В Америке ожирение – традиционная проблема уже много лет, поэтому здесь не выделяют это осложнение как особенное. То есть если человек после ковида в США набрал вес, это никого особо не волнует. Россияне в среднем худее, чем американцы. Здесь более внимательны к лишним килограммам.
Эта проблема одновременно поведенческая и медицинская. Поведенческая – потому что снижается активность. Пока болел – лежал, ослабел. После этого трудно вернуться к прежнему уровню активности, хотя бы потому, что сохраняются остаточные боли в мышцах, затруднённое дыхание, тахикардия. Переболевшие коронавирусом начинают меньше двигаться. А те, кто болел легко, начали набирать лишний вес, когда из-за самоизоляции перешли в Zoom. Они перестали ходить на работу, в магазин, гулять с детьми. При этом едят они по-прежнему столько же, или даже больше. Что же касается медицины, то набор веса после ковида связан с инсулино-резистентностью, то есть со снижением чувствительности тканей к инсулину. Чем выше инсулинрезистентность, тем легче набрать вес. Организм не может получить энергии, сколько требуется, и это стимулирует центр голода в головном мозге. При этом сигнал о сытости подавлен, поэтому всё время хочется есть. Свою лепту вносят и долгое пребывание в больнице, от чего снижается мышечная масса, и приём большого количества лекарств, что ухудшает работу печени. Часто после ковида у людей резко повышается уровень сахара, хотя раньше у них такой проблемы не было. Почему? Если раньше у человека был высокий уровень инсулина, но он не знал об этом, а уровень глюкозы у него был в норме, то после ковида у него стало меньше инсулина и уровень глюкозы у него поднимается автоматически. Иногда поджелудочная железа приходит в себя и начинает работать нормально. Но часто этого не происходит. Это трудно лечить, потому что как только человеку назначают инсулин, у поджелудочной железы исчезает интерес к восстановлению. И для врача это огромная проблема, потому что сегодня совершенно непонятно, как лечить постковидный диабет. Универсальных рекомендаций нет. В этой ситуации лишний вес – не самое главное.
Получается, что следить нужно не за весом, а за уровнем сахара и инсулина?
Именно так. Есть гораздо более важные проблемы, чем лишние килограммы. И сначала нужно решить их, а потом уже заниматься килограммами. Вес после ковида – это вторичная проблема.
Может ли набор веса после ковида спровоцировать проведённое лечение?
Да, это побочный эффект. В лечении ковида врачи используют глюкокортикостероиды – например, дексаметазон. И на нём люди очень активно набирают вес. Но ведь он даётся по жизненным показаниям, когда не приходится выбирать – лишний вес или жизнь. Во время болезни большинство пациентов едят мало, некоторые вообще не едят, и препараты из группы глюкокортикостероидов (гормоны стресса, которые тормозят развитие воспалительных процессов) помогают. Но после выздоровления их отменяют не сразу, переболевшие постепенно восстанавливаются и начинают есть. И вот тут глюкокортикостероиды «отрываются» по полной, увеличивая аппетит. Не забывайте также про самолечение. В США даже самые простые лекарства продаются только по рецепту. В России можно свободно купить в аптеке метилпреднизолон. Это тоже глюкокортикостероид, который, согласно «народному протоколу», отлично излечивает коронавирус на дому – «так мне знакомый врач говорил». И, конечно, набирают вес. Это нормальный побочный эффект этого лекарства. Провоцируют набор веса и антидепрессанты. Во всём мире в связи с ковидом, с изоляцией сейчас возросла тревожность у людей, они чаще просят назначить им что-то от нервов. Но их не предупреждают о том, что набор веса – побочный эффект антидепрессантов, которые нужны, кстати, далеко не всем.
Как же похудеть в такой сложный период?
Сначала врач должен отменить препараты, а потом вы уже будете худеть. Только так. Если вы не принимаете никаких препаратов, а вес растёт, нужно проверить чувствительность к инсулину. Если всё ОК и у вас просто зажор со снижением активности, похудеть не очень сложно – снижаем калорийность и добавляем активности. А если у вас есть инсулинорезистентность, то нужно бороться с ней лекарствами, которые пропишет эндокринолог, и одновременно худеть на диете и спортивных нагрузках.
Многие отмечают бесконтрольное обжорство, которого до заболевания не было...
Это болезнь выматывает организм, нам не хватает энергии, митохондрии работают не так хорошо. Организм чувствует, что ему не хватает какого-то нутриента, витамина или минерала. Поэтому он подаёт сигнал – «Ты ешь всё подряд и побольше, а я оттуда выберу, что мне нужно». Организм просто пытается скомпенсировать этот дефицит с помощью большого количества еды.
Нужно ли сопротивляться или это бесполезно?
Однозначно нужно! Для начала надо сделать анализ на витамины и минералы, определить, чего не хватает. Врач по анализам распишет, что,
в какой дозировке и когда принимать. Постепенно организм будет приходить в себя, и бесконтрольный жор пройдёт. Если ситуация не меняется – снова идите к эндокринологу. И никакой самодеятельности!
Нужно ли какое-то особое питание после болезни?
Если до заболевания человек мог позволить себе два раза в неделю есть картошку фри и это сильно не разрушало его здоровье, то после того, как он переболел, любая жареная еда два раза в неделю вызовет у него резкое ухудшение липидного профиля. Но ничего особого придумывать не надо. Питание для восстановления после болезни – это просто здоровое питание. Меньше сахара, легкоусвояемый белок (индейка, кролик, белая рыба, курица), качественные жиры (жирная рыба, хорошее растительное масло) – всё, что снижает воспаление. Если бы все так питались, люди бы стали здоровее.
И всё-таки чего начать восстановление, если замечаешь, что начал поправляться после ковида?
Я бы обязательно такой совет дала, если бы сама за полтора года не поправилась на пять килограммов. Как я уже говорила, сначала проверьте сахар и чувствительность к инсулину. Если тут порядок, то больше двигаемся, меньше едим. Это просто: лишние 5–15 минут пешей прогулки добавить, булочку убрать. Большего в первое время и не надо. Очень трудно после этой болезни выходить из стресса, поэтому не стоит вгонять организм в ещё больший стресс. Для начала нужно просто попытаться прийти в равновесие. Именно это – самое сложное. Конечно, оптимальное решение – это санаторий, дватри месяца. Но часто у нас такой возможности нет. В этом случае не напрягаем себя чрезмерно и постепенно возвращаемся к привычному ритму жизни.