Перед началом фильма "Батальонъ" первым зрителям показали трейлеры киноновинок "Территория" и "Битва за Севастополь".
На постере фильма "Батальонъ" написано: "От создателей картин "Брестская крепость" и "Сталинград".
Все вместе это означает, что программа по созданию российского патриотического кино успешно действует - это первое. Второе - военная тема по-прежнему востребована и нашим зрителем, и зрителем российского кино за рубежом. И третье - хочется, чтобы и делались, и смотрелись такие отечественные фильмы, которые вызывали бы у зрителя сильные эмоции: и по поводу того, как они сняты, и по поводу того, что в них показано. Авторы фильма "Батальонъ" (а над картиной велась серьезная работа на протяжении более чем двух лет) сказали о том, что их главная задача, чтобы "зритель эмоционально воспарил", и, по мнению обозревателя "РГ", им удалось ее выполнить. По крайней мере, есть как минимум пять причин, по которым стоит купить билет и пойти в кинотеатр.
Причина первая - военная тема
Батальное полотно - именно так задуман новый фильм режиссера Дмитрия Месхиева, и так, наверное, наиболее точно можно определить жанр, в котором он сделан.
Речь о Первой мировой войне. Период предреволюционный, когда белые уже не могут удержать армию - солдаты братаются с немцами, пьют шнапс, не видят смысла воевать. В армейских рядах разброд и шатание, и Керенский (его в фильме играет Марат Башаров) вместо того, чтобы укрепить солдатский дух и армейскую дисциплину, вернув военно-полевые суды и смертную казнь, принимает решение создать женский батальон Марии Бочкаревой.
Фильм основан на реальной истории. Автор идеи и продюсер Игорь Угольников рассказывает о том, как велась работа в архивах, как многие специалисты шли навстречу, узнав, на какую тему готовится кино, ведь про Первую мировую практически ничего не снято: "Вторая мировая сильно отличается от первой, и мы не видели на экране эту войну. Если Вторая мировая у нас, что называется, "в подкорке", то Первую мировую не знает никто, и это должно быть интересно нашим молодым людям".
Причина вторая - героини
Роль Марии Бочкаревой исполняет народная артистка России Мария Аронова. Игорь Угольников говорит о том, что никакие другие кандидатуры даже не рассматривались. Играет Мария Аронова действительно так, что мало кто из зрителей останется равнодушным. В картине есть момент, когда ее, "госпожу начальницу", к которой с уважением относятся и генералы армии, и подчиненные, сильную женщину-воина, у которой вся грудь в боевых наградах, вдруг избивает невесть откуда взявшийся муж. Солдаты, наблюдающие за этой сценой, не вмешиваются, видимо, исходя из того, что негоже это делать, когда мужик со своей бабой разбирается. И после мужниной расправы Бочкарева встает, как Терминатор, - восстанавливается, утирается и идет. И, глядя на это, думаешь обо всех русских женщинах, о том, сколько приходится им выносить на своих плечах, и как они вопреки всему поднимаются и идут дальше.
Бочкарева руководит батальоном честь по чести. Может дать выплакаться, пожалеть, а может и врезать, если понадобится.
"Мне не нужны женщины, - говорит Бочкарева, когда ее подопечные становятся на первое построение. - Оставьте дома свою бабью сущность! Мне нужны солдаты!" И Аронова действительно могла бы сыграть мужеподобную женщину-солдата. Но ее героиня не такова. Война не озлобила и не ожесточила ее.
Все эмоции Бочкаревой нормальные, женские. Так же, как и у других героинь. Много уже сказано и написано по поводу того, что всех актрис обрили наголо, что съемки были тяжелыми - приходилось и в грязь падать, и гарью дышать, и проходить "курс молодого бойца" не только на экране, но и в жизни.
Дмитрий Месхиев рассказывал о том, как непросто было пускать 150 девушек со штыками наперевес:
"Основная сложность заключалась в том, что надо было научить и заставить воевать женский батальон. Ведь основная часть - это девушки, не умеющие держать оружие. Снимали мы поздней осенью и ранней весной. Температура от нуля до плюс трех градусов. Грязь, холодно, скользко. И когда с винтовками и штыками наперевес бежали сто пятьдесят женщин, я, честно говоря, молился, чтобы ни одна из них не отклонилась от траектории, которая была задана. Да, мы девушкам задавали траектории, по которым они должны были бежать, чтобы не упасть и не поранить друг друга штыками".
Одну из главных героинь - графиню Татищеву - играет Мария Кожевникова. Обозреватель "РГ" спросила у Игоря Угольникова: почему она? Ведь в сознании зрителя так или иначе связывается депутат Госдумы и патриотическое кино? Угольников ответил, что выбрал ее на самом раннем этапе. Трех актеров он взял без проб: Марию Аронову, Марию Кожевникову и Марата Башарова, который, по словам продюсера, невероятно похож на Керенского. По поводу Кожевниковой Угольников также признался, что дружен с семьей и хотел бы, чтобы Мария продолжила свою актерскую карьеру именно такой работой.
Причина третья - нелегкая женская доля
Когда видишь в фильме этих девочек в военной форме, которым велики фуражки и шинели, их тонкие шеи, нежные руки, они кажутся такими беззащитными. И даже сложно поверить в то, что они действительно воевали. Один из сквозных персонажей фильма - кинохроникер. И отечественные, и иностранные газеты описывали в своих хрониках, как это было - женщины на войне, сами удивляясь происходящему.
Большая женская аудитория нашей страны, и не только, будет смотреть этот фильм и переживать. Особенно те молодые девочки, которые не видели военных фильмов или смотрели их немного и им трудно с чем-то сравнить. Например, с советской картиной, снятой по роману Бориса Васильева "А зори здесь тихие". А пока готовится к выходу ее ремейк образца 2015 года, фильм "Батальонъ" расскажет практически о том же - как воевали, как защищали, поставит вопрос - те настоящие женщины, кто воюет за страну, или же те, кто дома сидит? Героини в картине "нарисованы", что называется, широкими мазками - тут опять можно вспомнить о батальном полотне. Их судьбы не показаны подробно, о них можно лишь догадываться, додумывать. Игорь Угольников говорит о том, что готовится сериал для Первого канала. Это проверенная модель: фильм - прокат - телесериал. Но бывает и наоборот, когда снимается полнометражное кино по мотивам популярного сериала. Возможно, в случае с картиной "Батальонъ" можно было бы поступить так же. Сделать сериал, в котором показать истории героинь, а потом снимать кино. Однако продюсеры, а в их числе Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский (фильм "Сталинград"), которые присоединились к работе над картиной на последнем этапе, видимо, знают, что делают. Во всяком случае, к премьере на "первой кнопке" аудитория, и ее женская часть в первую очередь, будет хорошо подготовлена.
Причина четвертая - подумать о судьбе России
Еще с начала фильма, когда девушки проходят военное обучение, авторами ставится вопрос: для чего все это, ради кого? Принятое наверху решение о создании женского батальона не спасет ситуацию в целом. Но люди понимают его по-своему. Особенно удивительно для нас сегодняшних, когда одна из героинь - певица, изнеженная аристократка, отказывается подписывать долгожданный контракт с театром "Ла Скала" и выбирает войну - она хочет отомстить врагу за жениха. Ее прислуга Фрося, которую мать певицы осыплет деньгами и драгоценностями, только для того, чтобы та вернула дочь, все "богатства" возвращает и сама идет воевать. При этом "госпожа начальница" Бочкарева говорит, что обе девушки хорошо воспитаны.
Не менее странно смотрится в современной реальности, когда генерал Татищев самолично приводит в батальон свою единственную дочь.
То, что сейчас в таких людей трудно поверить, это так, но еще сложнее принять то, что люди все же идут воевать за страну, осознавая, что война бессмысленна, что временное правительство проиграло и впереди непонятно что. Вот эта тема одна из самых важных в картине. У обозревателя "РГ" сложилось впечатление, что авторы сами не дают ответа на этот вопрос, оставляя право решения за зрителем, но Дмитрий Месхиев считает иначе:
"Конечно, кино о Первой мировой, о забытых страницах нашей истории - это важно. Но для меня и моих коллег фильм - это также повод рассказать о подвиге. Что такое подвиг? Если смотреть со стороны, подвиг бесполезен, и, если бы эти девочки не пошли на фронт воевать, ничего бы не изменилось.
Набирали в этот батальон женщин разных сословий от княгинь до крестьянок, и что ими двигало? Одно - любовь к Родине. Для меня было важно в этом фильме сказать о том, что Родина и страна больше, чем свой участок и своя квартира.
Мой посыл, месседж, если хотите, был таков: давайте поговорим о том, как люди себя позиционируют по отношению к своей стране".
Дмитрий Месхиев считает, что в финальной сцене картины он дает ответ на вопрос, ради чего, собственно, женщины шли воевать. И часть этого ответа - чтобы вдохновить своих мужчин. А вот ради чего шли воевать мужчины? Только ли чтобы защитить женщин от врага-немца, который "стоит на русской земле"? И вот на этот вопрос каждый зритель ответит сам для себя.
Причина пятая - испытать эмоции
Один из журналистов задал вопрос режиссеру, не чересчур ли эмоционально его кино. Сцены, "рвущие душу", следуют одна за другой.
"А вы считаете, что про то, как женщины пошли на фронт и половина из них погибли, можно снимать картину не эмоционально? - ответил Дмитрий Месхиев. - Я сознательно наполнял картину эмоциональными всплесками и делал это с самого начала и до конца. Для меня это было важно - чтобы зрителя не оставить равнодушным, чтобы он эмоционально воспарил на этой картине".
Здесь режиссер напомнил себя прежнего - того Дмитрия Месхиева, который в 2004 году снял картину "Свои", один из лучших в отечественном кинематографе фильмов о войне. Обозреватель "РГ" спросила у Месхиева, как изменился он как режиссер со времени создания того фильма, ведь прошло 10 лет.
"Мне сложно сказать про себя, - ответил он, - за эти годы я сделал много разных картин как продюсер. И это мне в определенной степени помогло. Я к профессии режиссера стал более требовательно относиться. Хотя я всегда старался работать, как говорится, не щадя живота. Мне кажется, не сильно я изменился как режиссер за это время".
А был ли батальон?
Похоже, идея снять кино про "женский батальон смерти" появилась у киношников где-то года 3 назад после прочтения очередного романа Б. Акунина "Батальон ангелов", в котором очаровательный контрразведчик штабс-капитан Алексей Романов становится заместителем командира "женского батальона смерти" Марии Бочкарёвой - и... Впрочем, уже не важно, что там дальше. Важно то, что на самом деле "женского батальона" никогда не было. А что было?
А был "пиар-проект", затеянный оставшимся не у дел экс-председателем IV Думы Родзянко и поддержанный Керенским. Суть его сводилась к тому, чтобы предъявить разлагавшейся армии некий новый "моральный эталон" - авось, "серые герои" тогда тоже про долг вспомнят и разбегаться с фронта перестанут.
Носительницей "морального эталона" была выбрана некая Мария Бочкарёва, записавшаяся в армию санитаркой еще в 1914 году. Характерно, что в ту пору "русская Жанна д Арк" была неграмотна и читать по слогам научилась уже во время войны. Тем не менее затея с созданием "женского батальона" вызвала в мае 1917 года большой энтузиазм (особенно в тылу), и в новое подразделение записались 2000 доброволок. Но после месячного "курса молодого бойца" число желающих сократилось почти в 10 раз. Так что к июню 1917-го в "батальоне" осталось человек 300, да еще половина из них взбунтовалась против "методов обучения" Бочкарёвой (а попросту, постоянного мордобоя). Так что 21 июня 1917 года знамя части у Исаакиевского собора в Петербурге получали всего полторы сотни "смертниц". То есть всего одна рота. Еще около сотни из них осталось в Петрограде - они-то и "прославились" потом при "обороне" Зимнего дворца.
Однако при всей распиаренности проекта с "женским батальоном" не осталось ни одного достоверного свидетельства о его участии в реальных боевых действиях. То есть с русской стороны постановочных фото и бравурных донесений - сколько угодно, а вот с немецкой почему-то ни одного. Хотя немцы и австрийцы при своей пунктуальности и безупречно поставленной военной бюрократии непременно должны были бы отметить в донесениях такую диковинку, как "русских амазонок". Ан нет - тишина. Хотя вообще-то донесения об участии в боевых действиях женщин в немецких военных документах имеются. Только относятся эти документы не к Первой мировой войне, а ко Второй.
Так, например, наступавший 23 августа 1942 года на Сталинград XIV танковый корпус немецкого генерала Виттерсгейма неожиданно наткнулся на ожесточенное сопротивление в районе поселков Актовка и Латошкино. Основой этого сопротивления было 37 орудий ПВО 1077-го полка зенитной артиллерии. Бой с немецкими танками продолжался весь день, и именно этого драгоценного дня хватило, чтобы оборону на севере Сталинграда заняли части 62-й армии.
Но главное было в другом. Когда немцы захватили-таки разбитые позиции зенитной артиллерии, то обнаружили, что весь жуткий день 23 августа воевали... с женщинами, из которых и был набран 1077-й зенитный полк. В результате "победа" вышла генералу Виттерсгейму боком, Паулюс отстранил его от командования.
Но об этом реальном эпизоде Великой Отечественной наши "властители дум" кино не снимают. Так же, как не снимают кино про летчиц 586-го женского истребительного авиаполка ПВО, про женщин-санинструкторов. Всё, на что хватает фантазии - переснять по новой "А зори здесь тихие...", добавив в биографию одной из героинь непременный ГУЛАГЪ.
Такая вот у нас на дворе "культурная политика".