ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 13, 2021

Бумажная птица-тройка

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Кудияров. Эксперт

В конце ноября кабинет министров утвердил толстый фолиант, очередную отраслевую «библию». Речь идет о Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Действующая стратегия имела горизонт до 2030 года, но разрабатывалась более десяти лет назад, что называется, еще в прошлой жизни. Поэтому необходимость ее рихтовки под новые реалии была неизбежна.

В отличие от своей предшественницы новая Транспортная стратегия не содержит детальной разбивки инвестиций по основным проектам. Тем не менее документ охватывает широкий круг вопросов по различным видам транспорта.

Предполагается, что на этот раз Транспортная стратегия станет основой для формирования генеральной схемы развития Единой опорной транспортной сети Российской Федерации (ЕОТС), региональных стратегических планов развития транспортных систем, стратегий развития организаций, работающих в сфере транспорта.

А уже генеральная схема развития ЕОТС будет содержать сбалансированный план развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры на территории страны на период действия стратегии (до 2035 года) на основе транспортно-экономического баланса, конкретизирующий реализацию мероприятий по развитию ЕОТС или потребности отдельных видов транспорта.

Вот такой захватывающий бюрократический маршрут.

Полный швах

Прежде всего следует констатировать провал в реализации старой Транспортной стратегии. Так, по цели «формирование единого транспортного пространства Российской Федерации», план выполнялся только по 10 индикаторам из 24. Для цели «обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг» — по семи индикаторам из 13. Для цели «обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения» — по семи индикаторам из 20. По цели «интеграция в мировое транспортное пространство» плановые значения не были достигнуты ни по одному из шести отслеживаемых индикаторов.

Почувствуем это на конкретных примерах.

Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования (нарастающим итогом с 2011 года) составил к 2020 году 535 км в сравнении с запланированными 2173 км. Высокоскоростные магистрали (ВСМ), заявленные в старой Транспортной стратегии, так и остались на бумаге, их строительство к 2021 году даже не начиналось.

Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции взлетно-посадочных полос (нарастающим итогом с 2011 года) составило 37 единиц против запланированных 143 единиц.

«Водная» часть старой Транспортной стратегии была провалена полностью, не достигнуто плановое значение ни по одному из ее индикаторов. Состояние внутреннего водного транспорта в стране так и осталось плачевным. Уровень использования внутренних водных путей России — 1,3 млн тонно-километров грузооборота на 1000 км протяженности путей с гарантированными габаритами. Это, для сравнения, в восемь раз меньше, чем в Китае (при сопоставимой протяженности судоходных путей). Даже с поправкой на сезонность навигации разрыв впечатляет. Доля судов старше 20 лет составляет 86% для пассажирских судов и 94% — для грузовых.

Список провалов можно продолжить. Поэтому переход к новой Транспортной стратегии продиктован в значительной степени тем, что старую мы не вытянули. Лошадь сдохла, с нее надо слезть.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни