2023 ГОД должен стать годом ВОЗРОЖДЕНИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА, считают эксперты. Терпевшие ограничения целых три года, теперь туристы будут ездить чаще и дальше. ОСОБЫЕ ОЖИДАНИЯ аналитики возлагают на путешественников ИЗ КИТАЯ.
В 2023 ГОДУ ЛЮДИ СНОВА НАЧНУТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ Число международных туристов в Европе и на Ближнем Востоке в 2023 году может вернуться к допандемическому уровню, прогнозирует Всемирная туристская организация ООН. В целом же число международных туристов может достичь в этом году 80–95% от допандемического уровня, что будет зависеть от возможного экономического спада, восстановления путешествий в Азиатско-Тихоокеанском регионе и развития российско-украинского конфликта.
Всемирная туристская организация ООН ожидает успешный год для туризма даже с учетом различных проблем. В 2022 году восстановление отрасли происходило быстрее, чем ожидалось: в путешествия отправились более 900 млн туристов по миру, что вдвое больше, чем в 2021 году, но все же только 63% от допандемического уровня, отмечают в организации. В каждом глобальном регионе фиксируется заметное увеличение числа международных туристов. Самый сильный рост — 83% от допандемического числа — наблюдается на Ближнем Востоке. В Европе число прибытий достигло почти 80% от допандемического уровня: в 2022 году регион принял 585 млн туристов. В Африке, Северной и Южной Америке число туристов достигает 65% от уровней до пандемии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе их было только 23%. Свежий индекс доверия Всемирной туристской организации ООН демонстрирует осторожный оптимизм — на январь—апрель его уровень выше, чем за тот же период 2022 года. Этот оптимизм подкрепляется открытием Азии и высокими показателями расходов в 2022 году как на традиционных, так и на развивающихся туристических рынках, включая Францию, Германию, Италию, а также Катар, Индию и Саудовскую Аравию.
БОЛЬШИЕ ОЖИДАНИЯ СЕКТОР ВОЗЛАГАЕТ НА ТУРИСТОВ ИЗ КИТАЯ
В 2019 году крупнейшим в мире рынком выездного туризма был Китай, и его открытие важно для восстановления туристического сектора в Азиатско-Тихоокеанском регионе и во всем мире. За год до пандемии 155 млн китайских туристов потратили за границей более четверти триллиона долларов. В краткосрочной перспективе возобновление поездок из Китая благоприятно скажется на азиатских направлениях, считают во Всемирной туристской организации ООН. Однако это восстановление будет зависеть от наличия и стоимости авиаперелетов, строгости визовых режимов и ограничений, связанных с COVID-19. К середине января в общей сложности 32 страны ввели ограничения, связанные с поездками из Китая, в основном из Азии и Европы. Туризм во всем мире будет поддерживать высокий спрос со стороны Соединенных Штатов, где доллар по-прежнему силен. В частности, в Европу по-прежнему будет поступать большой поток туристов из США, отчасти из-за более слабого евро по отношению к доллару. По словам партнера шэньчжэньского офиса McKinsey Стива Саксона, в 2019 году из Китая в среднем летали около 12 млн авиапассажиров в месяц, но за годы ковида эти цифры упали на 95%. Он прогнозирует, что к лету эта цифра вырастет примерно до 6 млн авиапассажиров в месяц из-за любви к путешествиям молодых богатых китайцев. Бронирования на зарубежные поездки во время Нового года по лунному календарю с 21 по 27 января выросли на 540% по сравнению с прошлым годом. Средние расходы на бронирование подскочили на 32%. Наиболее популярными направлениями стали Азиатско-Тихоокеанский регион: Австралия, Таиланд, Япония и Гонконг. США и Великобритания также вошли в первую десятку наиболее востребованных стран. «По нашим оценкам, Гонконг, Таиланд, Вьетнам и Сингапур выиграют больше всего, если импорт туристских сервисов Китая вернется к уровню 2019 года», — говорят аналитики Goldman Sachs. По данным аналитиков, Гонконг — самый посещаемый город в мире, и в 2019 году в него прибыли чуть менее 56 млн человек, большинство из которых из материкового Китая. За счет увеличения экспорта и доходов от туризма Гонконг сможет увеличить свой ВВП примерно на 7,6%, ВВП Таиланда может вырасти на 2,9%, а Сингапура — на 1,2%, прогнозируют аналитики Goldman Sachs. По словам официального представителя Министерства иностранных дел КНР Мао Нин, во время Праздника весны (Нового года по лунному календарю) в этом году за границу выехали более 2,87 млн человек. Это примерно 410 тыс. человек в день, что на 120,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внутри страны было совершено более 300 млн поездок, а кассовые сборы фильмов о китайском Новом годе превысили 6,7 млрд юаней. «Быстрое наращивание… [банковских] депозитов за последний год свидетельствует о том, что домашние хозяйства в Китае накопили значительные денежные запасы», — говорит макростратег TD Securities Алекс Лу, отмечая, что строгие локдауны, вероятно, привели к ограничению расходов домашних хозяйств. По его словам, китайские потребители могут начать «мстить» за долгое время запретов, начав тратить деньги, что происходило на многих развитых рынках, когда они открывались в начале прошлого года. Экономисты называют это отложенным спросом: потребители, долго терпевшие ограничения на передвижения и поездки, теперь начинают путешествовать с еще большей активностью.
В 2023 ГОДУ ТУРИСТЫ БУДУТ ЭКОНОМИТЬ
Тем не менее ожидается, что туристы будут все чаще экономить — искать оптимальное соотношение цены и качества во время путешествий, выбирая поездки недалеко от дома. Согласно отчету Европейской комиссии по путешествиям за декабрь 2022 года, для европейцев цена и близость были определяющими факторами при выборе направлений для путешествий в 2023 году. Похожая ситуация в США. Половина американских путешественников признаются, что опасения по поводу их финансового положения будут влиять на решения о поездках на ближайшие шесть месяцев. 56% респондентов в качестве основного фактора для выбора направления указывают стоимость авиабилетов.
КАК ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА ОТРАЗИТСЯ НА КОМПАНИЯХ И АКЦИЯХ ОТРАСЛИ
Восстановление туристической отрасли поможет этим компаниям увеличить прибыли. В целом Всемирная туристская организация ООН прогнозирует приближение мирового турпотока к уровню 2019 года. Это значит, что заработать больше смогут бизнесы из разных точек мира. Если в азиатском направлении возобновление туризма только начинается, то в США внутренние поездки уже стабилизировались. В 2020 году расходы на поездки в США сократились на 42%. К апрелю 2022 года расходы на поездки в США, увеличившись на 3%, достигли $100 млрд, превысив допандемический уровень. Авиасообщение в США почти вернулось к допандемическому уровню: по данным сайта управления транспортной безопасности США, контрольно-пропускные пункты страны в октябре и ноябре 2022 года пересекли 132,4 млн человек, а за те же месяцы 2019 года — 140,2 млн человек. Авиакомпания Delta Air Lines превзошла прогнозы аналитиков за третий и четвертый кварталы. Возросшие расходы, связанные с ростом стоимости топлива, снизили часть дохода, но чистая прибыль уже приблизилась к уровням 2019 года — за четвертый квартал 2022 года она составила $828 млн, что только на 9% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Это отражает готовность путешественников продолжать поездки даже по высоким тарифам, которыми компания компенсирует возросшие расходы, отмечает CNBC. Более того, спрос на услуги компании премиум-класса сильно выросли. Выручка компании American Airlines за четвертый квартал 2022 года выросла на 17% по сравнению с тем же периодом 2019 года. За весь год компания получила чистую прибыль в размере $127 млн по сравнению с убытком $1,99 млрд за 2021 год. Еще одна американская авиакомпания United Airlines превзошла по итогам четвертого квартала результаты 2019 года на 31% — прибыль составила $843 млн. Авиакомпании смогли выйти на прибыльность, несмотря на высокие затраты на топливо, рабочую силу и другие расходы, связанные с восстановлением их работы, благодаря спросу со стороны потребителей и их готовности платить даже по более высоким тарифам, отмечает CNBC. Аналитики считают, что от восстановления туристической отрасли в 2023 году выиграют также такие компании, как сервисы бронирования, аренды жилья, сети отелей и развлекательные учреждения.