ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 26, 2020

Бунт лиха

Рейтинг: 0

Автор: Константин Кудряшов. Аргументы и Факты Москва

195 лет назад, 26 декабря (­14 – по старому стилю) 1825 г., на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга вышли те, о ком Ленин впоследствии напишет: «Страшно далеки они от народа».

Эта формула стала чуть ли не единственным определением движения декабристов. Самым распространённым – уж точно. Кто-то видит в декабристах масонов и английских шпионов, которые закладывали под стройное здание Российской империи страшные мины. Кто-то – персонажей кинокартины «Звезда пленительного счастья», этаких благородных воинов в мундирах с эполетами, которые хотели хорошего, а «злая власть» их казнила и ссылала. Но и те и другие в общем и целом согласны с ленинским высказыванием.

От народа недалеко

Однако, при всём уважении, эта чеканная формулировка реальности соответствует мало. От народа декабристы были далеки лишь по своему сословному состоянию. А вот о том, что народ хочет, в чём нуждается и что может натворить, если не предпринять каких-то усилий по улучшению его положения, они знали превосходно.

Тот же князь Сергей Трубецкой, несостоявшийся «диктатор» декабристов, был уверен, что военные поселения – это зло. А ситуация, там сложившаяся, близка к критической и чревата новой пугачёвщиной. Его прогнозы сбылись спустя несколько лет, когда в 1831 г. волнения в военных поселениях Новгородской губернии переросли в полноценный бунт с убийством и истязанием генералов, офицеров и даже священников. И если бы не энергичные меры властей, всё могло закончиться очень худо.

Однако меры были приняты. И не только меры кнута, но и меры пряника. Спустя несколько месяцев император Николай I провёл масштабную реформу, фактически приравняв военных поселенцев к государственным крестьянам и ликвидировав ту опасность, о которой предупреждал Трубецкой.

И это не единственный случай, когда император, вешавший и ссылавший мятежников, по­ступал ровным счётом так, как когда-то хотели декабристы, выступая в роли исполнителя их требований. Если угодно – в роли «главного декабриста».

Здесь нет никакого противоречия. Почему-то принято считать, что Николай I, заявляя участникам восстания на личных допросах: «Господа, я сочувствую вашему плану и вашему делу», лукавил и притворялся. На самом деле всё обстояло сложнее.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни