятники погибшим подводникам. В музее героев-подводников на видном месте – полоса «АиФ». Приятно.
Рыбачий – это 22 тыс. жителей (в 90-х было 60 тыс.), 628-е место из 1117 в России по численности. Мощнейший урон посёлку, как и безопасности страны в целом, был нанесён во времена Ельцина. Сейчас идёт восстановление. Условия для жизни и отдыха подводников и членов их семей за последние лет 10–12 заметно улучшились. Спорткомплекс «Океан», говорят, не имеет аналогов в войсках – чего там только нет, даже интерактивный тир и аквапарк, такой и в Москве выделялся бы. Лучшей рекламой ему может служить то, что сам командующий подводными силами флота плавает здесь каждый день с раннего утра по 2 часа. Хоккейный дворец – единственный крытый на Камчатке. Приличная горнолыжная база. Закладываются новые детсады и школы. Часть ветхих жилых домов, которых здесь, увы, немало, готова к сносу, и планы строительства новых вполне реальные. Вплоть до того, что всем командирам лодок обещают коттеджи – правда, на 2 семьи, но ещё недавно подводники об этом и не мечтали.
Офицеров здесь регулярно проверяют на детекторе лжи – очень уж серьёзное оружие им доверено.
Зима в Вилючинске не особо холодная, но отличается мощными снегопадами, при которых дороги превращаются в туннели с трёхметровыми стенами, пробитые мощными «Уралами», оснащёнными снегомётами. Бензин А-95 – 52,5 руб. Вдоль дорог заросли борщевика – непонятно, как он сюда просочился. Горячие источники Паратунки – в большие морозы некоторые купаются в шапках. Здесь в ночь на 1 сентября 1983 г. пролетел злополучный южнокорейский «Боинг-747», через несколько часов сбитый уже в районе Сахалина. Якобы провокационной целью этого полёта была именно Вилючинская база атомных подлодок. Возможно, таким образом потенциальный противник (конечно, не корейцы) пытался тестировать советскую ПВО.
Побывали на подводном ракетоносце «Владимир Мономах». Пожалуй, это одна из самых мощных подлодок, что у нас сегодня есть. Съёмка также запрещена, потому поверьте на слово. Даже залезть в неё непросто. Вначале карабкаешься, пыхтя, по вертикальной железной лестнице в трубе вверх, потом столько же вниз, потом ещё раз вниз. Потом ещё. Дальше не лезли. Короче, 7 этажей. По нормативам экипаж из 100 человек должен покинуть лодку за 3 минуты. Похоже, они по этим трубам летают.
Длительность «автономки», как подводники называют дальний морской поход, – от 30 до 90 суток. Через 7 суток внутри только искусственный воздух и искусственная вода. Спорт противопоказан. Потому для психологической разгрузки придумывают всякую всячину. Как усмехнулся сопровождающий офицер, «чтобы не сойти с ума». Например, день Нептуна. На 30-й день «автономки» тех, кто вышел в неё впервые, посвящают в подводники. Это целый ритуал, который готовится не один день и потом ещё дольше обсуждается. Из экипажа выбирают Нептуна, его помощника Пирата, несколько чертей и, главное, Русалку. Как вы понимаете, найти на эту роль желающих – особое умение командования. Потом там много всего – и кашу солёную едят, запивая солёной водой, и под столами лазают. Короче, народ разряжается.
Но какие удивительные парни несут службу. Интеллигентные, эрудированные, короче – правильные. И ещё такой штрих. Мы прилетели с артистами, ансамбль морской пехоты «Чёрные береты» давал в Рыбачьем концерт. Для гарнизона это событие. И надо было видеть, как после концерта подводники, все в чёрном, расходились по домам со своими жёнами-подругами. Трогательно держась за руки – как школьники. Разводов здесь меньше 5%.
Одна из самых больных проблем – как выбраться на материк. По закону сегодня билет оплачивается только одному военнослужащему и одному члену семьи. А если детей несколько (не говоря уже про жену)? В то же время гражданский персонал Вооружённых сил имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха хоть и раз в 2 года, но зато со всей семьёй. И эту проблему мы обещали донести до руководства МО. Ведь есть в Рыбачьем и моряки, имеющие 5–7 детей. Как правило, дети из таких семей идут по стопам отцов.
«Украинка»: Ту-95МС
Авиабаза «Украинка» – легендарный аэродром под Белогорском в Амурской обл. Солнце 300 дней в году. Здесь базируются дальние стратегические ядерные бомбардировщики Ту-95МС, как их прозвали в НАТО – «Медведи». Один из символов холодной войны и оборонного могущества страны. Носитель крылатых стелс-ракет Х-101, которые позволяют уничтожать любые цели на дальности до 5,5 тыс. км, обходя самые совершенные системы ПВО. «Стратегам карта не нужна, они воюют на глобусе». Как поёт любимый бард ВВС России Николай Анисимов: «И где-то в натовских штабах разнос устроят и аврал – пришли в Атлантику российские «Медведи».
«Извините за пафос, но мир на земле сегодня сохраняется во многом благодаря этим парням», – заметил один из командиров.
Коллега, побывавший лет 20 назад здесь и ещё в нескольких лётных гарнизонах, рассказывал, что увиденное тогда повергло его в шок. Самолёты месяцами стояли на земле, запчастей и горючего не было, лётчики занимались извозом, аэродромные постройки напоминали апокалипсис, жуть и тоска.
С тех пор многое изменилось. Наши авианосцы несут постоянное боевое дежурство и, несмотря на возраст (Ту-95МС, наряду с американским Б-52, – самый старый самолёт в мире, находящийся в эксплуатации), ждут очередной модернизации, после которой станут ещё грознее. Хотя и сейчас одного «карандаша», как лётчики называют свои ракеты, хватит, чтобы нанести противнику урон, который трудно поддаётся воображению.
Ту-95МС отлично проявили себя в Сирии. Командир «Медведя» получает 130 тыс. На жилищные условия жалоб не было, хотя, конечно, коттеджи и здесь не помешали бы. Аквапарк пока тоже не построили, все мечты – о крытом бассейне. Но появился храм. Ставят лётчики вопрос и о тренажёре Ту-95.
Как и у подводников, у «дальников» регулярный медосмотр, в течение года их несколько раз тестируют. Экипаж – 7 человек. Рекорд беспосадочного нахождения в воздухе – 42 часа. Интересно, что за это время ни один из этих семи не сходил в туалет. Как нам объяснили, из-за обезвоживания, которое происходит с организмом человека в полёте на высоте 10 км.
«А можно ли с вами сфотографироваться и выложить в интернет?» – спросил я командира дивизии Ту-95МС, зная, как у них всё непросто. «Да ради бога, – пожал он плечами. – Американцы на всех наших командиров ведут досье. За 29 лет, как я служу, у них на меня скопилось, наверное, несколько килограммов».
И опять Николай Анисимов: «Не спит сегодня гарнизон, пришли с Атлантики российские «Медведи».
Чита: и танки наши быстры
На обратном пути приземлились в Чите. Поздний вечер. Темень кромешная. Дождь проливной. 346-й учебный танковый полк 212-го учебного центра. К нашему приезду подгадали открытие мемориальной доски «в честь обучения здесь военному делу Генерального секретаря ЦК КПСС Героя Советского Союза Л. И. Брежнева». Митинг. Гимн. Два взвода насквозь промокших солдат. Красная лента и ножницы. И это не сон.
Бывший штаб 29-й армии расположен там, где раньше находилось командование ЗабВО – Забайкальского военного округа. Здесь много чудесных мест: Борзя, Даурия, Могочи. «Искандеры» опять же. У военных про эти края есть много шуток. «Бог создал Сочи, а чёрт Могочи», «Клуб весёлых и находчивых – находчивые в Москве, весёлые в Чите», «Слёзы офицеров: ЗабВО – Забудь вернуться обратно».
Здесь находится кузница танкистских кадров для всей России. В этом году читинские танкисты показали, кто есть кто: 3 из 5 экипажей в «золотой» сборной России по танковому биатлону – из Забайкалья. А ещё 29-я армия – единственная, где для танкового биатлона готовят женские экипажи.
Главная проблема на сегодня – состояние служебного жилого фонда. Как выразился один из сопровождающих: «Многие офицеры у нас до сих пор живут в 1946 г.». В Борзе, где Рокоссовский нашёл жену, в домах военных нет горячего водоснабжения – котлы или топят печи. При этом, как рассказывают сопровождающие, «коммуналку» за 60 «квадратов» гражданские платят 4 тыс., а офицеры – 7 тыс. Военторга нет, один терапевт на весь гарнизон.
В общем, много разных впечатлений. А сколько лиц перед нами промелькнуло.
Монах в буддистском монастыре Читы, который оказался бывшим сержантом ГРУ, прошёл Чечню, а сейчас служит Будде: «Но я же остаюсь патриотом России».
Начальник Екатеринбургского суворовского военного училища: «У меня двое детей прошли эту школу и теперь служат и один внук суворовец, а второй ему страшно завидует и тоже готовится».
Помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими в 29-й бригаде РХБЗ им. генерала Пикалова (ликвидация последствий вспышки сибирской язвы, борьба с коронавирусом в Италии и Сербии, а также дезинфекция объектов соцкультбыта и домов престарелых в Свердловской и окрестных областях): «Награды у меня за Сирию. Автомат не раз взять предлагали, но моё оружие – крест».
Командир авиачасти в Новосибирске: «Ми-8 для Арктики – это фантастика. Я шучу, что на нём всё настолько автоматизировано, что через 3 месяца вертолётчик разучится летать. Кстати, наши ребята в районе Новосибирских островов ещё один открыли, назвали Яя – потому что каждый кричал: «Я первый увидел!»
Несколько раз в разговорах речь заходила о замполитах. «Было бы неплохо добавить должности замкомандира по политчасти в звено рота – батальон. Ведь это основа. Ведь сегодня к нам приходят хорошие парни, но уровень подготовки удручающий, большинство не знает даже, когда война началась. И лепить из них можно что угодно. Вот работа для замполита. И потом, в Белоруссии замполитов оставили – и посмотрите: армия не сдала законную власть», – делился с нами один из офицеров.
Ещё штрих. В казармах, штабах, музеях, в читинском Доме офицеров (построенном, кстати, пленными японцами, где выступал товарищ Мао и давал свой первый концерт Кобзон) и даже у монахов в читинском дацане мы не раз встречали портреты Сталина. Его роль в Победе, что бы ни говорили противники генералиссимуса, признаётся от Урала до Дальнего Востока.
Конечно, не всё в этой поездке было радужно. Офицеры поднимали разные вопросы, их жёны рассказывали про свою непростую жизнь. Но это не были жалобы, люди терпят и надеются. Ещё свежи в памяти времена, когда солдат не хватало и в караул ходили офицеры.
Так что в целом – и здесь сходились практически все – изменения видны, «сегодня лучше, чем вчера».