Брифинг проводили в репинском зале на фоне огромного полотна «Александр Третий принимает волостных старшин». Изображенные на полотне люди гармонично продолжались толпами живых журналистов с камерами. Так, что сотрудники галереи, справедливо опасаясь за сохранность других работ Ильи Репина, просили собравшихся отойти. Но куда там.
События вечера 25 мая изложила директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Вот краткий пересказ. Человек долго бродил по залам. Фотографировал на телефон картины. Зал закрывался. Послушно последовал за смотрительницей, когда та предложила ему выйти. Уже на лестнице вдруг развернулся и «с невероятной скоростью» побежал назад. Пожилая смотрительница засеменила следом, но не успела - уже слышался звон стекла. Столбиком ограждения вандал за кратчайшее время нанес три удара по полотну Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Смотрительница повисла у Подпорина на руке. Прибежала охрана. Вандал не сопротивлялся. Сел на банкетку: «Я никуда не уйду».
БЫЛ ЛИ ВАНДАЛ ПЬЯН?
«Нет, - заявляет Зельфира Трегулова, - он вел себя как обыкновенный человек». То, что он развернется на лестнице и побежит назад, никто не мог предугадать.
ПОЧЕМУ В КАФЕ ГАЛЕРЕИ ПРОДАЮТ СПИРТНОЕ?
Все кафе принадлежат не Третьяковке, а арендаторам. У них есть лицензия на продажу алкоголя. «Но после случившегося мы поговорим с владельцами кафе. Спиртного там продаваться не будет», - пообещала Зельфира Трегулова.
СИЛЬНЫЕ ЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ НАНЕСЕНЫ КАРТИНЕ?
Очень сильные. Изначально картина считалась хронически больной и не покидала помещения: связь грунта с красочным слоем настолько слаба, что любое колебание чревато осыпаниями красок. Удары пришлись на центральную часть полотна.
К счастью, лица и руки то, что сложнее всего поддается реставрации, - не повреждены. Досталось одеянию, но вопреки ранней информации о том, что живописный слой не поврежден, а прорван только холст, оказалось, что краска осыпалась. От осколков пострадала авторская художественная рама. Впрочем, не вдребезги, как ранее сообщали очевидцы.
ПОЧЕМУ АНТИВАНДАЛЬНОЕ СТЕКЛО ЛОПНУЛО?
Потому что не было антивандальным. Репинское полотно защищало музейное стекло, отлитое в 1996 году в Германии. Хотя стекло довольно толстое - 4 миллиметра, оно в основном служит защитой красочного слоя от света, при этом позволяя рассматривать картину максимально комфортно, без бликов и без собственного отражения в стекле.
На вопрос, можно ли было защитить полотно антивандальной пленкой, специалисты ответили: «Нет, нельзя».
А ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ?
Этот вопрос оказался не очень прояснен. На брифинге журналистам сообщили, что таких стекол нигде в России нет. Потом отметили, что такие стекла очень дорогие и тяжелые, никакая рама их не выдержит. Следом пояснили, что установка таких стекол потребует серьезных переустройств помещения.
БУДУТ ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СТОЙКИ, СТАВШИЕ ОРУДИЕМ ВАНДАЛА?
Еще не решили, но, скорее всего, нет. Кстати, стойки не были прикручены к полу, потому что Третьяковка проводит много выставок, картины кочуют по музеям, и прикручивать их к полу бессмысленно.
КАК СПАСАЛИ ПОЛОТНО?
Соображали на ходу, придумали вставить между изображением и живописным полотном куски картона. Это позволило максимально защитить холст от осколков. Стекло было тяжелым, частично вмонтированным в раму. Полотно демонтировали ближе к полуночи.
ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ РЕСТАВРАЦИЯ?
Судя по всему, сумму в 500 тысяч рублей выдали сгоряча. Теперь речь идет уже о пяти миллионах рублей. «По разным оценкам, реставрация на первом этапе составит пока 5 - 10 млн. рублей, но это не окончательная цифра», - рассказал Станислав Кузнецов, председатель правления Сбербанка. Именно эта финансовая организация предложила взять на себя оплату работ.
ЧТО ЖДЕТ ВАНДАЛА ИГОРЯ ПОДПОРИНА?
Замминистра культуры Владимир Аристархов несколько раз просил донести позицию министерства и Третьяковки. Отныне наказание будет максимально суровым. Несмотря на то что законодательство предусматривает только штраф до трех миллионов рублей и до трех лет лишения свободы, все скоро поменяется. «Министерство культуры настаивает на максимально жестком наказании для человека, повредившего картину», сказал Аристархов.
ЧУВСТВУЕТ ЛИ ДИРЕКТОР ТРЕТЬЯКОВКИ ВИНУ?
Один из журналистов задал неудобный вопрос, вспомнив, что после покушения на полотно «Иван Грозный и сын его Иван» в 1913 году хранитель полотна покончил с собой...
- Вы хотите, чтобы я покончила с собой? - отозвалась Трегулова.
- Нет, но чувствуете ли вы вину?
Директор Третьяковки в ходе долгих рассуждений резюмировала, что случившееся нельзя было предугадать, а все, что было сделано потом, - сотрудники галереи сделали правильно.