После оглушительного обвала рубля в прошлом декабре нынешней весной рост цен замедлился, и жизнь кажется уже не такой страшной. Но рецессия в экономике никуда не делась, а значит, риски для населения только возрастают.
На фоне ажиотажа вокруг Дня Победы идеологический подтекст первых майских праздников оказался полностью позабыт. В общественном сознании 1 мая, которое, кстати, является выходным днем не только в России, но и, например, во Франции, давно стало просто возможностью лишний раз съездить на природу. Но с этого года борьба трудящихся за свои права вновь должна выйти на первый план. Экономический кризис, отмечают эксперты, оказавшись не таким глубоким, как его предшественник 2008 года, затянется надолго, а значит, снижение уровня жизни, уже зафиксированное россиянами, продолжится.
По оценкам россиян, темп роста цен по сравнению с началом года в целом несколько замедлился, говорят данные опроса ВЦИОМа от 6 мая. Несмотря на то что о существенном подорожании стали говорить меньше, повышение цен, а, следовательно, и снижение качества жизни, все же отмечают. Согласно результатам опроса, в последние месяцы все больше россиян вынуждены прибегать к различным ухищрениям, чтобы приспособиться к сложившейся экономической ситуации. Так, выросло число тех, кто в последние полгода перешел на более дешевые продукты (с 16% до 24%) или вовсе отказался от приобретения некоторых товаров (с 18% до 26%). 36% опрошенных стали закупать продукты впрок, а 33% начали выращивать собственные овощи и фрукты.
30% россиян ведут поиск более высокооплачиваемой работы или приработка, 28% тратят сбережения на повседневные расходы. Среди других способов удержания на плаву — взять деньги в долг у знакомых (25%), принять от них безвозмездную помощь (24%) или оформить кредит в банке (22%). Некоторые продают ценное имущество и даже личные вещи (8%).
Росстат также отмечает, что россияне перешли на режим экономии. Потребление в первом квартале этого года сокращалось: на покупку товаров и оплату услуг россияне направили 78,1% своих доходов, тогда как за тот же период в прошлом году — 82,3%.
Реальная заработная плата в первом квартале 2015 года снизилась на 8,3% по сравнению с 2014-м, отмечают в Минэкономразвития. При этом в марте она упала на 9,3% против снижения на 7,4% в феврале. За январь-март инфляция составила 7,4%, что стало самым высоким показателем с 1999 года. "В условиях сохранения достаточно напряженной экономической ситуации население старается обезопасить себя с помощью сбережений, еще больше ограничивая текущее потребление",— отмечается в мониторинге Минэкономразвития.
Улучшения ситуации не ждут даже те, кому это положено по должности,— члены правительства. По словам министра труда Максима Топилина, приостановление и даже снижение доходов в реальном измерении в течение первых двух месяцев очевидно, но есть надежда, что этот процесс остановится. При этом он отметил, что выйти на уровень 2014 года не удастся.
В этом году впервые с 1998-го уровень бедности перестанет снижаться и начнет расти, к таким выводам пришли специалисты Всемирного банка. В прошлом году уровень бедности в России был около 11%, то есть доходы ниже прожиточного минимума (а он составляет в России 8234 рубля) получали около 15,5 млн россиян.
В феврале 2015 года реальная заработная плата с учетом роста цен и тарифов снизилась на 9,9% в годовом исчислении, хотя номинально выросла на 5,2%, достигнув 30,6 тыс. рублей. Результаты опроса ФОС показывают — 66% граждан уверены, что в ближайшие месяцы их доход продолжит таять.
Исходя из базового сценария Всемирного банка, в этом году уровень бедности в России может подскочить до 14%, то есть за чертой бедности окажутся порядка 20 млн человек. Пессимистичный сценарий предполагает, что уровень бедности будет еще выше — около 15%. Индекс потребительской уверенности по итогам первого квартала рухнул до -32%, хуже было только в первом квартале кризисного 2009 года (-35%), отмечается в мониторинге Минэкономразвития.
В течение кризиса 2008 года этот показатель не понижался благодаря некоторому росту располагаемых доходов, отмечают эксперты Всемирного банка. Однако ввиду текущего ограничения бюджетных ресурсов в 2015-2016 годах дополнительная поддержка бедного и уязвимого населения, вероятно, будет менее существенной, чем во времена кризиса 2008-го (подробнее об этом — см. интервью на стр. 11).
Исходя из базового сценария Всемирного банка, в этом году уровень бедности в России может подскочить до 14%, то есть за чертой бедности окажется порядка 20 млн человек
Лидерами антирейтинга российских городов, жителям которых с трудом хватает на питание, в первом квартале 2015 года стали Липецк и Волгоград (21% населения), Саратов (19%), Ярославль и Пенза (18%), таковы данные исследования, проведенного социологами из Финансового университета при правительстве. По их оценкам, снижение роста ВВП, двузначная инфляция, падение доходов главным образом ударили по неимущим — неработающим пенсионерам (29%) и безработным (22%). Но есть и положительные моменты: доля бедных среди российской молодежи невелика — всего 4%, а среди студентов — и вовсе 1%. Этот показатель меньше, чем в 2013 году, и он становится конкурентным преимуществом страны.
Нельзя сказать, что власти игнорируют сложившуюся ситуацию. Поправки к федеральному бюджету 2015 года, принятые в апреле этого года, урезали на 10% основные статьи бюджетных расходов, но увеличили "социалку" на 5% (это более 200 млрд рублей). Деньги должны пойти на поддержку матерей, студентов, молодых семей и пенсионеров. На поддержку тех, кто окажется без работы, зарезервировано 82 млрд рублей. Впрочем, на прошлой неделе стало известно, что Минэкономразвития предлагает правительству рассмотреть возможность отказа от субсидирования регионов на поддержание занятости населения в связи с низким уровнем безработицы.
Насколько продолжительным может оказаться спад в экономике, сейчас не берется предсказать никто. Правительство традиционно демонстрирует уверенность, полагая, что пик кризиса уже пройден и дальше начнется медленное восстановление. Минэкономразвития ожидает, что уже в следующем году трехпроцентное падение сменится ростом в 2-2,5% в год. Многие эксперты этого оптимизма не разделяют. Так, бывший министр финансов Алексей Кудрин, выступая весной на одном из круглых столов, отметил, что на сегодняшний день общее мнение экспертов заключается в том, что после кризиса Россия из-за отсутствия "структурных заделов" выйдет на стагнацию экономики. "Это является самым серьезным вызовом, который стоит перед президентом. Стагнирующая экономика как минимум ближайшие пять лет, мы почти уже обречены",— заявил он. "Если мы в самое ближайшее время не займемся масштабнейшими структурными реформами, то я не вижу источников для экономического роста и, соответственно, процветания и конкурентоспособности нашей страны",— согласен с ним бывший коллега по кабинету министров, глава Сбербанка Герман Греф.