- Присутствие зрителя - это магия сцены. А на съемках приходится входить в спектакль, что называется, "по щелчку" - и быть убедительным, скажем, в сцене смерти. Или сыграть любовь, - рассуждает артист. - Постоянные остановки и мгновенное включение утомляют даже физически.
Особенность киноверсии - обилие крупных планов, которые как бы уточняют драматургию балета. В зрительном зале с последних рядов иногда бывает трудно различить, с каким выражением лица Императрица выходит из-за трона. Как, наказывая, берет наследника за ухо. Как он погибает, преданный и ненавидимый своим окружением. И каждую деталь, подчеркивает танцовщик, надо выполнить чисто, сколько бы раз ни повторилась сцена: "Ведь ее можно будет рассмотреть как под микроскопом".
Вместе с Борисом Эйфманом над спектаклем работает оператор-постановщик Сергей Трофимов. Зрители уже оценили его мастерство - в "Дозорах" по романам Сергея Лукьяненко, новогодних фильмах "Елки", сериалах "Гоголь", "Вертинский", "Нулевой пациент". Летом 2022 года Трофимов участвовал в переносе на экран балета Эйфмана "Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана". Говорит, что приемы уже отработаны, поэтому съемка идет спокойнее и увереннее. В работе задействованы три камеры, технический и административный персонал. И все получают удовольствие от красивейшего действа, хотя работа несколько монотонная.
- Борис Яковлевич постоянно сконцентрирован, его интересует каждый аспект, он все больше разбирается в кинопроизводстве и кинотехнологиях, - рассказывает оператор. - Каждая сцена разбита на несколько частей, и количество повторов зависит не от нашей работы, а от того, насколько Эйфман доволен хореографией. Он добивается идеала.
Съемки продлились 12 дней по 12 часов, это четко рассчитанный период. Теперь еще примерно год Борис Эйфман будет монтировать новый фильм. Иногда он переделывает результат до десятка раз. И говорит, что в границы некогда существовавшего жанра "фильм-балет" его пластическое кино уже не вмещается: "Это художественный фильм, только без слов".
"Игровое, "разговорное" кино делают многие, а то, что делаем мы, не делает никто", - говорит Борис Эйфман
- Игровое, "разговорное" кино создают многие, а то, что делаем мы, не делает никто: кино без слов, говорящее очень о многом, - поясняет он. - И мне самому интересно создавать новый вид искусства, иной способ воздействия на зрителей, которые, мне кажется, очень соскучились по красивым историям и чистым эмоциям.
Кинематограф имеет свои законы, и соединить его с театральным искусством не так-то просто, признает хореограф. Поэтому, по его словам, идеальный фильм, который он видит в своем воображении, еще не снят. Тем более что свои условия диктуют время, помещение и техника для съемок. Но в кинотеатрах России, США, Великобритании, Германии, Израиля, Беларуси и других стран два года назад при полных залах шла киноверсия спектакля Бориса Эйфмана "По ту сторону греха".
В 2022 году фильм "Ночь нежна" (экранизация балета Up & Down по роману Френсиса Скотта Фитцджеральда) с большим успехом прошел в столичном Доме кино. В прошлом же году в широкий кинопрокат вышел фильм-балет Эйфмана "Роден" (его могут увидеть зрители 70 городов России и ближнего зарубежья). Хореограф говорит, что не прочь экранизировать весь репертуар своего театра. Было бы время.