ТОП 10 лучших статей российской прессы за Апрель 5, 2019
Прощайте, батоно Георгий
Автор: Алексей КОЛЕНСКИЙ. Культура
4 апреля после долгой болезни на 89-м году жизни скончался всенародно любимый режиссер, классик отечественного кинематографа Георгий Данелия.
Картины мастера всегда с нами — до скончания времен, разобранные на цитаты, светлые, озорные, неповторимые. Нежной легкости авторского почерка мог бы позавидовать любой классик. Еще важнее — воздушная свобода речи, ее созвучие народной душе и тончайшим, самым частным эмоциональным переживаниям, служившим для Данелии равновеликими источниками вдохновения.
Георгий Николаевич немыслим вне любви к своим героям, их мелким неприятностям и открытиям, бедам и радостям. Режиссер убеждал: каждый человек вмещает и значит больше, чем зримый мир, и умел показать маленькую, легкомысленную жизнь как мужественное взросление, бесконечный процесс роста над собой.
И сам Данелия был воистину «в поле воин». Умел заглянуть в глаза и тихонько поинтересоваться с Сережей: «Дядя Петя, ты дурак?» Породниться с суровым морским волком и сквозь шторма отыскать «Путь к причалу». Прошагать пол-Москвы с юными Михалковым, Стебловым и Польских — так, что не осталось сомнений: эти наши едва оперившиеся юнцы играючи пройдут и Тихий океан, и тундру, и тайгу.
Подружившись с легконогой молодежью шестидесятых, режиссер открыл оригинальный жанр «лирической комедии», в которой как бы ничего, кроме удивляющейся самой себе жизни, ничего смехотворного не происходит. Зато происходят встречи с забавными персонажами, первой любовью и бескрайними горизонтами.
Зрительская любовь наполнила ветром режиссерские паруса, и Георгий Николаевич поступил как нельзя лучше — в каждой следующей картине он открывал новые грани жанрового гротеска и тонкой лирики. Именно ему довелось стать прямым кинематографическим наследником гоголевского прищура и раскрыть смысл сакраментальной фразы: «Скучно на этом свете, господа!» Конечно, это так, но суть в деталях. А когда вглядишься пристальнее да поразмыслишь, отчего же так «скучно», то, пожалуй, и расхохочешься — во все «Тридцать три» зуба; да затянешь песню на импровизированных без пяти минут покойным поминках — «Не горюй!»
Жизнь конечна, и мир безнадежно глуп, но ни разу не скучен и категорически исправим — будто бы настаивал Данелия, — было бы желание да надежные друзья. Сгодятся, впрочем, все, кого приручил: «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий»... А если все-таки останешься совсем один — ищи дорогу хоть в облаках, и обязательно отыщешь большую и родную землю, как «Афоня» или «Мимино».
С начала шестидесятых, от фильма к фильму, четверть века, Данелия усложнял обстоятельства поисков себя, дарил помятым «людям с улицы» интересную судьбу, шанс пробовать приключения на зуб, а затем — на вкус. При этом ненавязчиво подталкивал разобраться в себе — порой открывать до слез обидные, жалкие вещи — «Осенний марафон», «Слезы капали», «Кин-дза-дза!». И даже когда мир скукожился, обезличился, ограничился считанными метрами доверенной человеку судьбы, Данелия не отчаивался, а подставлял плечо романтикам, к которым, безусловно, принадлежал по праву свободного творческого выбора — «Паспорт», «Настя», «Орел и решка»...
Одолеть скрипучую машинерию «кин-дза-дзы» было выше любых человеческих сил. Это случай совсем особенный. Накануне съемок режиссер пережил клиническую смерть, и этот опыт не прошел даром — хит восьмидесятых оказался точным пророчеством новых смутных времен, надгробием которых стал анимационный сиквел «Ку! Кин-дза-дза!» 2013 года.
Прощаться с Георгием Николаевичем больно и трудно. Но его кино навсегда с нами. Уместно процитировать слова из «Мимино»: «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь... Мы еще увидимся. Я так думаю».
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.