4 апреля исполняется 75 лет со дня образования Организации Североатлантического договора — НАТО.
О том, какую роль этот альянс сыграл в мировой политике и как его главной целью стало «сдерживание» России, aif.ru рассказал секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев.
За 75 лет своего существования НАТО провел более 20 крупных военных операций. Кроме того, отдельные страны альянса неоднократно участвовали во внеблоковых военных коалициях, формируемых США для удовлетворения своих глобальных амбиций в различных регионах мира — во Вьетнаме, Ираке, Ливии, Афганистане и в десятках других вооруженных конфликтов. Поэтому нелепо звучат попытки блока отречься от имеющихся фактов разрушения городов и стран, уничтожения тысяч мирных людей, а тем более замалчивать их.
Углубляться в кровавую историю НАТО не стану, но ее надо знать, чтобы понять сущность альянса как стабильного многолетнего источника опасности, кризисов и конфликтов.
Североатлантический союз задействуется в качестве инструмента Вашингтона в проведении «гибридных войн». Его члены послушно выполняют установки на применение экономических санкций, «замораживание» финансовых средств, на осуществление разведывательной деятельности, психологических операций и кибератак, привлекаются к акциям подрыва и дезорганизации системы государственного управления стран, не согласных с политикой англосаксов. При этом альянс не гнушается использовать в своих интересах террористические организации.
— Известно, что первоначально в НАТО вошли 12 стран Европы и Северной Америки с целью противостоять влиянию своего недавнего союзника по антигитлеровской коалиции — Советского Союза...
— В свое время США, Англия и их сателлиты не стеснялись лживо заявлять, что альянс был создан, чтобы противостоять «агрессивным устремлениям» Организации Варшавского договора. При этом умалчивают, что Варшавский пакт был подписан 14 мая 1955 г., то есть спустя 6 лет после образования НАТО. Стоит напомнить, что именно благодаря формированию Организации Варшавского договора на долгие годы в Европе установился военный паритет и утвердился мир.
С момента образования и до окончания холодной войны Североатлантический альянс увеличился всего на четыре члена. После же распада Советского Союза и роспуска Организации Варшавского договора было проведено несколько волн расширения НАТО, и в первую очередь за счет поглощения бывших европейских союзников СССР. Сегодня в состав НАТО входят 32 страны с общей численностью вооруженных сил около 4 млн человек. Еще пять государств участвуют в программах НАТО по расширению партнёрства.
«Усиливают потенциал от Баренцева до Черного моря»
— Детище холодной войны, блок НАТО, казалось, утратил смысл своего существования после распада СССР и Организации Варшавского договора. Всерьез обсуждался даже вопрос о вступлении России в НАТО. По-вашему, кому было выгодно, чтобы мы снова оказались противниками?
— В 90-е годы натовцы нарочито пытались нас убедить в том, что они — прагматики, заинтересованные в едином военно-политическом сотрудничестве с Россией, сохранении мира и стабильности в Европе. В действительности распад Советского Союза Запад рассматривал лишь в качестве одного из этапов противостояния с Россией. Ослабление нашей страны как экономического и политического конкурента, а в дальнейшем ее удаление с политической карты мира путем расчленения являются многолетними стратегическими целями Вашингтона, Лондона и подконтрольных им стран коллективного Запада. Именно поэтому чиновники в Брюсселе определили наше государство в качестве основного источника угроз для европейской безопасности и прямо закрепили это в стратегической концепции НАТО.
— На днях глава военного комитета НАТО Роб Бауэр заявил, что Североатлантический альянс готов к открытой войне с Россией. О примирении, похоже, там и не думают?
— Это заявление идет в русле всей натовской политики. В марте генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг представил ежегодный доклад о деятельности этой организации в минувшем году. Весь документ сосредоточен на главной задаче — «сдерживании» России и, что примечательно, Китая, то есть Североатлантический альянс, не стесняясь, вышел за пределы географического мандата и открыто заявил о глобальных амбициях.
НАТО планомерно усиливает свой военный потенциал вдоль наших границ от Баренцева до Черного моря. В выступлениях лидеров стран блока и документах появился даже термин «Восточный фланг НАТО», к которому отнесены все граничащие с Россией и с союзной Белоруссией страны Восточной Европы, а также Румыния и, с недавних пор, Швеция и Финляндия. Руководство альянса не скрывает, что проходящие в настоящее время в Европе крупнейшие со времён распада СССР военные маневры вблизи российских границ «Стойкий защитник-2024» направлены именно на «сдерживание» России. Только в минувшем году НАТО и ее страны-члены провели 130 коалиционных и более 1 тысячи национальных военных учений и тренировок. Заметьте, не за десятилетие, а за один 2023 год.
«Задачи по демилитаризации Украины остаются актуальными»
— В России многие убеждены, что Вашингтон с первых лет крушения СССР пытался превратить Украину в военный плацдарм для нанесения нашей стране стратегического поражения. Разделяете это мнение?
— Учения НАТО стали регулярно проходить на территории Украины начиная с 1995 года. А в 2004 году, жертвуя суверенитетом страны в угоду альянса, Верховная Рада приняла закон о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины.
Усиленная милитаризация Украины началась после совершенного Западом госпереворота в Киеве в феврале 2014 года и устроенного укронацистами геноцида русскоязычного населения. Имеются неопровержимые доказательства того, что Киев с подачи США и НАТО намеревался крайне жестко силовым путем решить вопрос со «строптивыми» регионами.
Североатлантический альянс де-факто является стороной украинского конфликта, активно участвует в организации обстрелов неонацистами российских территорий. В его рамках принимаются коллективные решения о новых поставках вооружения с повышением их технических и дальнобойных возможностей, а натовские инструкторы на территории нескольких стран проводят подготовку наемников и диверсантов для их участия в антироссийских операциях.
В планы США и НАТО входит сохранение Украины или хотя бы ее части в качестве всецело подконтрольной им антироссийской территории, полностью заточенной на обслуживание интересов Североатлантического блока. В этой связи задачи по демилитаризации Украины остаются актуальными.
— Командующий нидерландской армией Мартин Вийнен заявил, что надо срочно набрать до 3 тысяч добровольцев, готовых к участию в вооруженном конфликте с Россией. Как думаете, европейцы всерьез собираются воевать?
— Разжигание русофобии, запугивание собственных граждан мнимой «российской угрозой» стало важнейшей составляющей политики европейских властей, пытающихся таким образом отвлечь внимание людей от нарастающих внутриполитических и экономических проблем.
Кроме того, русофобия используется Вашингтоном и Лондоном, чтобы прочно привязать к ним другие страны НАТО экономическими обязательствами. США наживаются за счет увеличения мощностей военно-промышленного комплекса, диктуя союзникам условия приобретения вполне конкретных видов вооружения и обмундирования у своих производителей.
Расходы на оборону стран — членов НАТО в этом году увеличились до 50% от общемирового показателя. Бюджет альянса растет уже девятый год подряд и в 2023 году составил более 1,1 трлн долл. США.
На днях премьер-министр Эстонии заявила, что она повышает военные расходы и увеличивает для этого налоги в стране. Она вынуждена идти на этот акт политического самоубийства, так как члены альянса обязаны подчиняться «блоковой» дисциплине, наращивая военные траты. В текущем году уже 18 стран альянса выполнили «поручение» Вашингтона, увеличив расходы на военные нужды НАТО до 2% от ВВП.
— По-вашему, европейские лидеры готовы покорно исполнять указания Белого дома, даже если это наносит ущерб их странам?
— Европейские страны блока давно утратили многие элементы своего суверенитета и, по сути, являются лишь экономической и политической подпоркой альянса. В этих условиях все военные замыслы НАТО безропотно исполняются европейскими властями, для которых идеалы независимости и ответственности перед населением собственных стран и их будущим уступили желанию угождать глобальным притязаниям Вашингтона.
Напротив, международную безопасность следует рассматривать как единое и неделимое благо, которым в равной степени должны пользоваться все без исключения государства. Именно такой подход реализует Россия, причем у нашей страны есть огромное количество единомышленников, и оно продолжает расти.