Дэнни Бойл выглядит как обычный консультант-флегматик. Но то, к чему 62-летний режиссер профессионально прикасался, становилось большим кино на протяжении десятилетий. Совсем недавно Бойл попал в газетные заголовки после того, как отказался стать режиссером 25-го фильма о Джеймсе Бонде – предположительно из-за разногласий с продюсерами и самим Дэниелом Крейгом
Мистер Бойл, ваш фильм Yesterday – это история о молодом музыканте, который вдруг понимает, что он единственный человек в мире, знакомый с The Beatles и их музыкой. Весь остальной мир забыл об этой группе, потому что ее не существовало. Что значит великолепная четверка и их песни лично для вас?
Мне было восемь лет в 1964 году, когда The Beatles совершили огромный прорыв в истории британской рок-музыки, и, конечно, они сыграли, особенно на севере Англии, большую роль в жизни каждого. Но честно говоря, они никогда не были моей любимой группой. Когда я был подростком, Дэвид Боуи или Led Zeppelin были для меня гораздо важнее. Но для фильма, конечно, я теперь глубже размышляю над значимостью The Beatles. И только сейчас мне стало действительно ясно, насколько фундаментальным было их воздействие на развитие всего западного общества.
Звучит возвышенно...
Да, но я действительно так думаю. В конце Yesterday, во время проигрывания оригинальной версии песни Hey Jude, мы показываем фотографию четырех визжащих девушек. И эти четыре безымянные девушки изменили наше общество. В то время таких поклонников изначально считали истеричными идиотами, но на самом деле они были частью молодежных протестов. И они дали этим парням уверенность в себе, в том, что им стоит развивать и совершенствовать свою музыку, от понятных всеми попсовых песен до экстраординарных, выразительных записей, ставших шедеврами рок-классики.
Да, за их творчеством стояли огромные перемены, но общество не поспевало за ними, не так ли?
Сначала – да, но потом все закрутилось. Битломания стала катализатором культурного движения, в котором молодежь неожиданно встала и сказала: «У нас нет больше желания быть вовлеченными в ваши войны и умирать за вас. Мы больше не будем выполнять ту работу, которую вы нам предопределили. Мы будем себя творчески выражать так, как сами захотим. И мы будем любить того, кого мы хотим и как мы хотим. Это может показаться наивным и романтичным, и, конечно же, поначалу визгливые девчонки смеялись как ненормальные. Но за этим последовало студенческое движение, движение за мир, падение Берлинской стены, все эти вещи. И действительно, с тех пор в Западной Европе не было больше войны. Конечно, есть много факторов, которые способствовали этим событиям, но ключевыми были эти молодые девушки – и в сущности, именно The Beatles.
Давайте немного поговорим о музыке этих четверых. В чемсостоит, на ваш взгляд, этот огромный успех The Beatles?
Даже и не знаю, существует ли вообще ответ на этот вопрос. Но, интенсивно работая с их творчеством, сложно не заметить, насколько их песни действительно неподвластны времени. Когда вы слушаете Yesterday, трудно сказать, к какому времени принадлежит эта песня. С одной стороны, она как будто бы давнишняя, как народная песня прошлых веков. А с другой – звучит так, как будто кто-то только что включил микрофон и спел песню в первый раз. То же самое и с Let It Be и многими другими песнями The Beatles. Вечные шедевры. И на этот счет у меня есть одна теория, которая касается не только The Beatles.
И какая же?
Это весьма притязательно и глупо, но почему-то я верю, что чувство величественной музыки заложено в нашей ДНК. Я думаю, что мы все каким-то образом несем это в себе, и просто требуется внешний стимул, чтобы музыка тебя эмоционально затронула. У всех великих это получилось – будь то Пол Маккартни и Джон Леннон или Моцарт и Бетховен – затронуть душу каждого. Перед их музыкой никто не сможет устоять.
Какая песня для вас лично является величайшей песней всех времен?
White Man In Hammersmith Palais группы The Clash – для меня лично номер один. Но что касается The Beatles, то A Day In The Life – моя любимая. Потому что эта песня в один момент – соло Джона, в следующий – Пола, а затем снова Джона. Оглядываясь назад, мы знаем, что многие работы The Beatles можно отнести либо к одному, либо к другому, и они часто работали независимо друг от друга. Но в этой песне они по-настоящему объединились. И радость, которую они испытывали, хотя в то время у них и было много разногласий, передается слушателю.
Это было действительно сложно и дорого получить права на песни The Beatles?
Это было не так дорого, так как мы в основном использовали кавер-версии песен, а не их оригиналы. Но конечно, нужно иметь разрешение, потому что есть ограничения по использованию музыки группы. Например, на политических мероприятиях. Им понравилась наша идея для фильма. И мы заключили сделку, что мы можем неоднократно использовать в фильме от 15 до 18 песен.
Значит, не было никакого вмешательства со стороны Пола Маккартни или Ринго Старра?
Нет, вовсе нет, что, конечно, является благословением для режиссера, потому что вы хотите иметь свободу делать и говорить все, что хочется, а не делать все так, как считает группа. В свою очередь, они не содействуют нам и не наделяют фильм своим знаком качества. Их песни – их наследие, и, конечно, они не обязаны одобрять вторичные версии этих песен. Например, они никогда не скажут, какая кавер-версия им понравилась больше всего. Так что их работа остается незатронутой, независимо от того, что с ней делают другие.
Но все же они отреагировали как-то на фильм?
Конечно, мы разослали фильм всем не ради их одобрения, а просто из вежливости. Я допускал риск того, что они его возненавидят и лишат нас прав на музыку. (Смеется.) И Ринго, и вдова Джорджа Оливия были очень тронуты Yesterday и написали нам теплые слова. Я не думаю, что Пол посмотрел его, но он видел трейлер, и ему понравилась история. Мы спросили его, можно ли назвать фильм Yesterday. Не то чтобы у него были права на слово, но все-таки он написал эту песню. Его встречным предложением было назвать фильм Scrambled Eggs («Яичница-болтунья»). Потому что Yesterday изначально называлась Scrambled Eggs. Когда Пол придумал мелодию песни после того, как проснулся, у него все еще не было текста, и вместо Yesterday он пел изначально Scrambled Eggs.
Решающую и прежде всего неожиданно юмористическую роль в фильме играет Эд Ширан. Как это случилось?
Когда я прочитал первый сценарий, я сразу понял, что история имеет удивительные параллели с историей Эда Ширана. Один малоизвестный музыкант из Саффолка, который выступает в пабах и на небольших фестивалях, но затем чуть ли не за ночь становится суперзвездой. Эд испытал в реальной жизни то, что происходит с нашим главным героем в Yesterday. И не только это: он так же, как герой фильма, потерял свою любовь на фоне невероятного успеха, а после того как успех и слава разделили их и привели к разрыву, смог это преодолеть и в конце концов женился на своей школьной возлюбленной. Его жена Черри даже сыграла небольшую роль стюардессы в фильме.
В фильме по сути речь идет также и о плагиате. Кто-нибудь когда-либо крал у вас идею фильма?
Нет, но я украл несколько у других. (Смеется.) Хотя я бы это так не назвал, потому что для меня наследовать идеи и попадать под влияние других – это неотъемлемая часть искусства. Где заканчивается граница дозволенного и начинается кража – это должны выяснять юристы. Культура – это всегда плавильный котел, где вы стоите на плечах тех, кто был до вас. Вы оказываете плодотворное влияние друг на друга, что также случилось и с The Beatles. Мотив Ob-LaDi, Ob-La-Da, например, был как-то услышан ими и непосредственно вдохновился от музыкального стиля регги, который в то время широко распространился в Англии.
За исключением вашего главного героя Джека, в Yesterday все люди слышат песни The Beatles впервые. А какие произведения искусства вы бы предпочли услышать или увидеть как будто в первый раз?
Например, картины Пикассо или книгу Мэри Шелли «Франкенштейн». Если это фильм, то определенно «Апокалипсис сегодня». Иначе говоря, если бы фильма не было и только я помнил его, то я бы снял его сам. Я видел его так много раз, что я, вероятно, смог бы сделать его максимально близким к оригиналу. И я бы также не чувствовал себя виноватым, в конце концов, я бы отдал что-то миру, что, без сомнения, является неотъемлемой частью нашей истории. Перед этой же дилеммой стоял и герой нашего фильма Джек. Разве это не его прямая обязанность – снова познакомить мир с этими уникальными песнями?
И что бы вы сделали, если бы вы сами исчезли из коллективной памяти, а в поиске Google по вашему запросу на «Дэнни Бойл» вы бы ничего не нашли?
О боже, хороший вопрос. Я думаю, что это причинимало мне массу беспокойства, и я начал бы все заново. Заново строить свою жизнь. Просто снял бы все фильмы еще раз. В надежде, что Google найдет их во второй раз и я не застряну в бесконечном замкнутом круге, как Сизиф. (Смеется.)