Расстрел молодого полицейского Андрея Райского на станции метро «Курская» - из его же табельного пистолета — заставил говорить о том, что для полиции наступили черные времена. Что на самом деле произошло в служебном помещении, где Райский оказался один на один с уроженцем Киргизии Нурланом Муратовым и где прогремел роковой выстрел?
За последние полтора месяца в Москве совершены нападения уже на трех сотрудников. 27 июля пострадал полицейский, охраняющий дипмиссию Словакии (получил ножевые ранения, но выжил),
23 августа безумец из пневматического пистолета пытался расстрелять двух полицейских, несущих службу возле посольств Чили и Габона, и был убит ответным огнем. В Подмосковье обстановка не лучше.
21 августа 23-летний наркоман в Клину набросился с ножом на двоих стражей порядка, приехавших его задерживать. А 30 августа еще один наркоман, который нюхал клей на улице, нанес ножевые ранения двум сотрудникам Дзержинского отдела полиции. Это все были звоночки.
А настоящая трагедия случилась 3 сентября. На станции «Курская» Кольцевой ветки метро в туалете был застрелен из своего же табельного пистолета 23-летний полицейский Андрей Райский. Предполагаемый убийца — уроженец Киргизии — задержан.
Райский подал рапорт об увольнении с 6 сентября. Машинист по образованию (окончил железнодорожный техникум), он работал в полиции около двух лет. У него остались жена и двухлетний сынишка. Подробнее о биографии убитого полицейского читайте в материале «Он собирался уволиться через три дня». События в ночь со 2 на 3 сентябре разворачивались следующим образом. Андрей Райский заступил на службу вместе с двумя коллегами (что является нарушением, но об этом позже).
Райский вместе с коллегой дежурил в вестибюле. Третий коллега патрулировал платформу. Пока окончательно не ясно, почему Райский сменил место локации. Но, так или иначе, около 23.40 он оказался на платформе, где увидел пьяного гражданина (это был киргиз, 42-летний Нурлан Муратов). Далее версии случившегося разнятся.
По официальным данным, Райский хотел проверить документы. Паспорта у Муратова не оказалось, тогда полицейский попросил незнакомца проследовать в линейный отдел для установления личности. По пути киргиз захотел в туалет. Добросердечный Райский разрешил воспользоваться служебным сортиром на платформе.
Азиат долго не выходил, поэтому Райский прошел проведать обстановку. В помещении уборной, по версии следствия, киргиз отнял у полицейского табельный пистолет, выстрелил Райскому в голову два раза и убежал. Раненый скончался на месте. А киллер сел на прибывающий поезд и уехал.
Задержали беглеца в съемной квартире неподалеку от метро «Павелецкая» около 7.00 сотрудники того же отдела, где служил убитый. Мужчину опознала уборщица, которая столкнулась с ним лицом к лицу на платформе, сразу после того, как был расстрелян полицейский.
Есть и другая, альтернативная версия, которую выдвинули оперативники при первичном осмотре места происшествия. В воскресенье Муратов выпивал в компании друзей и жены, 37-летней Айнуры Султановой, в каком-то кафе. Мужчина, кстати, алкоголик со стажем. За распитие алкоголя Муратова в 2017 году задерживали три раза, причем однажды на территории метро. Всякий раз на нарушителя накладывали штраф в 500 рублей.
Киргиз поругался с женой, та обиделась, уехала домой. Муратов добирался своим ходом и, вероятно, был не слишком доволен этим фактом. Он потерялся в метро, оказался на «Курской». Вышел из вагона и встретился с сотрудником полиции. Конфликт произошел в уборной, куда попросился Муратов, а полицейский его сопроводил. Киргиз стал душить стража порядка (на шее убитого позже обнаружили характерные следы). Полицейский, защищаясь, достал ствол, выстрелил, но пуля отрикошетила и попала в голову Райскому через глаз.
Впрочем, сам Муратов настаивает на третьей версии — мол, еще неизвестно, кто застрелил Райского, который в туалете находился один. Сам Муратов якобы в это помещение даже не заходил.
— Без наручников я стоял рядом с дверью. Услышали выстрел, он зашел внутрь, а я потом убежал домой. Убежал я потому, что боюсь стрельбы. Никого не было, я кричал, что «скорую» вызывать надо. Кто его застрелил, я не видел, — рассказал киргиз на допросе.
Старший брат задержанного Канатбек придерживается этой же позиции.
С оружием он обращаться не умеет. Он простой грузчик на конфетной фабрике. Его жена там же работает. Воспитывает двух сыновей, они сейчас на каникулах в Киргизии. Ночью он приехал, рассказала жене, что с ним случилось в метро. Мол, зашел в туалет, увидел полицейского в крови и сразу же в ужасе выбежал. Попросил встретившуюся уборщицу вызвать «скорую помощь» и уехал.
Эту версию следователи хоть и рассматривают неохотно, но в то же время не спешат отметать.
Что вообще известно о Нурлане Муратове? Он родился в селе Кара-Кульджа Советского района Ошской области Киргизии, в 2006 году женился. И вскоре въехал в Россию — в Оренбург, где зарегистрировался в «резиновой квартире». Еще до получения паспорта и российского гражданства на Муратова накладывали штраф за нарушение правил въезда в Россию (при этом мужчина не судим).
Гражданство Муратов получил по упрощенной схеме, потому что Киргизия — страна Таможенного союза. Вместе с семьей около 7 лет назад перебрался в Москву. Тут он перебивался различными заработками и поддерживал устойчивые отношения с земляками, помогал родителям, которые остались в Киргизии.
По некоторым данным, Муратов принимал у себя на родине участие в боевых действиях и после этого имел большие проблемы с психикой.
В пресс-службе ГСУ СК РФ по Москве сообщили, что по факту смерти сотрудника полиции возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Мы спросили председателя Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаила Пашкина, почему, на его взгляд, произошла трагедия.
— Михаил Петрович, наверно, люди не идут работать в подземку из-за низкой зарплаты? Коллеги погибшего говорят, что на руки им выдают 25 тыс. руб...
- Это не совсем так... Зарплаты в метро нормальные. Оклад 25 тысяч плюс всякие доплаты. Около 40–45 тыс. рублей должно было выходить. Вопрос в другом — почему он на дежурстве был один? Везде должно быть по двое сотрудников! Если один повел куда-то задержанного, то второй должен подстраховывать. А по одному ходить нельзя. Знаю, что в метро даже наказывают сотрудников, если ты один и почему-то покинул свой пост. Отслеживают по камерам.
— Погибший был молодым сотрудником, окончил техникум не по специальности. Почему его вообще взяли в полицию?
— Подготовка-то первоначальная при поступлении в органы была... Но каждую неделю полицейский должен проходить боевую физическую подготовку — вот ее не проводят фактически нигде. Если бы этого сотрудника тренировали должным образом, то он бы знал, как себя вести, когда на посту ты один.
— А как надо себя вести?
— В данной ситуации он не должен был сопровождать человека в туалет в метро, а отправить в сортир на улице.
— То есть основная проблема нынешней ситуации — недобор кадров?
— Да. Уже много лет и главк, и управление на Московском метрополитене пытается добиться, чтобы год службы в метро считался за полтора, так как там такие же вредные условия, как у гаишников — а у них идет такой расчет. Тогда бы с кадрами на метрополитене все было бы в порядке.
— Насчет компенсации — выплатят родным положенные деньги в связи с гибелью сотрудника, если тот собрался увольняться?
— Обязательно. Семья получит 2 млн рублей.
ИЗ ДОСЬЕ «МК»: УБИЙСТВА ПОЛИЦЕЙСКИХ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
13 декабря 2013 года возле ресторана быстрого питания на Ленинградском шоссе были застрелены двое полицейских — сотрудники УВД Северного округа капитан полиции Владимир Шишкин и старший лейтенант Владимир Борисков. Они сидели в засаде, готовясь задержать с поличным подозреваемых в вымогательстве у коммерсантов. Бандиты заподозрили неладное и открыли огонь в упор. Погибшие были без бронежилетов.
4 ноября 2014 года в Солнечногорском районе Подмосковья бывший снайпер батальона «Призрак» Луганской народной республики Михаил Константинов (Медведь) вместе с двумя сообщниками расстрелял автоинспекторов — старлеев Дениса Дубовского и Андрея Ефанова. Полицейские остановили на трассе подозрительный «уазик» для проверки документов. Как выяснилось позднее, бандиты собирались грабить точки с проститутками.
6 ноября 2015 года в московском районе Марьино 32-летний боевик из Дагестана убил патрульного ППС УВД по Юго-Восточному округу столицы, который остановил его для проверки документов.