Приказ о продлении контракта теперь уже бывшего гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой лежал на столе у министра культуры еще 7 февраля, сообщили источники «Известий». Но именно истечение срока договора указано в качестве причины отставки в официальном релизе ведомства. Назначение на пост главы Третьяковки Елены Проничевой, руководившей Политехническим музеем, для арт-среды стало сюрпризом. Опрошенные редакцией представители крупных институций высоко оценивают вклад Трегуловой в развитие ГТГ и с надеждой смотрят на новое начальство Третьяковки. В том, как произошла перемена власти в самой знаменитой галерее страны и что ждет ГТГ с новым гендиректором, разбирались «Известия».
В начале февраля в профессиональных кругах активно заговорили о том, что казавшаяся бессменной глава ГТГ Зельфира Трегулова может потерять свой пост. Контракт гендиректора истекал 7 февраля, и с приближением дня Х становилось всё яснее, что эти слухи имеют под собой вполне реальные основания. И когда 7 февраля никаких новостей не появилось, а Минкультуры и Третьяковка сохраняли молчание, стало понятно, что ситуация действительно уже нештатная.
Источник «Известий» в арт-сфере признался, что 8 февраля уже знал о грядущей отставке Трегуловой, но имя преемника оставалось нераскрытым. Другой инсайдер сообщил, что еще 7-го ему говорили об ином исходе — приказ о продлении контракта Зельфиры Исмаиловны лежал у министра на столе. По словам источников, среди обсуждаемых кандидатур звучало даже имя главы Манежа Ивана Демидова, но мало кто предполагал, что новым руководителем ГТГ станет директор Политехнического музея Елена Проничева.
В Минкультуры прокомментировали назначение лаконичным сообщением, отметив, что «Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов». Вместе с тем ведомство отметило и вклад прежнего директора. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», — подчеркнули в пресс-службе министерства.
Из очереди на Серова
Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку с 2015 года, и за эти восемь лет музей преобразился — как в прямом, так и в переносном смысле. Во-первых, он существенно расширил свои площади. Здание на Крымском Валу стало принадлежать галерее целиком (раньше музей делил его с Международной конфедерацией союзов художников), появились филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, а в столице был открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Помимо этого строится здание на Кадашевской набережной и фондохранилище в Коммунарке (последнее рассчитано на несколько музеев).
Во-вторых, Третьяковка существенно изменила выставочную политику. Именно под руководством Трегуловой открылись ретроспективы Серова (2015), Айвазовского (2016), Верещагина (2017). Тогда даже появилось понятие «музейный бум», и хотя связано оно было не только с успехами ГТГ, именно Третьяковка выступила флагманом этого процесса и сделала максимум, чтобы широкая публика перестала воспринимать художественные музеи как скучные, непонятные и некомфортные места. Проще говоря, Трегулова сделала «ребрендинг» конкретного музея и в целом выставок как формы культурного досуга.
— Зельфира Исмаиловна, безусловно, многое сделала для ГТГ. Имея определенный международный опыт, она продвигала достойные проекты, сделала несколько блокбастеров, оживила пространство. Надо отдать ей должное, — отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Семен Михайловский.
До Третьяковки Трегулова возглавляла РОСИЗО. Нынешний гендиректор выставочного центра Ольга Галактионова в беседе с «Известиями» выразила уверенность, что у Трегуловой впереди «новый интересный этап профессиональной карьеры», и отметила, что «таким уровнем компетенций и профессионализма мало кто обладает».
— С Зельфирой Исмаиловной мы уже имеем опыт совместной работы в качестве куратора (например, в выставке «ДК СССР» она куратор раздела «Суровый стиль»). Надеемся, что сотрудничество продолжится и в будущем, — сообщила Ольга Галактионова.
Высоко оценивает вклад бывшего директора и основатель Музея AZ, член попечительского совета Третьяковки Наталия Опалева.
— Мы все помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось восстановление «малых» музеев, в частности, открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Шла активная работа по созданию филиалов, отдельного упоминания заслуживают важнейшие выставки за рубежом, в которых участвовала Третьяковка. Будучи членом попечительского совета ГТГ с 2020 года, я понимала, в каких непростых условиях руководство Третьяковской галереи оказывалось в эти годы и тем не менее находило решение возникающих проблем, — поделилась Наталия Опалева.
Царское дело
Пандемийные годы и последовавший за этим разрыв отношений с западным арт-миром, которые так усердно выстраивала Трегулова (например, обменные выставки с Ватиканом, организованные при личном содействии президента России Владимира Путина и папы Франциска I), действительно нанесли удар по музею. Но не менее тяжелым испытанием для директора оказалась череда скандалов — в последние годы они буквально преследовали ГТГ и лично ее руководителя.
Вот лишь самые резонансные: нападение вандала на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (недавно ее отреставрировали), похищение полотна «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи с ретроспективы художника. Вскоре она была найдена, но осадок, как говорится, остался.
Наконец, самые свежие истории: отмена Московской международной биеннале буквально накануне ее открытия (в той ситуации министр Ольга Любимова поддержала позицию музея, но едва ли была довольна публичным выяснением отношений) и требование Минкультуры предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям». Последнее стало реакцией на обращение посетителя ГТГ, обнаружившего в залах картины, «имеющие признаки деструктивной идеологии».
Третьяковку неоднократно обвиняли в демонстрации спорных произведений современного искусства, музей же последовательно отстаивал право на свободу художественного высказывания. Вероятно, и новая жалоба осталась бы внутренним делом, но почему-то этот факт стал достоянием общественности и тоже был использован для поддержания скандального информационного поля вокруг ГТГ. Суммарно подобные сюжеты вполне могли перевесить в восприятии властей достижения Трегуловой.
Семейные ценности
Сможет ли новый директор оградить музей от идеологических претензий, но при этом сохранить уровень выставочных проектов и не удариться в консерватизм? Пока сказать сложно. Елена Проничева с 2020 года возглавляла Политехнический музей, реконструкция которого продолжается и завершится лишь в 2025 году, а до этого семь лет руководила Еврейским музеем и центром толерантности. Его основатель президент Федерации еврейских общин России Александр Борода рассказал «Известиям», что глубоко признателен Проничевой за совместную работу.
— Благодаря ее усилиям музей поднялся на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы, — поделился Александр Борода. — У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели. Пусть такая формулировка может показаться парадоксальной, но для организатора важно уметь заранее четко простроить даже импровизацию, чтобы она не просто успешно прошла, но и работала на перспективу.
Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «Сравнительная политология». Ее отец — генерал армии, Герой России Владимир Проничев. В 2002-м был одним из руководителей операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост». С 2003 по 2013 год возглавлял пограничную службу ФСБ РФ. Сестра Екатерина управляла ВДНХ и комитетом по туризму Москвы, а с прошлого года руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
Лучшая кандидатура
Эксперты из арт-среды оценивают назначение осторожно, но скорее позитивно и с надеждой.
— На мой взгляд, в сегодняшних условиях это разумное решение. У Проничевой есть понимание старого и нового искусства, системный подход и, что немаловажно, опыт. Молодая, энергичная, открытая. Конечно, ей придется решать многие вопросы, не только касающиеся выставок, но надеюсь, справится. Из всех обсуждаемых кандидатур она, наверное, лучшая, — полагает Семен Михайловский. А Ольга Галактионова поздравила Елену Проничеву и пожелала успешной работы на новом месте, добавив, что пока не знакома с ней, но надеется на скорое знакомство и сотрудничество.
В пресс-службе Политехнического музея «Известиям» сообщили, что он «продолжает свою деятельность согласно текущему плану развития». Временно исполняющим обязанности генерального директора Политехнического музея назначен Константин Фурсов.
Сама Елена Проничева, как, впрочем, и Зельфира Трегулова, была недоступна для СМИ. Пресс-служба Третьяковской галереи обещала подготовить развернутый комментарий позже, пока что ограничившись подтверждением официального сообщения Министерства культуры.