Вопрос планирования отдыха остро стоит почти в каждой семье: отпуск за границей резко подорожал из-за роста курса валют, самые массовые направления — Турция и Египет — теперь «не про нас», российский юг пугает ростом цен.
— Кстати, насчёт пляжного отдыха. Год назад вы сказали, что на наших курортах должна появиться система «всё включено», так симпатичная россиянам в закрытой для нас Турции. Появляется?
— Она постепенно внедряется на пляжных российских курортах. Система «всё включено», когда, оплатив проживание, вы получаете питание, напитки и многие виды услуг, что называется, «в одном флаконе», удобна нашим гражданам. В первую очередь потому, что помогает планировать свои расходы. Думаю, что спрос в любом случае будет определять предложение. Внедрение такой системы способствует привлечению потребителя, а значит, экономически оправдано.
— А как насчёт медицинского туризма? Вы планируете как-то развивать это направление?
— Разумеется. Вместе с Минздравом мы активно работаем над программой медицинского туризма в нашей стране, делаем ставку на то, что это будет не только внутренний, но и массовый въездной туризм. Наши санатории сильно выигрывают в цене и качестве по сравнению с европейскими курортами, особенно на фоне изменения курса рубля. В Россию очень выгодно приезжать лечиться, делать операции. Это направление в мире активно развивается, и мы должны занять существенную долю рынка. В Европе получить медицинскую помощь намного дороже. Ну и кроме доступной цены и качественного оборудования, наш весомый плюс — фундаментальная медицинская школа.
Бюджет отпуска
— На днях вы сказали, что Ростуризм не допустит необоснованного роста цен в Сочи. Выходит, есть механизм регулирования цен на рынке?
— Мы нередко слышим опасения, что цены на отдых в России в высокий сезон вырастут, и понимаем озабоченность потребителей. Однако на встрече с мэром Сочи туроператоры, которые обеспечивают до 64% турпотока в этот регион, заверили, что цены на туры на курорт останутся на уровне прошлого года и могут меняться только в границах инфляции. Мы придерживаемся позиции, что увеличение цены возможно лишь при повышении качества.
Что касается механизма регулирования цен на рынке, то это в первую очередь конкуренция. Она отлично работает на рынке туризма. Отельер, перевозчик, ресторан могут поставить любую цену. Но будут ли эту услугу покупать? Необоснованно повышая цены, можно остаться вообще без туристов. Рынок на стороне потребителя, а сегодняшний, на котором обостряется борьба за российского туриста, — в особенности.
— Но будем реалистами: отдыхать в России дорого! Зачастую дороже, чем за границей, пусть даже по грабительским курсам. Почему так?
— Внутренний туризм у нас ещё пока только развивается. Ещё предстоит решить целый ряд задач, чтобы отечественные туристические продукты в основной своей массе стали конкурентоспособными и отвечали ожиданиям потребителя по сочетанию цены и качества. Надо создавать условия для снижения стоимости транспортных услуг для туристов, путешествующих по России, совершенствовать бизнес-процессы, оптимизировать издержки. Российской туриндустрии, которая долгое время была ориентирована на выездной туризм, требуется накопить опыт, достичь определённых объёмов деятельности на внутренних направлениях.
Ещё совсем недавно у нас даже не было массовых пакетных туров по стране. Если клиент, приходя в агентство, говорил, что хочет поехать за рубеж, ему тут же предлагали широкий выбор пакетных туров. А для путешествий по России приходилось покупать отдельно авиабилет, оплачивать отель, искать самостоятельно трансфер и пр. Это, во-первых, дороже, во-вторых, неудобно. В прошлом году впервые были созданы пакетные туры в Сочи, Анапу, Крым и кавказские Минеральные Воды. И люди стали активно их покупать. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предложение пакетных туров расширялось: будут туры в Москву, Санкт-Петербург, в другие крупные города. До недавнего времени у агентств поездки по России в структуре продаж отсутствовали в принципе. В 2015 году, по данным Союза турагентств, они выросли с 0% до 16%. И мы прогнозируем, что эта цифра будет повышаться, а цены становиться всё более и более адекватными качеству турпродукта.
— Но, кажется, даже пакетные туры будут дорогими при существующих ценах на перелёты внутри страны.
— В настоящее время в цене российского турпродукта стоимость транспортных услуг — минимум 50%, а обычно — порядка 70%. Это, конечно, очень много. Поэтому мы ищем разные пути снижения стоимости. Один из вариантов — создание чартерных программ перелётов внутри страны. Такое решение удешевит перелёт на 15–20%. До последнего времени чартеры вывозили наших граждан только за рубеж. Но сейчас уже идёт построение внутрироссийской чартерной программы, в основном — под пакетные туры. Ещё одна перспективная мера — обнуление НДС на внутренние авиаперевозки. Удешевило бы путешествия и более активное использование железнодорожного транспорта. Исторически перевозка по железной дороге была дешевле по сравнению с авиаперевозкой. А сейчас они по определённым направлениям практически сравнялись в цене. Для решения проблемы нужны чартерные железнодорожные составы, отдельные вагоны. Операторы готовы их выкупать, то есть спрос есть.
— Премьер-министр поручил вам продумать программу субсидирования авиаперевозок. Как это будет происходить?
— Совместно с туроператорами мы подготовили предложения для Минтранса России, которые находятся на рассмотрении. Ключевая цель — уменьшить стоимость тура для конечного потребителя. Правительство России поддерживает нас в этом начинании. В настоящее время ждём ответа на наши инициативы, до его получения говорить о деталях преждевременно.
От Золотого кольца — к «Серебряному ожерелью»
— С советских времён новых туристических маршрутов не появлялось. Кроме Золотого кольца, и не знаешь, что посмотреть. Почему так?
— Сейчас появились различные новые маршруты, например, «Серебряное ожерелье России» — по Северу (Вологда, Кижи, Петрозаводск, Ленинградская обл.) и «Восточное кольцо России» (объединяет Восточный и Дальневосточный регионы — Хабаровский край, Якутия, Сахалин). Стремимся делать больше межрегиональных маршрутов: чтобы человек за время отдыха посетил не один регион, а несколько. Для зарубежных туристов мы тоже разрабатываем специальные маршруты, например, крайне популярный среди китайцев (они самые частые туристы в РФ сегодня) — «Красный маршрут», который объединяет Ульяновск, Казань, Санкт-Петербург, Москву.
— «Маршрут» — это что? Пакетный тур?
— Это продуманная логика туристической поездки, это комплекс транспортной, инфраструктурной и содержательной (познавательной, развлекательной и т. д.) составляющих.
— Когда закрывались для российских туристов самые массовые направления — Турция и Египет, вы обмолвились, что ряд стран готовы предложить специальные условия, чтобы заполучить отдыхающих-россиян. И где они?
— Таких стран много. Это Болгария, Израиль, Греция, Кипр, Италия, Испания, Иран, Марокко, Вьетнам, Таиланд и другие. Они предлагают качественный турпродукт за разумные деньги, а также визовые преференции. Вокруг каждого туриста сейчас идёт нешуточная борьба, много направлений хотят его заполучить. Каждая страна старается предложить качественный продукт, чтобы привлечь к себе часть из 3–5 млн россиян, которые раньше ездили в Турцию и Египет. Это способствует тому, что турист может выбирать, где лучшие условия для отдыха. Для внутреннего туризма это тоже хорошо. Это стимул к совершенствованию. Отечественные поставщики туруслуг не должны питать иллюзий, что в сложившейся ситуации могут диктовать условия, а потребители всё равно никуда не денутся. Если цены на отечественных курортах не будут адекватны качеству, россияне поедут отдыхать в другие страны.
— Когда откроют направления Турции и Египта?
— Наша ключевая задача — обеспечение безопасного отдыха россиян. Сложно говорить о сроках.
— Вниманием государства ваше ведомство сейчас не обделено. С чем связываете такой интерес первых лиц?
— Потому что туризм важен не только для самих туристов, но и для жителей территорий, на которых он развивается, и для экономики в целом. Туризм связан с 53 отраслями народного хозяйства, и его рост даёт практически мгновенный стимул для каждой из них. Приехал турист с деньгами — покупает продукты, проживает в гостинице, ему необходимы качественное питание, развлечения, сувениры и пр. У местных жителей появляется работа, развивается бизнес, растут налоговые поступления в бюджет, появляются средства на благоустройство территорий, на развитие социальной инфраструктуры, на решение других общественных задач. Особенно важно это в тех регионах, где нет условий ни для развития промышленности, ни для сельского хозяйства.
— Туристы, приезжающие в РФ, жалуются, что получить визу фантастически сложно. Вы тратите столько усилий, чтобы популяризировать отдых в России, открываете офисы «Визит Раша» в разных странах. Так, может, стоит начать с бюрократии?
— Да, международная практика показывает, что введение безвизового режима мгновенно увеличивает турпотоки. Но мы понимаем, что живём в условиях угрозы террористического характера. Визовые ограничения существуют из соображений безопасности. Нельзя отменить визу, но можно сделать процесс её получения комфортным! Визы могут быть электронными, предоставляться при прилёте, быть многократными, многолетними. Вот над этим мы сейчас работаем.
— А вы решили, где проведёте свой ближайший отпуск?
— На зимние каникулы ездил с семьёй в Крым. Мне там нравится, вполне возможно, что туда и поеду.