В марте 2024 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отметила 20-летие. О том, что было сделано за эти годы для развития конкуренции на финансовых рынках, какие недобросовестные практики фиксируются сегодня и какие меры предпринимаются для борьбы с ними, "Российская газета" поговорила с заместителем руководителя ФАС России Андреем Кашеваровым.
Рынки страховых услуг в целом менее концентрированные. Так, в 2023 году уровень концентрации на рынках добровольного страхования от несчастных случаев и болезней и добровольного медицинского страхования был умеренным. На рынках каско и добровольного страхования имущества - низким.
В 2023 году на рынке работала 361 кредитная организация и 132 страховые. В целом количество и банков, и страховщиков несколько сократилось за последние годы. По мнению службы, сегодня этими организациями предоставляется довольно широкий спектр финансовых продуктов и услуг. При этом для нас ключевую роль здесь играет все-таки не сам спектр предлагаемых услуг, а их доступность - насколько такими предложениями граждане могут воспользоваться и насколько выбор тех или иных услуг ограничивается искусственными препятствиями.
Важную роль играет и предоставление потребителю всей необходимой информации о продуктах и услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора.
Доминирующее положение на рынке занимают крупные банки с госучастием. Есть ли возможности конкурировать с ними у игроков поменьше, в том числе региональных? За счет чего они могут конкурировать?
Андрей Кашеваров: Конечно, крупные банки имеют больше возможностей продвигать свои продукты на рынке, что связано как с наличием значительных ресурсов, так и с эффектом масштаба, сетевыми эффектами, опережающим развитием их цифровых сервисов. Но и услуги небольших игроков остаются востребованными, в том числе за счет большей оперативности в принятии решений.
Наша задача состоит в том, чтобы по возможности обеспечить равные конкурентные условия для всех. Мы анализируем действующие нормативные акты, в которых содержатся, на наш взгляд, излишние требования к отбору финансовых организаций для размещения денежных средств, участия в госпрограммах. Наличие госучастия или размер собственного капитала не должны играть решающего значения. Вместо этого для допуска игроков финансового рынка к тем или иным формам господдержки можно было бы использовать национальные кредитные рейтинги.
Что касается программ субсидирования, здесь вообще не должно быть никакого отбора, а исключительно заявительный принцип. Нам уже удалось в 2009 году изменить правила доступа кредитных организаций к программе льготного автокредитования. Первоначально были выбраны всего 8 банков, однако в итоге заявки на участие в программе подали более 90 банков. Это, естественно, увеличило доступность льготного автокредитования для граждан.
Как соблюдаются новые требования к банкам по раскрытию полной стоимости кредита? Поступают ли в ФАС жалобы?
Андрей Кашеваров: Эти изменения внесены в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", соблюдение контролирует Банк России. В рамках своих полномочий в части антимонопольного законодательства ФАС России может рассматривать действия банков, связанные с неполным раскрытием информации о предоставляемых продуктах и услугах, с точки зрения соблюдения запрета на недобросовестную конкуренцию.
Упомянутые изменения в законодательство затрагивают также и Федеральный закон "О рекламе". Так, с 23 октября прошлого года информация о диапазоне значений полной стоимости кредита должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка.
В марте ФАС возбудила первое дело за нарушение нового закона в отношении "Почта Банка". В его рекламе крупным шрифтом указывалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по кредиту от 4%. Однако данные о сумме, сроке и других важных условиях размещались в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом.
Для защиты прав потребителей страховых услуг был введен "период охлаждения" - как работает эта мера? Фиксируете ли вы нарушения, много ли людей пользуются этой мерой и по каким продуктам?
Андрей Кашеваров: Мера работает очень просто. В случаях, когда страхователь добровольно и осознанно заключает договор страхования, у него не возникает потребности воспользоваться "периодом охлаждения". В остальных случаях, по мнению ФАС России, "период охлаждения" работает достаточно эффективно. Это, в частности, покупка человеком полиса, который не был ему нужен или был навязан дополнительно к договору страхования, заключаемому осознанно. Также "период охлаждения" полезен, когда условия договора страхования после подробного ознакомления с ними оказались не так выгодны для страхователя, как ему объяснили при оформлении договора. В договоре также могут оказаться положения, о которых страхователю намеренно не сообщили. Бывает и так, что человек находит более подходящий ему страховой продукт.
Мы получаем обращения, в которых граждане указывают на использование предоставленных этим периодом возможностей для отказа от договоров страхования, заключенных в моменте при получении кредитов. Основное направление, в котором работает "период охлаждения", в поступающих в Службу обращениях - это банкострахование.
Основным правоприменителем в случае наличия нарушений, связанных с "периодом охлаждения", на наш взгляд, является Служба финансового уполномоченного. Именно она рассматривает жалобы на невозврат страховщиками страховых премий в случаях, когда страхователь воспользовался "периодом охлаждения".
Какие в целом недобросовестные практики финансовых организаций сейчас в фокусе внимания ведомства и по каким продуктам?
Андрей Кашеваров: Основная тематика недобросовестных практик финансовых организаций, с которыми сталкивается Служба, в последние годы не меняется. Это по-прежнему недобросовестные практики в рамках взаимодействия банков и страховщиков, а также практики, связанные с неполным раскрытием как банками, так и страховщиками информации о предоставляемых продуктах и услугах на официальных сайтах и в мобильных приложениях.
При кредитовании физических лиц недобросовестные действия в основном связаны с навязыванием кредитными организациями заключения договора страхования с конкретным страховщиком и неполным представлением информации об условиях кредитования, в том числе о возможности заключить договор с иной страховой организацией. Также банки затягивают сроки принятия полисов, оформленных гражданами самостоятельно, в том числе при смене страховщика в период действия кредитного договора. Не всегда до заемщиков доводится информации о требованиях банка к условиям страхования, в том числе в целях получения пониженной процентной ставки по кредиту.
В январе 2024 года ряд крупнейших банков внесли изменения в условия выдачи ипотечного займа с господдержкой и установили комиссию для застройщиков за каждый выданный ипотечный кредит. После получения жалоб на указанные действия банков ФАС России направила запросы в кредитные организации с целью анализа обоснованности решений об установлении такой комиссии. В настоящий момент служба проводит анализ данных, которые были предоставлены банками в ответ на запросы ведомства. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России примет меры реагирования.
В сфере привлечения денежных средств мы выделяем три периода однотипных нарушений. Первый начался после кризиса 2008 года. Банки ухудшали условия пополняемых вкладов, отказываясь принимать дополнительные взносы во вклад и исключая опцию пополнения вклада под первоначальный высокий процент через введение комиссии за снятие наличных с этого вклада или комиссии за пополнение. Эта волна завершилась антимонопольными делами 2009 - 2010 годов.
Вторая волна возникла в 2014 - 2015 годах. Это, в частности, дело против Тинькофф Банка, который в одностороннем порядке снизил ставку на пополнения по вкладу с 18 до 13%. После вмешательства ФАС России банк, помимо уплаченного штрафа, вернул гражданам 151 млн рублей. Это было сделано добровольно.
Последние дела касались накопительных счетов, банковских карт, кэшбеков. Недобросовестность банков при предоставлении информации о своих продуктах направлена на сокрытие непривлекательных потребительских свойств своих продуктов. Акцент делается только на выгодных для потребителя аспектах.
В прошлом году вы критиковали рекламу накопительных счетов под высокий процент - сейчас такой рекламы снова много, после повышения ЦБ ключевой ставки до 16% такую же ставку предлагают по накопительным счетам, хотя реальные ставки скромнее, в районе 12%. Видите ли вы в этом проблему и как ее можно решить?
Андрей Кашеваров: Эта тема из сферы нашего внимания не ушла. Мы смотрим на достоверность и полноту предоставляемой банками информации по вкладам и накопительным счетам. Если какие-то условия изложены, они должны выполняться. Также все условия по продукту должны быть видны и доступны без сложного поиска. Например, если вы при посещении сайта кредитной организации не увидели какое-то условие, потому что оно "спрятано" в подразделах сайта, мы трактуем это как нарушение антимонопольного законодательства.
Также мы просили банки исключить информацию о накопительных счетах из разделов по вкладам на их сайтах. В глазах потребителя эти продукты не должны смешиваться, потому что условия по ним разные и договорные отношения разные.
В этом году Служба изменила правила формирования "белой" и "черной" книг практик участников финансового рынка - зачем понадобились изменения и в чем их суть?
Андрей Кашеваров: Предыдущий порядок формирования "белой" и "черной" книг действовал с 2017 года. За это время удалось рассмотреть значительное количество новых практик и отобрать лучшие из них в том числе и на финансовом рынке. Для более качественного отбора примеров и повышения эффективности защиты конкуренции в регионах был разработан новый подход, в основу которого заложены критерии оценки проконкурентных и антиконкурентных практик.
Теперь для включения в "белую книгу" региональный орган власти должен привести пример положительного влияния практики на финансовый или любой другой рынок/сферу. При этом включение актов и мероприятий, реализованных во исполнение федеральных законов и поручений правительства или президента Российской Федерации, не допускается.
Также новый порядок расширил перечень оцениваемых направлений - добавлены практики по импортозамещению, разработке и внедрению инструментов цифровизации, в том числе цифровых платформ, направленных на развитие конкуренции.
В "черной книге" акцент сделан на важных и прецедентных делах, а также делах и обстоятельства, которых ранее не рассматривались.
Помимо этого, для оперативности формирования "белой" и "черной" книг сокращены сроки для представления примеров. Это позволит регионам быстрее узнать о лучших практиках, направленных на развитие конкуренции, и успешно применять их.
"Ключевой вопрос"
За 20 лет Служба проделала большую работу по созданию в стране конкурентной среды. Какие достижения вы выделяете в финансовой сфере?
Андрей Кашеваров: Это те достижения, которые касаются практически каждого жителя страны. Например, введение конкурентных принципов в рамках платежных систем в 2005 году. Тогда были популярны две платежные системы - Western Union и MoneyGram, через которые россияне переводили деньги за рубеж. При этом Western Union запрещала банкам, заключавшим с ней соглашение, участвовать в других аналогичных платежных системах. После вмешательства ФАС такой запрет был отменен, в результате тарифы на переводы снизились в 2-3 раза.
Еще один важный результат - установление обязанности банков указывать полную стоимость кредита и предоставлять график платежей. Такая норма появилась после одного из антимонопольных дел. Кредитная организация указывала стоимость кредита в 29%, но выяснилось, что есть еще ежемесячная комиссия в размере 1,9% от суммы кредита, и годовая ставка была, соответственно, выше 40%. Совместно с ЦБ мы работали над тем, чтобы банки при выдаче кредитов раскрывали их полную стоимость и не процентную, а эффективную, то есть реальную ставку.
На защиту интересов заемщиков было направлено и принятое в 2009 году постановление правительства "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями". Оно определило конкурентные правила взаимодействия банков и страховщиков при страховании рисков заемщиков. Проблема была в том, что банки принимали полисы только аккредитованных у них страховых компаний. Тем самым ограничивалась конкуренция. Существенные изменения произошли в прошлом году: с 1 сентября вступили в силу новые правила, упростившие для граждан выбор страховщика в рамках кредитования. Банки теперь обязаны принимать полисы страховых компаний, имеющих кредитный рейтинг российских кредитных рейтинговых агентств АКРА, "Эксперт РА", НРА и НКР на уровне "А-" и выше. Эта информация доступна, ее легко найти в интернете, поэтому выбрать подходящего страховщика несложно.
В 2014 году появилась система ценообразования на рынке ОСАГО - "тарифный коридор". Тогда кризисные явления в экономике привели к тому, что страховые организации резко повысили цены на полисы, чтобы иметь возможность выполнять свои обязательства в период резкого роста курса доллара и, соответственно, значительного повышения стоимости автозапчастей. Это вызвало справедливое возмущение населения. Введение "тарифного коридора" позволило сбалансировать ситуацию и установить обоснованные цены на рынке ОСАГО.
Хотел бы обратить внимание, что, помимо введенного "тарифного коридора", применение коэффициента бонус-малус было реформировано таким образом, что фактически виновный в ДТП платит за того, кто невиновен. Те, кто аккуратно ездит, платят за страховку меньше. Здесь заложен механизм, стимулирующий граждан не нарушать правила дорожного движения. Мы анализировали тарифы и выяснили, что для аккуратных водителей они повысились на 23%, а вот запчасти подорожали на 29%. То есть дисциплинированные на дороге водители не оплачивали полностью это удорожание.
В 2019 году комиссии для граждан на оплату услуг ЖКХ были исключены из их стоимости. Ранее региональные энергетические комиссии включали в тариф уплату банковской комиссии, которая варьировалась от 1,9% до 7%. А если вы платили через банк, с которым у ресурсоснабжающей организации не было заключено соглашение, то возникала двойная комиссия. Благодаря инициированному ФАС России постановлению Правительства эта проблема была решена.
Перечисленные выше меры антимонопольного реагирования, осуществленные службой на финансовых рынках, безусловно не являются исчерпывающим списком в ряду дел и достижений. Но приведенные выше примеры в полной мере отражают направленность действий ФАС России, ориентированных на защиту граждан.