Премьер-министр Дмитрий Медведев сегодня представит Госдуме отчет о работе правительства. Накануне в правительстве, по данным "Ъ", не смогли договориться о том, что делать с текущей бюджетной конструкцией и на 2016 год, и на 2017-2019 годы. На исполнение антикризисного плана Белого дома в 2016 году по-прежнему не хватает 116 млрд руб., тогда как большая часть "переходящих остатков" 2015 года, составляющих 133 млрд руб., уже перераспределена на другие цели.
Формально отчет Дмитрия Медведева перед Госдумой должен быть посвящен итогам 2015 года — во всяком случае, именно это имелось в виду в момент введения института доклада парламента правительству. Тем не менее, по данным "Ъ", значительная часть вопросов Белому дому, переданная из парламента, была посвящена различным вопросам антикризисного плана на 2016 год. В Белом доме на прошлой неделе состоялись несколько совещаний вице-премьерского и премьерского уровня, на которых обсуждался подготовленный Минфином проект документа об исполнении антикризисного плана, но они не были утверждены. У ведомства Антона Силуанова пока слишком много разногласий с коллегами по правительству о том, что делать с бюджетной конструкцией в ближайшее время,— жесткие предложения Минфина по сокращению госрасходов критикуются, тогда как видимой альтернативы им не представлено.
По информации "Ъ" из источников, близких к правительству, отвергнутый вариант доклада Минфина о ситуации с антикризисным планом констатирует: с 14 марта 2016 года, когда финансовое ведомство обратилось к премьер-министру Дмитрию Медведеву с проектом доклада президенту Владимиру Путину о необходимости потратить "президентский резерв", фактически ничего не изменилось. Из презентации Минфина от 1 апреля 2016 года известно, что общая сумма федеральных средств, требующихся на реализацию антикризисного плана 2016 года, составляет 308 млрд руб., принято решений по ним на 203 млрд руб. Еще 23 млрд руб. непосредственно в антикризисном плане не фигурируют — это решения по закупке для Крыма электроэнергии на Украине на 12,2 млрд руб. и ряд других расходов, связанных с ситуацией на Украине, а еще 6,1 млрд руб.— расходы на развитие образования, нужды "Ростеха" и "ЧТЗ-Уралтрак".
При этом на все эти нужды сейчас у Белого дома есть 215 млрд руб. средств, зарезервированных в порядке п. 9 и 10 ч. 1 ст. 21 закона о бюджете. Когда Минфин закончит сведение данных об исполнении бюджета-2015, в доходы бюджета может быть направлено еще 180 млрд руб. "переходящих остатков". Однако на деле в бюджет-2016 попадет не более 73 млрд руб.: остальное уже распределено решениями президента и правительства, крупнейшие ассигнования из этой группы — 43 млрд руб. на "обеспечение отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства и правоохранительной деятельности", 42 млрд руб. на исполнение госконтрактов 2015 года и 13,5 млрд руб. в федеральный дорожный фонд.
Пока неизвестно, что ответил президент на предложение профинансировать антикризисный план (и было ли ему в итоге вообще официально отправлено обращение с предложением его профинансировать), но из данных ведомства Антона Силуанова следует, что без этих денег Белый дом обойтись не может. Напомним, источником "президентского резерва" являются средства замороженных пенсионных накоплений 2015 года — 342 млрд руб. В марте 2016 года сообщалось, что этот резерв уже "распечатан": Внешэкономбанку выделено 150 млрд руб. на докапитализацию. Из документов Минфина следует, что "спасение" ВЭБа пока осуществляется иначе: в феврале правительственные структуры разместили в нем на депозитах 45 млрд руб., в марте — 55 млрд руб. В любом случае более 200 млрд руб. остатков "резерва" хватило бы на антикризисный план — однако, очевидно, главным претендентом на них является не Белый дом, а пенсионеры: вопрос о доиндексации пенсий летом 2016 года, накануне выборов в Госдуму, рассматривается как политический.
В этой ситуации с большой вероятностью Дмитрий Медведев объявит сегодня об отказе Белого дома от правки бюджета на 2016 год с этим составом Госдумы — бюджет-2016 будет правиться, несмотря на то что с этой позицией, по данным "Ъ", не согласен Минфин, не в мае, а в октябре 2016 года. По данным "Ъ", нет пока в Белом доме и решения по связанному с этим вопросу о том, какой бюджет будет осенью принимать новая Госдума — трехлетний или однолетний. Перенос всех дискуссий, равно как и дискуссий об остатках "антикризисного плана", на лето-осень 2016 года между тем плохой знак: фактически первые три квартала 2016 года бюджетная система работает в ситуации "необъявленного секвестра" и с нереалистичными планами расходов, рассчитанных исходя из цены нефти в $50 за баррель.