ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 29, 2022

Рывок в небеса

Рейтинг: 0

Автор: Иван Дмитриенко. Профиль

«Надеюсь, что, как и в ИТ-секторе, наша страна займет лидирующие позиции в мировой космической индустрии», – заявил в июне этого года премьер-министр Индии Нарендра Моди. И это больше, чем просто риторика. В последние годы индийские власти уделяют особое внимание космосу, подкрепляя державные амбиции реформами и финансовыми вливаниями.

Похоже, в полувековой истории индийской космонавтики намечается поворот. До недавних пор она была «вещью в себе», развиваясь неспешно, с опорой на собственные силы. Теперь сделана ставка на коммерциализацию отрасли и международное сотрудничество. Для России это хорошая новость: Индия ценна «Роскосмосу» как партнер, причем уже не младший, а вполне равный.

Начальный этап

В Индии считают началом национальной космической программы 1963 год, когда ракета Nike Apache стартовала с полигона Тамба на юге страны. Но это натяжка: полет проходил по суборбитальной баллистической траектории, да и ракета была американской. Свои средства выведения Индия начала разрабатывать в начале 1970-х. Первый успешный, по-настоящему индийский запуск датируется 1980 годом (на 10 лет позже Китая и Японии) – полетела легкая ракета SLV-3.

Впоследствии были разработаны три ракеты средней тяжести. В 1993-м состоялся первый запуск PSLV (грузоподъемность на низкую опорную орбиту – 3,8 тонны), в 2001-м – GSLV Mk.II (5 тонн). В 2014-м полетела 10-тонная GSLV Mk.III – не модификация Mk.II, а совершенно новая ракета, дающая Индии пропуск в межпланетную и пилотируемую космонавтику.

Пока количеством запусков страна похвастать не может: за предыдущие 10 лет их было всего 43, максимум семь штук в год (у России – 244 запуска за тот же период). Хватает и аварий: PSLV работает безотказно, а вот GSLV Mk.II из 14 запусков только восемь раз целиком выполнила программу полета. Кстати, недавно Индия разработала новую легкую ракету для запуска малых спутников SSLV-D1 (грузоподъемность – 500 кг). Ее первый полет состоялся 7 августа и тоже закончился неудачей.

Индийские ракеты славятся нестандартной конструкцией, утверждает популяризатор космонавтики, автор Telegram-канала «Zelenyikot и космос» Виталий Егоров. На разных ступенях GSLV используется три вида топлива – твердое, жидкое криогенное и жидкое высококипящее. «Обслуживать такие ракеты тяжело, – объясняет он. – Но выбора нет: Индия не может построить двигатели необходимой мощности. Приходится ставить твердотопливные двигатели там, где не хватает жидкостных».

Как бы то ни было, ракеты позволили вывести на орбиту десятки национальных спутников. Две основные группировки – INSAT и IRNSS. Первая представляет собой сеть геостационарных (вращающихся над экватором) спутников комплексного назначения: ТВ, связь, метеослужбы, спасательные операции. Задача IRNSS (она же NAVIC) – высокоточное зондирование Земли. Спутники расположены так, что покрывают всю Индию плюс 1500 км от национальных границ. По сути, это региональный аналог GPS или российской системы ГЛОНАСС (работает не хуже, уверяют индийские чиновники).

На создание этих аппаратов ушли десятилетия, но благодаря спутникам страна закрыла множество потребностей – от прогнозирования стихийных бедствий до дистанционного образования в деревнях. «Специализацией индийской космонавтики стало народно-хозяйственное обеспечение, – рассказывает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. – Во всяком случае, долго это был потолок ее возможностей. Теперь Индия научилась делать спутники и готова к следующим задачам».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни