27 июля градостроительно-земельная комиссия Москвы на очередном заседании одобрила проект реконструкции Госархива России, расположенного на Бережковской набережной. Это лишь один из этапов масштабного благоустройства берегов Москвы-реки. Мы побывали на одной из самых интересных набережных Москвы — Карамышевской. История появления ее и одноименного гидроузла на карте столицы полна драматизма, здесь причудливо переплелись многие человеческие судьбы.
Весной 1931 года поступил приказ: более 54 тысяч домов по берегам Москвы-реки от Дубны до Перервы должны быть перевезены подальше от берегов, вглубь территории. Такая же участь ждала и хаты деревень Карамышево и Мневники. Их — невиданное дело — впервые перевозили на санях целиком — со всем скарбом, печными трубами, ухватами и бабушкиными сундуками... Воспоминаниями, снами и даже пейзажем за окном... Поселения передвинули на полтора километра, чтобы построить Карамышевский гидроузел — часть масштабного проекта канала Москва — Волга. Деревни мешали спрямлению узловатого русла несудоходной тогда Москвы-реки.
Сегодня Карамышевский гидроузел — одно из самых грандиозных сооружений столицы — не только поставляет электричество в окрестные районы, но и регулирует уровень воды в Москве-реке.
Мало кто знает, как строился этот объект, сколько труда и усилий приложили люди, как изменился пейзаж в районе гидроузла.
Теперь, глядя на бетонные берега главной реки столицы, сложно представить, что когда-то она была мелководной, разливающейся каждую весну, вздорной речушкой. По ее темным водам теперь ходят речные трамвайчики, баржи и пароходы. А когда-то напротив Кремля Москву-реку можно было перейти вброд.
Сейчас в районе Хорошево-Мневники выросли жилые высотки, появились современные магазины, по улицам торопливо побежали автобусы. Глядя на этот урбанизированный пейзаж, с ходу и не представишь, что всего лишь сто лет назад жизнь здесь била в буквальном смысле ломом и кайлом на одной из самых масштабных строек страны.
ГОРОД-ПРИЗРАК ПОД БОКОМ
На западе города раскинулся бывший поселок Главмосстроя. Он расположен на искусственном острове, образованном излучиной Москвы-реки и Карамышевским спрямлением.
Небольшой участок суши буквально копирует декорации к фильму «Сталкер» Андрея Тарковского: серые остовы зданий, поросшие травой и деревцами, заброшенные подвалы, со сводов которых монотонно капает вода. Все как и в той «зоне». Под ногами обертки шоколада и упаковки супов быстрого приготовления. Кое-где даже истрепанные книги, отпечатанные еще в середине прошлого века.
Как сохранились они под дождями и снегами современности, не распавшись в труху? Вот уцелевший подвал дома № 6 в проезде Главмосстроя. Сырое, темное помещение, заваленное ящиками, битым кирпичом и стеклом, пустует.
А если взобраться на останки одного из домов — вдалеке виднеются башни комплекса «Москва-Сити». Современного, пышущего жизнью. Здесь же — пустошь и звенящая тишина. Отсюда небоскребы кажутся гостями с другой планеты, где светлое будущее уже наступило.
ПОДЧИНИТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКУ
Идея соединения Москвы-реки с Волгой возникла задолго до того, как за реализацию этого проекта взялись большевики. Соединить Москву-реку и Волгу мечтали еще российские императоры. Петр Первый предлагал сомкнуть две водные артерии ради возвышения Москвы как торгово-промышленного центра.
— Основные функции канала Москва — Волга были прописаны в постановлении совета народных комиссаров от 8 сентября 1935 года, — рассказывает «ВМ» главный инженер федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы» Андрей Андросов. — Он строился для снабжения предприятий и москвичей водой, обводнения Москвы-реки и ее притоков, получения электроэнергии, соединения Москвы-реки с Волгой. Волжская вода перекачивается каскадом насосных станций канала, проходит 75-километровый путь, поднимается на 38-метровую высоту, заполняет чаши пяти судоходных водохранилищ водораздельного бьефа.
Канал возводили не только для обеспечения столицы водой. Необходимо было возобновить судоходство на главной столичной артерии и окончательно превратить Москву в порт пяти морей.
Портом столица стала в 1937 году, когда было завершено строительство канала Москва — Волга. Тогда столичная водная артерия получила выход к пяти морям. Кстати, идея соединения Москвы-реки с Волгой и судоходства по единому водному транспортному пути прослеживается в фильме Григория Александрова «Волга-Волга» — любимой картине Иосифа Сталина. Герои ленты путешествуют из провинциального города Мелководска в столицу именно на пароходе.
НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ ВОДЫ
Одно из основных сооружений канала — Карамышевский гидроузел. Его задача — поднять уровень воды в реке на несколько метров.
— В результате строительства Карамышевского и Перервинского гидроузлов уровень воды в реке поднялся на три метра, — говорит Андрей Андросов. — Гидроузел состоит из бетонной водосливной низконапорной плотины, гидроэлектростанции и шлюза № 9, который находится на спрямлении Карамышевской излучины.
Москва-река ранее здесь была извилистой, что фактически ставило крест на судоходстве. Поэтому было принято еще одно решение о «подчинении природы человеку» — спрямлении русла реки. Для этого прорыли судоходный канал со шлюзом — Карамышевское спрямление, которое проходит в глубокой, 30-метровой выемке, его длина равна километру.
Сооружение гидроузла проектировалось советским архитектором сталинской эпохи Алексеем Рухлядевым, который разрабатывал внешний облик Северного речного вокзала. Строение по сей день поражает своей монументальностью, величественностью, красотой и изяществом, возвышаясь среди густой поросли. А как иначе? В те годы не строили серых коробок.
Гуляю по набережной, заросшей зеленью. На берегу разместились немногочисленные отдыхающие, рыбаки с удочками. Кажется, что это спокойствие и размеренный ритм ничто не может нарушить. Но тут открываются ворота гидроузла, из которых выходит буксир, оставляя за собой резко пахнущий шлейф выхлопных газов. За ним идет баржа с щебнем, разрезая водную гладь. Однако никто из завсегдатаев этих мест не обращает на суда никакого внимания — привычная картина. Только рыбаки раздосадованы — рыбу распугали.
ПЕРЕКОВКА ТРУДОМ
В 30-е годы прошлого века это слово широко использовалось в системе исправительно-трудовых лагерей. Считалось, что, находясь в лагерях, заключенные должны пересмотреть свои взгляды на жизнь и отойти от преступного прошлого.
Крупнейшим лагерным объединением ОГПУ-НКВД был Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, созданный в 1932 году для строительства канала Москва — Волга. По данным Госархива РФ, на 1 января 1933 года в Дмитлаге числились более 10 тысяч заключенных, на 1 января 1936 года — более 192 тысяч человек. С Соловков прибыла опытная охрана. Из Свирлага (Свирьлага) специально были доставлены служебные овчарки — Амур, Дина, Треф, Зигфрид — уникальные собаки, способные патрулировать большие территории и понимавшие команды буквально без слов. Псов отдельным приказом поставили на довольствие.
Подъем в лагере трубили в 5:30, рабочий день начинался в 7:00 и заканчивался в 17:00, культурно-воспитательная работа проводилась с 19:00 до 22:00.
Люди отбывали наказание в том числе по уголовным статьям за бандитизм, хищения, убийства и по многим другим. Были среди заключенных и представители творческой интеллигенции.
Один из них — Константин Соболевский, сын известного гео физика Станислава Соболевского. Его арестовали спустя месяц после начала учебы в Полиграфическом институте.
«Также в числе зэков были театральный режиссер, художник Игорь Терентьев, поэтесса Лада Могилянская, возглавившая одну из лагерных газет «За новую людыну», — говорится в главе сборника материалов и исследований «Канал Москва — Волга: история и современность» под авторством Николая Федорова, бывшего главного редактора «Дмитровского вестника».
Будущий патриарх Пимен работал в Дмитлаге ветеринаром — лечил псарню ВОХРы.
На первый вселагерный слет передовиков производства в августе 1935 года писатель Максим Горький прислал приветствие: «Пора вам, ребята, понять, что, воруя теперь, в наши дни, воруют у государства, что сегодняшние воры — враги уже не маленькой кучки крупных грабителей, а враги 170 миллионов рабочих и крестьян, которые героически создают новое небывалое в мире государство. Желаю вам успеха и бодрости в вашей большой работе».
22 апреля 1937 года канал посетили Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Николай Ежов. А 28 апреля были арестованы тогдашний начальник Дмитлага Семен Фирин и начальник третьего отдела лагеря — аналог службы собственной безопасности — Сергей Пузицкий, они стали «контингентом».
Тогда в третьем отделе Дмитлага работала машинисткой бабушка старшего научного сотрудника музея-заповедника «Дмитровский Кремль» Вячеслава Кашко Матильда Бучумова-Анучкина. Она — одна из немногих сотрудников, не попавших под репрессии.
— Те события настолько потрясли мою бабушку, что в течение всей своей долгой жизни она ни слова не рассказала о своей работе в Дмитлаге, — рассказал «ВМ» Вячеслав Кашко.
МАШИНА ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ
В музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» одна из экспозиций посвящена истории Дмитлага. Представлены документы, фотографии тех лет, где запечатлены трудовые будни исправительной колонии, газетные публикации, посвященные строительству, где ударники из числа заключенных улыбаются с черно-белых фотографий. Искренне или так они показывают блатную удаль? «Нам все Божья роса, начальник».
Есть и вырезки из советских передовиц, вселявших оптимизм и энтузиазм в советского обывателя, представлены и орудия труда заключенных, с помощью которых человек подчинял себе природу. В 30-е годы орудиями труда зэков были лопаты, наспех тут же сколоченные тачки — «машины ОСО — две палки и колесо», в которых вывозились песок, глина, ил, камни.
Особое место в музее занимает гипсовый макет трассы канала Москва — Волга, созданный заключенными в 1934 году. Имена создателей сгинули во времени. Он выполнен фактически из подручных материалов.
С удивительной точностью здесь изображены водоемы, железнодорожные пути, населенные пункты Московской области, да и сама столица в тогдашних ее границах.
На фоне «привычных» лагерных атрибутов выделяется простая деревянная хлебница, сделанная одним из заключенных. Корзинка из деревянных планок. Но если присмотреться, увидишь очертания тюремной решетки с элементами колючей проволоки — лагерный быт, от которого не убежать. После запуска канала Москва — Волга в 1937 году Дмитлаг закрыли. Свою основную функцию он выполнил.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ЗЭК
После окончания строительства Карамышевского гидроузла логично встал вопрос: где будут жить сотрудники? С жильем в самой Москве в те годы было сложно: люди ютились в многокомнатных коммуналках — наследии «царского режима». Место для жилья сотрудников гидроузла выделили рядом с работой — буквально в нескольких сотнях метров от набережной.
И в 1937 году здесь — ныне на улице Народного Ополчения — был возведен по тогдашним меркам практически дворец — среди бараков вырос семиэтажный дом по проекту архитектора Алексея Рухлядева.
— Для того времени и тех мест это было монументальное здание на 24 квартиры, и отдельная жилплощадь, пусть и не в Москве, но со всеми удобствами, лифтом, освещаемой лоджией была мечтой практически любого советского гражданина, — рассказал москвовед Денис Рамодин.
В доме всего два подъезда, первый этаж — нежилой, занят немногочисленными магазинчиками. Фасад здания аккуратный, издалека не видно ни одной яркой детали, но ближе заметно, насколько гармонично его оформление — лоджии-балконы вписаны в общий конструктив.
— Дом, конечно, старый, — рассказала мне жительница Татьяна Семяшкина. — Деревянные перекрытия уже обветшали, поэтому повесить что-то на стену — задача практически зряшная: шурупы и болты попросту вываливаются. Зато здесь хорошая звукоизоляция.
…Шумит оживленная улица Народного Ополчения, на многочисленных стройплощадках работает техника — возводятся современные небоскребы, откуда открывается шикарный вид на реку и Москворецкий парк. Почти как у классика: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое. Город был виден почти до самых краев».
Кажется, что практически ничего не изменилось — те же стройки, та же река. Только человек все еще борется за первенство с природой.