Объявлена схема распределения полномочий между вице-премьерами правительства. Вопросы занятости в Белом доме стали общеэкономическими, а не социальными, все финансово-экономические вопросы переданы первому вице-премьеру Антону Силуанову. Научная и образовательная сфера объединены под кураторством Татьяны Голиковой. Инновационными институтами и «цифровым государством» будет заниматься вице-премьер Максим Акимов, из сферы строительства выделен блок автодорог, также перешедший под его контроль. Наконец, глава аппарата и вице-премьер Константин Чуйченко отвечает в Белом доме, в числе прочего, за вопросы СМИ, а также за совершенствование корпоративного управления — возможно, будет меняться общая практика работы Белого дома с госАО.
Справка о распределении полномочий между вице-премьерами правительства Дмитрия Медведева была распространена в понедельник, предполагается, что документ будет опубликован во вторник, 29 мая. Но большинство вопросов к дизайну нового правительства снято: полномочия вице-премьеров в Белом доме разделены в логике нацпроектов, которые они будут курировать, и неформальных пересечений сфер влияния в правительстве, видимо, будет меньше.
Подтверждена центральная роль среди вице-премьеров Антона Силуанова: как и его предшественник Игорь Шувалов, он отвечает за все вопросы, имеющие отношение к финансово-экономической политике. В Минфине с 25 мая появился второй пост первого замминистра: наряду с Татьяной Нестеренко его занял замминистра Леонид Горнин. В число же курируемых господином Силуановым вопросов впервые включена занятость — ранее она всегда относилась к социальному блоку Белого дома. Выделение рынка труда, как сферы компетенции Минтруда, из экономической сферы всегда было проблемой для Белого дома, в кризис 2008–2009 годов ряд вопросов фактически в «ручном» режиме решался Игорем Шуваловым в комплексе проблем крупных АО. Впрочем, уже к 2011 году, после ухода опасений резкого роста безработицы вопрос о занятости вернулся в соцблок. Теперь занятость признана экономической, а не социальной категорией и будет частью нацпроекта по повышению производительности труда.
Вторая и достаточно важная новость — как и предполагал “Ъ”, несмотря на выделение в структуре правительства Миннауки и Минпросвещения, оба ведомства останутся под контролем Татьяны Голиковой, как и Рособрнадзор, ставший федеральным ведомством. Под ее контролем предполагается реализовывать нацпроекты по демографии, здравоохранению, образованию и науке. Происходящее должно несколько трансформировать соцблок Белого дома, который теперь занимается всем комплексом социальных вопросов — от доходов домохозяйств до пенсионного обеспечения (за вычетом вопросов спорта, туризма и культуры — ими занимается вице-премьер Ольга Голодец; необычно то, что полномочия в сфере молодежной политики переданы не ей, а Татьяне Голиковой).
Нестандартно выглядят полномочия вице-премьера Максима Акимова. С одной стороны, не произошло ожидавшегося многими экспертами конфликта в Белом доме между «экономическим» и «цифровым» вице-премьерами, а также главой аппарата правительства: все вопросы «цифрового государства» переданы господину Акимову (включая госуслуги, цифровизацию госуправления, кроме того, в его же блок передаются и инновационные институты — от «Сколково» до технопарков). Оживление в этой сфере предполагается — так, практически первым постановлением Белого дома в новом составе 22 мая стал документ о передаче проекта «электронного паспорта» в правительстве из правоохранительной сферы в сферу госуслуг.
Кроме этого в его полномочиях вся транспортная отрасль, в том числе автодороги: ранее возникали предположения о том, что они будут переданы «строительному» вице-премьеру Виталию Мутко. Кроме того господин Акимов будет курировать вопросы недвижимости — судя по всему, связанные с кадастром и реестрами собственности. Полномочия самого Виталия Мутко вполне соответствуют статусу «строительного» вице-премьера в прошлых правительствах — это стройка (без дорог), вопросы регионального развития, сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией, а также национальная политика.
Полномочия вице-премьеров Алексея Гордеева, Юрия Борисова и Дмитрия Козака вполне соответствуют представлениям о полномочиях профильных вице-премьеров. При этом предполагаемой передачи тем природопользования и природных ресурсов под кураторство вице-премьера Юрия Трутнева не произошло — пост «аграрного» вице-премьера разросся до «природного», Алексей Гордеев отвечает в Белом доме за все, что касается отношений правительства и природы (Юрий Трутнев, правда, будет курировать развитие Арктики), и это довольно много. Минпромторг под руководством Дениса Мантурова в силу этого станет самым «разделенным» министерством: как промышленность его будет курировать Дмитрий Козак, как оборонный комплекс — Юрий Борисов, как главного природопользователя — Алексей Гордеев, а как бенефициара программ международной кооперации — Антон Силуанов.
Полномочия Константина Чуйченко как руководителя аппарата правительства достаточно стандартны: это планирование работы кабмина, контроль за исполнением решений, эффективностью работы федеральных органов исполнительной власти, вопросы госслужбы, взаимодействия с судами и прокуратуры. Тем не менее в его же полномочиях и вопросы «органов юстиции, правоохранительных органов», работа всех межправкомиссий (в них правительство РФ уже начало менять сопредседателей — так, Денису Мантурову поручено взаимодействие с Италией, Максиму Акимову — с Израилем, министру экономики Максиму Орешкину — с Японией). Вопросы реформы контрольно-надзорной деятельности, начатой в Белом доме министром по делам «Открытого правительства» Михаилом Абызовым, теперь также в компетенции господина Чуйченко — как и вопросы корпоративного управления.
Смысл последнего пункта в документе пока неочевиден. По данным “Ъ”, еще на прошлой неделе в правительстве предполагали провести совещание, связанное с управлением госАО и, в частности, утверждением директив на голосование в советах директоров госАО вице-премьерами. Предполагалось, что вице-премьеры в случае «конфликта интересов» (сам вице-премьер — член совета директоров) будут утверждать директивы у Антона Силуанова, а сам он — у Дмитрия Медведева. Пока совещание не проведено. Вопросы, связанные с госАО, принадлежат к числу самых проблемных в Белом доме, и возможно, упоминание «совершенствования системы корпоративного управления» в полномочиях Константина Чуйченко — начало ее перестройки: очевидно, что «отраслевое» распределение госАО не исчезнет, но, возможно, принципы управления госкомпаниями будут меняться.
Наконец, необычно и то, что глава аппарата правительства и вице-премьер будет курировать госполитику в сфере массовых коммуникаций и СМИ. Это дает возможность предполагать разделение вопроса о телекоммуникациях и о СМИ в правительстве на уровне вице-премьеров — полное слияние вопросов «транспорта» и «контента» в медиа было стандартным в правительствах РФ с 2000-х.