ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 7, 2020

Борьба за историческую правду

Рейтинг: 0

Автор: Кристиана Денисенко. Эксперт

Евросоюз переписывает под себя историю Второй мировой войны в попытке превратить ее в главный элемент своей идеологии. В борьбе за историческую правду России нужно уходить от сугубо идеологических версий тех событий, которые европейцы сводят к противостоянию тоталитарных идеологий

«Семьдесят пять лет назад войска союзников освободили нацистский концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим)» — так начинается совместное заявление руководства Евросоюза накануне 75-летия освобождения Освенцима. Стыдливое умолчание о том, что именно Красная армия освобождала концлагерь, не случайно. Это часть большой политики по переписыванию истории, в которой конструируется совершенно новое, «альтернативное» прошлое, уверен председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев.

— Сегодня европейские страны используют память о Второй мировой войне в своих политических целях. Зачем им это?

Я бы не ограничивался констатацией использования истории в актуальных политических целях. Этим занимаются многие, и Евросоюз, если понимать под «европейскими странами» именно этот альянс, тут не исключение. Но при этом в том же ЕС в качестве урока из прошлого всегда подчеркивали уход от исторических счетов друг к другу, что и сделало возможным сам уникальный европейский проект с участием прежних противников в двух мировых войнах.

Актуализации исторических тем и дискуссий в ЕС помогли «неофиты» из Центральной и Восточной Европы, прежде всего Польша и страны Балтии, которые вынесли свои национальные комплексы на общеевропейский уровень. Расчеты на то, что все эти страхи утихнут в лоне единой европейской «семьи» под зонтиком НАТО и на фоне восприятия новых ценностей, включая отказ от взаимных претензий, на поверку обернулись прямо противоположным результатом. Но даже это не до конца объясняет превращение прошлого, и особенно темы Второй мировой войны, не просто в инструмент пропаганды, но в один из фундаментальных элементов идеологии ЕС.

А что тогда поспособствовало этому процессу?

Евросоюз в начале нового века столкнулся сразу с несколькими системными вызовами: кризисом общих ценностей, усилением националистических и сепаратистских тенденций, кульминацией которых стал брекзит. Это удар по всей концепции: впервые крупная европейская держава вдруг решила, что ей будет лучше вне «счастливой европейской семьи». Сыграл свою роль и нынешний эгоистический курс Вашингтона, а также миграция, конфликты на постсоветском пространстве и, как следствие, кризис в отношениях с Россией.

И вот здесь Евросоюз, как объединение, базирующееся на ценностях, отреагировал так же, как это делают многие идеологические конструкции: он еще больше идеологизировался, догматизировался и, я бы сказал, большевизировался. Его либерализм стал настолько воинствующим и догматичным, что почти полностью стер программные нюансы между ведущими партиями: теперь практически нет консерваторов, социалистов, демохристиан и так далее — есть разные оттенки господствующего либерализма.

Те, кто даже немного выходит за рамки «единственно верного учения», объявляются популистами, экстремистами, пособниками внешних сил и тому подобное. Ключевым элементом этой идеологии — по аналогии с классовой теорией коммунизма — стало объяснение происходящего и происходившего в мире в виде противостояния демократии и авторитаризма. Эта теория легко оправдывает любые действия против внешних и внутренних оппонентов — вы не вмешиваетесь в чужие дела, а поддерживаете демократические силы, не подстрекаете к бунту и неповиновению, а помогаете народам освободиться от тиранов.

Именно в этом контексте было решено в духе оруэлловской антиутопии «подправить» и прошлое, обратившись к самой неприятной и во многом позорной для Европы странице — Второй мировой войне. Ее решили также переистолковать в духе мейнстримной теории. В итоге вместо честной оценки спорного поведения практически всех крупных держав перед войной, осознания однозначного зла нацизма и анализа уникального опыта антигитлеровской коалиции, состоящей из стран с разными политсистемами, вдруг появляется идея о двух равно ответственных за войну тоталитарных режимах, от которых, мол, пострадали все прочие «хорошие и невинные» народы.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни