Суд в Киеве признал россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова, которых власти Украины называют «бойцами ГРУ», виновными по всем статьям и приговорил к 14 годам лишения свободы
Голосеевский районный суд признал виновными россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова по всем статьям обвинения и приговорил их к 14 годам заключения, объявил председательствующий судья Николай Дидык. Прокуратура требовала приговорить их к 15 годам заключения.
Ерофеев и Александров ранее заявили, что считают себя невиновными.
На заседании в зале суда присутствовали адвокаты россиян Оксана Соколовская и Валентин Рыбин, консул России в Киеве Алексей Грубый, депутаты Верховной рады Ирина Луценко и Ирина Геращенко.
Приговор все в зале слушали стоя, судя по видеотрансляции из зала суда.
Позиция обвинения
Процедурные стадии судебного процесса завершились 15 апреля. В пятницу председательствующий судья Николай Дидык анонсировал, что приговор может быть оглашен в понедельник.
Обвинение в ходе прений запросило 15 лет колонии для обоих. Россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров обвиняются по нескольким статьям: ведение агрессивной войны, содействие деятельности террористической организации, контрабанда оружия и боеприпасов, нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины (так Киев называет территории ДНР и ЛНР), ношении, хранении и передаче огнестрельного оружия, боевых припасов и применение оружия с целью провокации военного конфликта и международного осложнения, которое привело к гибели человека (ч.2 ст.28, ч.2 ст.437, ч.2 ст.28, ч.1 ст.258-3, ч.3 ст.258, ч.2 ст.201, ч.2 ст.28, ч.1 ст.263, ч.2 ст.332-1 УК Украины).
Текст обвинения, подготовленный Главной военной прокуратурой Украины, был произнесен прокурором Клименко и опубликован на сайте Генеральной прокуратуры Украины.
Оба обвиняемых заявили о своей невиновности. «Процесс нужен был, чтобы достичь резонанса в обществе, мире, прессе. Я не совершал преступлений, я невиновен», — заявил Ерофеев в пятницу. «Хочу добавить, что процесс считаю политическим. Считаю себя невиновным, а вину — недоказанной», — сказал Александров (цитата по сайту «Медиазона»).
Статус россиян
Вину подсудимых военная прокуратура считает доказанной, как и то, что они являлись кадровыми российскими военными. «Государство Украина утверждает, что на скамье подсудимых сидят не просто рядовые граждане Российской Федерации, а капитан и сержант Вооруженных сил России», — говорится в обвинении. Это, как следует из обвинения, подтверждается данными украинской разведки, собственными признаниями Александрова и Ерофеева и свидетелей со стороны обвинения, а также данными, содержащимися в телефоне, который, как считает обвинение, принадлежит Александрову.
Обвинение утверждает, что они прибыли 19 марта прошлого года с места постоянной дислокации в Тольятти Самарской области в Миллерово Ростовской области, а 26 марта пересекли границу Украины, где были задержаны 16 мая 2015 года при боевом столкновении с украинскими военнослужащими в Луганской области, во время которого погиб украинский военный Вадим Пугачев. 16 мая 2015 года Служба безопасности Украины представила рапорт, в котором подтверждалась информация об их прибытии 26 марта 2015 года на территорию Украины, рассказал в пятницу прокурор Александр Климович (его слова приводит издание «Медиазона»).
Защита на протяжении процесса настаивала на том, что видеоматериалы и интервью не могут быть приобщены к делу и не должны рассматриваться судьей, так как на видео не указано, с кем и в каких условиях обвиняемые давали показания. Ерофеев и Александров на суде заявили, что они говорили под давлением. Коллегия судей не согласна с защитой, требовавшей признать недопустимыми доказательства, представленные стороной обвинения, — видео опросов и интервью Савику Шустеру, заявила на оглашении приговора судья Елена Первушина.
Согласно собранным адвокатом Ерофеева Оксаной Соколовской данным, он был уволен 10 марта 2015 года, Александров — 12 декабря 2014 года. Министерство обороны России также сообщало, что на момент своего задержания они не являлись действующими военнослужащими Вооруженных сил.
По версии защиты, на момент захвата украинскими военными оба находились на службе в Луганской народной милиции. В Луганскую область они приехали самостоятельно и добровольно, говорила Соколовская РБК. Александров был зачислен на службу в Луганскую народную милицию в звании сержанта 12 января, через месяц после увольнения. Ерофеев был назначен командиром второй разведывательной группы второй разведывательной роты воинской части Л55/055 народной милиции с присвоением звания капитана 17 февраля этого года. Он поступил на службу в Луганскую народную милицию до своего увольнения из Вооруженных сил, находясь в отпуске, объясняет Соколовская разницу в датах.
Спор вокруг вещдоков
Обвинение также представило на суде винтовку «Винторез» и одежду, которые, по версии прокуроров, подтверждают, что во время боевого нападения 16 мая группы Ерофеева на опорный пункт, в результате которого Пугачеву был нанесен ряд смертельных ранений, в окопе велась стрельба из ВСС «Винторез» и АС «Вал» минимум тремя лицами, среди которых был и сам Ерофеев.
Однако адвокат Валентин Рыбин заявил, что винтовка «Винторез» была начищена свидетелем Кириллом Вересом, что сделало невозможным баллистическую экспертизу. «Таким образом, мы не можем утверждать, что Ерофеев или Александров стреляли из этого оружия», — заявил он.
Телефон также не может, по словам адвоката, служить доказательством, так как его изъятие и пересылка в суд не были оформлены должным образом: «Телефон четыре дня болтался на почте, попадал в руки разным людям. В телефоне есть составные части. Есть карта памяти, на которой содержалась определенная информация — она даже не описана в материалах» (цитаты по «Медиазоне»).
Процесс под давлением
25 марта в Черкасской области было обнаружено тело адвоката Юрия Грабовского, представлявшего интересы Александрова. О его исчезновении стало известно 9 марта, когда он не пришел на заседание. 5 апреля главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил, что ГВП удалось восстановить всю цепочку обстоятельств, которые привели к гибели Грабовского, однако не рассказал о них.
Москва не сомневается, что его убили за то, что он защищал интересы россиян в украинском суде, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров.
8 апреля в Голосеевском районном суде Киева около трех часов ночи сгорел кабинет судьи Николая Дидыка, который председательствует в процессе.
Перспектива обмена
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин не исключил возможности обмена Ерофеева и Александрова после завершения суда над ними на осужденную в России украинку Надежду Савченко. Ее приговорили к 22 годам заключения по делу об убийстве журналистов ВГТРК в Донбассе.
«Мы работаем над этим не просто каждый день — постоянно. Сейчас этот вопрос связан, конечно, с возможностью обменять Надежду на российских граждан, но это не является обычным обменом, поскольку Надежда была захвачена, вывезена в Россию», — сказал Климкин журналистам в пятницу (цитата по «Интерфаксу»).
«С точки зрения российских граждан, конечно, они должны получить свой приговор. Мы обсуждаем это. Но после приговора мы будем пробовать работать как можно скорее, понимая, что для нас важен не только каждый день, а каждый час относительно того, как Надежда себя чувствует», — добавил украинский министр.
В четверг президент России Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что Москва и Киев находятся в контакте по поводу судьбы Савченко, но отметил, что «в таких вопросах лучше не забегать вперед».
Адвокат украинки Надежды Савченко Илья Новиков в Facebook написал, что Ерофеев и Александров «верят, что вопрос об их обмене уже окончательно решен». По словам другого адвоката Савченко, Марка Фейгина, ждать быстрого, в течение пары-другой дней, решения по обмену на Надежду Савченко Ерофеева и Александрова не стоит. «После вынесения приговора судом в Киеве Ерофееву и Александрову вступления в силу решения придется ждать месяц... Ко всему прочему остается открытым процессуальный вопрос оформления обмена Савченко на Ерофеева и Александрова», — написал Фейгин в своем микроблоге в Twitter.
Кем хотят обменяться Россия и Украина
Процедура передачи Надежды Савченко и осужденных россиян пока не началась. Однако процесс передачи ранее осужденных запущен: 8 апреля стало известно, что российский Минюст поручил Федеральной службе исполнения наказаний подготовить документы для решения вопроса о передаче Украине четырех осужденных, а 12 апреля российский Минюст сообщил, что направил в украинское ведомство запрос на передачу шестерых осужденных россиян. Украина просит передать Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.
Юрий Солошенко — бывший директор украинского оборонного завода «Знамя», был осужден в прошлом году за шпионаж в пользу Украины и приговорен Мосгорсудом к шести годам колонии строгого режима.
Крымские террористы
Трое из фигурантов возможной передачи были осуждены по так называемому делу о крымских террористах: режиссер Олег Сенцов был приговорен к 20 годам строгого режима и этапирован в Якутию, активисты Александр Кольченко и Геннадий Афанасьев получили по десять и семь лет тюремного заключения соответственно.
На прошлой неделе стало известно, что вопрос об их передаче будет рассмотрен судами по месту пребывания осужденных.
Россия просит Украину передать ей шестерых осужденных. Об этом стало известно 12 апреля.
На высшем уровне
18 апреля стало известно, что Владимир Путин и Петр Порошенко провели телефонный разговор о ситуации на юго-востоке Украины. По словам пресс-секретарь российского президента Дмитрия Пескова, во время беседы также обсуждалась дальнейшая судьба Надежды Савченко и осужденных в Киеве россиян. Песков добавил, что президенты договорились обеспечить генконсулу Украины в Ростове-на-Дону доступ к Савченко «в ближайшее время».