Талибы поздравили афганок с наступлением нового учебного года указом: учиться женщинам можно, но только при полном покрытии (платье-абайя плюс накидка-никаб), отдельно от мужчин, заходя в учебное заведение строго через женский вход и покидая его за пять минут до окончания мужских занятий. Мы оценили этот жест с помощью человека, хорошо помнящего предыдущее пришествие талибов ровно 20 лет назад.
- Ну вот, началось, не прошло и месяца, как я и предупреждал, - комментирует афганский ученый г-н Захири (фамилия изменена. - Авт.), сейчас постоянно живущий в Европе. Две недели назад в интервью «МК» он уже говорил, что «нью-талибан» - якобы более цивилизованное и либеральное пришествие того же самого режима 20 лет спустя - не более, чем сладкоречивые клятвы коварных высших талибанских умов, ловко подсовывающих нам те же грабли («Талибан» признан террористическим и запрещен в России).
Мой собеседник напоминает: всего 3 недели назад, заняв 15 августа Кабул, талибы клялись мировой общественности сохранить в стране приметы цивилизации, появившиеся за 20 лет передышки от их власти - в частности, право женщин учиться и работать. «Пусть только хиджаб наденут, - глаголил представитель движения, - И учатся, где хотят, и работают хоть в полиции, хоть в суде». Но г-н Захири, в чьей памяти еще свежа пятилетка талибанского господства над Афганистаном с 1996-го по 2001-й год, уже тогда через «МК» призвал россиян не верить ни единому их слову. Сейчас, по его мнению, они начали показывать свое истинное лицо.
- Ни одна клятва, данная неверным, талибами соблюдена не будет. Мы это уже проходили. Уже через 10 дней после первых обещаний они запретили женщинам выходить из дома. Сразу начали не просто отлавливать, но отслеживать по соцсетям, по базам и идентифицировать сканером тех, кто сотрудничал с западниками. И женщин, работавших в общественных местах в принципе, не обязательно у иностранцев. Заявили, что «очищают» город от проституток, а на деле выискивали и артисток, и певиц, и даже просто тех, кто позволял себе ходить в офис.
- Но все же разрешили женщинам учиться, как и обещали. А в конце 90-х это было вообще запрещено, как и ходить по улицам без мужчины.
- Они обещали разрешить учиться и работать в хиджабах, подразумевая покрытую голову, но открытое лицо. А никаб - черное глухое покрывало на все лицо, прорези только для глаз. Вместе с абайей (бесформенный черный «халат» в пол. - Авт.) - это, по сути, бурка. После ухода талибов в 2001-м такие, если и остались, то лишь в самых глухих деревнях.
- То есть вы уверены, что этот указ - шаг не вперед, а назад?
- Это якобы разрешение женщинам учиться - просто капкан, призванный показать, что легче не выпендриваться и сидеть дома, как и положено женщине. А еще и издевательство, насмешка. Вы вдумайтесь в смысл документа.
«Женщины должны входить в отдельный отведенный для них вход и выходить из него на пять минут раньше, чтобы случайно не столкнуться со студентами мужского пола». Это уже само по себе говорит о тупике. Даже если студентка как-то ухитрится получить диплом, не задохнувшись в никабе и не нарушив шариат случайным столкновением с мужчиной во дворе учебного заведения (а отчислена в этом случае будет именно она), то где она сможет работать так, чтобы не видеть мужчин вообще?! А именно это в планах захватчиков.
Пока нет технической возможности развести разнополых студентов по разным зданиям, новый режим предлагает разделить их глухим занавесом. Примерно с этого же все начиналось в 1996-м году, когда простые афганцы тоже еще верили сладким словам захватчиков и надеялись, что, благодаря им, в стране после бесконечного кровопролития наконец настанет порядок.
Талибы отличаются тем, что душат не сразу, а постепенно, растягивают кайф. 20 лет назад тоже сначала женщинам разрешили учиться и работать, но в «традиционном для афганской культуры виде», который очень скоро оказался буркой. Из того, что было запрещено женщинам с 1996-го по 2001-й год, половина уже под запретом и сейчас - выходить из дома без мужского сопровождения и без абайи с никабом, находиться с посторонними мужчинами в одном пространстве и пользоваться одним с ними входом, что автоматически означает и запрет женщинам ехать в транспорте. Осталось запретить женщинам ходить в поликлиники, в бани и ложиться в больницы - и мы снова в конце 90-х.
Г-н Захири напоминает, что сладкоречивые муллы, завладевшие душами боевиков талибана, и 20 лет назад уверяли, что все запреты - во благо женщин. Ведь если беззащитная женщина поедет в автобусе или такси, отправится к врачу, в баню или ляжет в больницу, обидеть ее сможет каждый, ведь водитель, врач и банщик - мужчины. А не мужчинами быть они не могут, так как женщинам учиться можно только с такими сложными ограничениями, что проще не учиться.
20 лет назад за поведением женщин следило специальное министерство добродетели и предотвращения порока. За нарушения наказывали не только саму женщину, но и врача (продавца, водителя и т.д.), обслужившего ее без сопровождения мужчины. А заодно отца, брата или сына бесстыдницы, посмевшей выйти из дома в одиночестве.
Сегодняшний «нью-талибан» тоже уже упомянул, что призывает женщин не покидать дома исключительно в их интересах, так как «бойцы талибана пока не обучены их уважать». В заключение мой собеседник напоминает, что через 5 дней будет ровно 20 лет с момента нью-йоркской трагедии, унесшей огромное количество жизней и потрясшей весь мир, но мир, увы, похоже, снова собирается ступить на те же грабли.
Кстати, в понедельник режим «нью-талибан» любезно пригласил на презентацию своего нового правительства избранных, но дорогих гостей - Иран, Пакистан, Турцию, Катар, Китай и Россию.