Единая палитра
– 17 февраля на сцене Зимнего театра фестиваль представит премьерный спектакль по роману одного из главных редакторов «ЛГ» Константина Симонова «Живые и мёртвые» в постановке Полины Агуреевой с участием Ильи Шакунова, Юрия Беляева, Ивана Добронравова, Фёдора Малышева, Варвары Насоновой и «Солистов Москвы» (музыку написал Валерий Воронов). Чем обусловлен выбор произведения? И на какие ещё фестивальные премьеры арт-директор посоветует обратить внимание?
– Вопрос об акцентах на фестивальных событиях – мой самый нелюбимый. Получается: вот на это нужно обратить внимание, а на то – нет? Вся идея, одно из главных достижений нашего фестиваля в Сочи как раз и заключается в том, что программа одновременно очень разнообразна и очень содержательна. Каждый вечер происходит «что-то другое»: другой жанр, другие участники, но уровень происходящего неизменно очень высокий. Вся цветовая гамма – единая палитра, насыщенная и эмоциональная.
Конечно, у зрителей разбегаются глаза. И ежегодно мы стремимся увлечь всех участников и гостей, включая журналистов, этим событийным вихрем. В богатстве взаимодополняющих красок – смысл фестиваля искусств, объединившего зиму в летней столице со всеми временами года, как языки пламени в сакральном костре братьев-месяцев из сказки Маршака.
Вот и роман Симонова «Живые и мёртвые» здесь неслучаен – в контексте невероятно честного высказывания Константина Михайловича о войне и 80-летия Победы в Сталинградской битве, а именно ей, переломившей ход всей Второй мировой, посвящена вторая книга трилогии «Солдатами не рождаются», по которой – наш спектакль.
– Почему на этот раз фестивальную программу 27 февраля решили завершить постановкой «Не покидай свою планету» по повести-сказке Экзюпери, хотя последние годы старт Башмет-фесту в Сочи давал именно «Маленький принц»? Перезагрузка смыслов?
– День показа спектакля связан исключительно с графиком Хабенского, но для меня и для Кости, для всех нас имеет принципиальное значение эта фестивальная «искра», устремлённая к звёздам…
–…Через земные тернии?
– Да, но призыв не покидать свою планету у нас сродни тезису: дерево растёт корнями в землю, хоть и тянется ветками к небу. В этом году постановка Виктора Крамера на музыку Кузьмы Бодрова подводит итог огромной двенадцатидневной работы фестиваля.
Сказки – на все времена
– Максим Горький в своей «Легенде о Марко» провозгласил романтичный лозунг грядущего века: «...А вы на земле проживёте, как черви слепые живут: ни сказок про вас не расскажут, ни песен про вас не споют». Нужны ли сказки и песни новому времени? Если да, то какие?
– Мне кажется, человеку во все времена свойственно верить в чудо. Не просто ждать хорошее, что должно прийти как бы само по себе, а верить, что если ты будешь делать всё хорошо и всё правильно, жить в балансе и в гармонии с самим собой, с другими людьми, то чудо обязательно случится. Я вот и сейчас, несмотря на возраст, верю в чудо. Каждый день продолжаю ждать его: по вере нашей да будет нам… Так что сказки – на все времена. Сказки для детей, сказки для взрослых.
А по поводу песен. Знаете, когда-то Кабалевский сказал, что весь мир музыки делится на песню и танец. Песня, она и у Моцарта, и у Бетховена, и, конечно, у Чайковского, Шостаковича, того же Бодрова – довольно личное высказывание: желание передать внутреннюю гармонию, музыку души кому-то ещё. Причём роль личности сегодня важна невероятно. И невероятно ответственна.
– Жизненные обстоятельства в течение короткого человеческого века обычно не располагают к веселью, зато опыт избавляет от иллюзий: чудеса творят своими руками! Повесть-феерия Грина, воспевшая эту идею, отметила в прошлом году своё столетие. А вы за семьдесят лет не разочаровались в необходимости возвышенной мечты?
– Настоящий художник в любом возрасте должен быть немножко Грэем. И при этом не сидеть сложа руки. Для тех, кто не поднял паруса или вообще не вышел в море, не бывает попутного ветра. А уж наличие трёхмачтового галиота «Секрет», цвет ветрил, погода – дело случая.
Теоремы и аксиомы
– Прошлогодний декабрьский триумф в миланском La Scala Ильдара Абдразакова, заявленного как участник предстоящего сочинского фестиваля, стал для вас неожиданностью? Случайно ли, что в постановке именитого датского режиссёра Каспера Хольтена и известного итальянского дирижёра Риккардо Шайи музыкальный сезон в легендарном европейском театре открылся премьерой оперы Мусоргского «Борис Годунов»?
– Ну какая же это неожиданность, а тем более случайность? Русская исполнительская школа – мировой лидер на протяжении более чем двухсот лет! Русские композиторы, музыканты, дирижёры, вокалисты, артисты балета… И это не потому, что мы такие хорошие, а потому, что гарантируем уникальный результат на сцене, ради которого зрители приходят в концертные залы и театры.
Я дружу с Ильдаром, он замечательный человек. И я очень рад за него! Но не меньше рад и горд за нашу страну, а также за Италию. Невозможно вычеркнуть российскую культуру из мирового культурного пространства. Успех «Бориса Годунова» – закономерность.
Знаете, чем аксиома отличается от теоремы? Аксиому не нужно доказывать!
В сочинском фестивале Абдразаков примет участие в программе, запланированной на 18 февраля и посвящённой 150-летию Шаляпина, где в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» исполнит арии, романсы, песни из репертуара Фёдора Ивановича.
– Президент России Владимир Путин в числе вызовов времени отметил в своей памятной речи на Международном дискуссионном клубе «Валдай-2022» деградацию мировых институтов, подмену международного права и принципов коллективной безопасности субъективными правилами узкой группы враждебно настроенных друг к другу лиц. И это на фоне гонки вооружений, дестабилизации мирового энергетического и продовольственного рынков, тотального контроля СМИ и промывания мозгов, последовательного попрания суверенитета, самобытности народов и стран, растворения многовековой культуры и традиционных укладов жизни в масскульте. Плюс разрушение многополярного мироустройства и социально-культурного, экологическо-биологического разнообразия в контексте общечеловеческих угроз (той же пандемии). В наше сознание внедряются установки на самоуничтожение...
В советском прошлом как методы общественно-политической борьбы за свободу и независимость были популярны акции протеста, марши мира... Что, на ваш взгляд, сегодня следует практиковать гражданам нашей страны на рабочих местах, в трудовых коллективах с целью эффективного отстаивания собственных мировоззренческих позиций?
– Мы все – каждый на своём рабочем месте – должны хорошо и ответственно делать своё дело, а лучше – очень хорошо, на максимуме и даже немножко больше чем. А ещё дорожить и гордиться нашей Родиной. Я почти уверен, что этого вполне достаточно.
…Отчизны внемлем призыванье
– В развитие темы беззаветного служения Отечеству. «Литературная газета» – одно из творений Пушкина, увидевшее свет в Санкт-Петербурге в 1830-м 1 января (13 января по новому стилю) и всегда следовавшее заветам-напутствиям своего вдохновителя, в первую очередь патриотическим. Идеологическое сопровождение российской спецоперации с момента её начала в «ЛГ» проводится, без ложной скромности, на достойном информационном и творческом уровне, в контексте консолидации литераторов из четырёх недавно присоединённых к России регионов.
Конечно, такой контент, ориентированный на думающую аудиторию, в медиапространстве сегодня, в соответствии с законами рынка, быстро вытесняется развлекательным глянцем, многотиражно-терабайтовой продукцией отечественных и зарубежных «фабрик фейков».
Наши читатели спрашивают: «В сфере отечественной великой культуры разве помешал бы официальный флагман-бренд, специализирующийся на многоаспектной теме загадочной русской души? С моральным правом, вековыми традициями и авторитетным авторским составом, искусно формулирующим актуальные задачи и способы их решения. В роковой час не следует использовать все имеющиеся идеологические рычаги с максимальной пользой?»
– Самое главное – «с максимальной пользой». Как только у «загадочной русской души» появляется официальный флагман, она утрачивает загадочность (улыбается. – Т.В.). Русская культура – это всегда большое поле, где одновременно существовали Рихтер и Гилельс, Ойстрах и Коган, Прокофьев и Шостакович, Толстой и Достоевский... И все они были разные, с разными взглядами на жизнь, на искусство, оставаясь бесконечно русскими по сути. А вот появится флагман, пусть даже под алыми парусами, тогда все должны держать курс на него и… быть одинаковыми? На флоте, понятное дело, без главного корабля не обойтись, насчёт творчества не уверен. В творчестве, сотканном из полифонии стихий, флагманом или маяком должно быть сердце творца. При этом я, безусловно, за консолидацию усилий во имя общего дела – на благо России! Когда каждый гражданин каждой из стран признает такой ценностный вектор, тогда и у планеты с будущим, думаю, не будет проблем.
Всем нам – мирного неба, к которому обязательно – крылья!