21 февраля народная артистка России Вера Алентова отметила день рождения. Накануне "Вечерняя Москва" побеседовала с любимой актрисой в Московском Драматическом театре имени Пушкина, где верой, правдой и талантом она служит более полувека (с 1965 года).
- У актеров в отличие от музыкантов, у которых есть инструменты, - только лицо, голос, руки, ноги...и опыт. Из этого мы и делаем роль. А выводы делает зритель. Восприятие спектакля зрителем во многом зависит от того, какую жизнь прожил тот или иной зритель, что ему близко, что кажется интересным и наоборот. И даже сколько и какие книги он прочел. Герои, которых играют актеры, не всегда созвучны им по-человечески, но как нас учили в Школе-студии, в каждом человеке заложены все качества - и хорошие, и плохие. То, что в данный момент нужно для роли, то актер и развивает в себе.
- Публика принимает этот спектакль бурными аплодисментами. Героини - Грета и Роза - вызывают сочувствие, улыбку, интерес. Оценка зрителя имеет для вас значение?
- Да, для меня важно, чтобы спектакль понравился зрителю.
- Вера Валентиновна, вы родились на русском Севере, в старинном Котласе (поселение значится на географической карте с 1634 года). Остался ли в вашей жизни русский Север, с его строгостью, величием, внутренней свободой и достоинством?
- Север всегда со мной и в моих детских воспоминаниях и в подростковых. Воспоминания эти связаны и с тем, как женщины полощут белье на мосточках в реке зимой на холодной воде, и с запахом этого хрустящего морозного белья, которое сохнет на улице, и, конечно, с характером моих родственников – очень сдержанных и старающихся говорить только по делу. Я уехала из Котласа в три года, и еще раз приезжала в 15 лет, к родственникам.
Своей родиной считаю не только Котлас, а практически всю Вологодскую и Архангельскую области. В Красногорске родилась моя мама. В Великом Устюге всю жизнь прожил мой дед - заслуженный врач, причем земский (а это особая категория врачей, которые лечили от всех болезней и детей, и взрослых). И еще до того, как Великий Устюг стал родиной Деда Мороза, я повезла туда своего мужа - Владимира Меньшова, чтобы он увидел белый снег - такой белый и чистый, что даже следы от проезжающих грузовых машин остаются на снегу белыми. Ничто не пачкает первозданную белизну. Давно хочу свозить на родину деда, в Великий Устюг, дочь и внуков. Но в связи с тем, что там поселился Дед Мороз в своей резиденции, зимой это сделать непросто. А мне бы хотелось совершить это путешествие именно зимой, чтобы показать им кристально белый снег.
- У героини фильма "Москва слезам не верит" - провинциальной девушки Кати Тихомировой есть черты северянки?
- Я думаю, что этот образ собирательный. Даже за рубежом ко мне часто подходили женщины и говорили, что героиня – ее абсолютное отражение. А в остальном - все вопросы и оценки - к зрителю. Все, что я могла сказать в этой роли, я сказала.
- Роль Кати отпустили?
- Я отпускаю все роли. Это как испечь пирог. Вы, зритель, можете его съесть и сказать - вкусный или не вкусный пирог, но продукт готов - роль сделана, спектакль выпущен.
– Вера Валентиновна, как Вы привыкли готовиться к роли?
- Великая Мария Ермолова за два дня до выхода на сцену погружалась в образ так, что с ней нельзя было ни о чем разговаривать: все домашние ходили на цыпочках. Нас в Школе-студии тоже учили готовиться к спектаклю тщательно. Я прихожу на спектакль за два часа до начала, чтобы подумать о роли, которую мне сегодня предстоит сыграть. Но я знаю замечательных артистов, которые могут прибежать за пять минут до начала спектакля и прекрасно играть.
- 50 лет вы служите в одном театре.
- Неужели никогда не хотелось уйти, изменить свою жизнь? Вы - потомственная актриса, и ваша мама играла на сценах разных городов, и, наверняка, в вас должен быть дух кочевника, жажда перемены мест?
- Дважды подумывала об уходе из театра Пушкина. Наверное, это счастье, что я осталась. Находясь в актерской профессии довольно долго, понимаю, что ожидание - неотъемлемая ее часть. Бывают периоды, когда актер не занят в репертуаре или занят очень мало. Когда это происходит один сезон - ничего страшного, но когда нет новых работ больше трех лет, возникает мысль о том, чтобы поискать счастье в другом месте.
Не очень понимаю людей, которые говорят "плохо, плохо" и ничего не предпринимают для того, чтобы было хорошо. Тем более что сейчас много антрепризных спектаклей, на которые проводят кастинги, и можно испробовать свои силы там. Я играю в антрепризных спектаклях и не считаю это для себя зазорным. Хорошая антреприза – замечательный опыт общения со зрителем.
Я работала и в частном театре. Меня приглашали в другие театры - причем Академические, где денег больше платят и отпуск более длительный и, наверняка, еще есть какие-то преимущества и блага... Но природная интуиция подсказала мне, что уходить не надо. Тем более что когда ты приходишь на место работы молодым человеком, то растешь вместе с коллективом и завоевываешь свою нишу. А переходя в новое место, надо начинать сначала и заново расти, чтобы занять какую-то нишу. Хорошо расти, когда ты молод, а когда вырос, состоялся, чтобы занять привычную для тебя нишу, надо кого-то отодвинуть, потеснить. Этих качеств во мне нет.
Возможно, если бы мне предложили конкретную роль в другом театре, я бы, загоревшись ролью, могла уйти, чтобы ее сыграть, а поскольку меня просто приглашали в театр, то я предпочла остаться здесь. Тем более, в театре имени Пушкина хорошо сложилась моя судьба. Я много занята, и практически всегда была много занята. Играла прекрасные роли и... играю. Хотя у театра были разные периоды, но немаловажно, что эти периоды мы прожили вместе.
- Вера Валентиновна, у меня возникло впечатление, что вы - большой почитатель ясности, простоты и краткости. Пустые рассуждения, красивости вам чужды, не так ли?
- Это так. Все гениальное просто. Да, я предпочитаю простоту, но детеныш уже при рождении весьма и весьма непрост, потому что в нем уже заложен характер. В театре у меня в работе были очень сложные пьесы сложных авторов, например, "Счастливые дни" родоначальника абсурдизма Сэмюэля Беккета. Или черная комедия Пьера Нотта "Две дамочки в сторону Севера" - тоже непростой жанр и сложный язык. Хорошая драматургия не предполагает простые характеры. Я заметила тенденцию, что российскому зрителю, в отличие от западного, непременно должно быть понятно то, что он смотрит. Тогда как западному зрителю иногда бывает достаточно того, что он присутствует на "факте искусства" как такового - просмотра спектакля. Первое условие для российского театра - ясность, но чтобы к ней прийти, нужно много поработать.
- Вера Валентиновна, вы актриса - театра и кино. Во ВГИКе - вместе с Владимиром Меньшовым руководите актерско-режиссерской мастерской. Существует мнение, что сегодня более насыщенная творческая жизнь происходит в театре, а не в отечественном кинематографе. Лично вам, как актрисе, как зрителю что представляется более интересным - кино или сцена?
- Мне интересно и то, и другое. Возможно, некоторое затишье в отечественном кинематографе имеется, но это как перед рассветом бывает самый темный час ночи. Думаю, что вот-вот должен случиться прорыв в кино, по крайней мере, у меня такое предчувствие. Согласна, что театр вышел на первые места. Но и хоронить кинематограф я бы не стала.
- В вашей гримерной афиши трех картин с вашим участием: "Москва слезам не верит" и "Зависть богов" Владимира Меньшова и "Время желаний" Юлия Райзмана. Для вас это самые дорогие работы в кино?
- Я бы повесила все афиши фильмов со своим участием, если бы они у меня были. В кино нет ролей, которые бы мне не нравились. Когда меня что-то не устраивало или в сценарии, или в характере, то я отказывалась сниматься. Причем легко. Мой муж называет меня: "Человек по имени "Нет". Первое, что я говорю "Нет".
- Почему "нет"?
- Не могу, не хочу совмещать, если что-то совпадает по времени. Боюсь подвести. А мой муж - человек по имени "Да" - руководствуется тем, что при подвижности и непредсказуемости жизни какой-то вариант отпадет, и он все успеет. Тогда как я, будучи человеком структурированным, говорю "Нет". Тем более что главным образом считаю себя актрисой театра, и театр для меня - на первом месте. Родители были актерами, и я выросла в театре...
А вот в театре были роли, которые я не любила. Раньше Министерство культуры принимало спектакли, и когда чиновникам что-то не нравилось, то режиссеры иногда вынуждены были вносить изменения, которые не всегда совпадали с моим видением роли. Роль - это ведь как зрелый человек, а когда человеку отрезают руку и собираются пришивать другую, это всегда больно. За мою длинную жизнь в театре я помню только три таких случая, когда роли переставали мне быть интересными.
- Не секрет, что сегодня многие артисты по разным причинам остаются невостребованными. Вы предупреждаете об этом своих студентов во ВГИКе, готовите их морально к тому, что их путь к известности может оказаться более долгим и сложным, чем они предполагают?
- Я говорю им о том, что театры заполнены артистами, но ведь кого-то берут - да, несколько человек, но почему этими исключениями не может стать кто-то из вас. Тем более что творческих площадок, где можно реализовать идеи, сейчас гораздо больше, чем в годы моей молодости. Да, возможностей сегодня больше, но и конкуренция очень сильная. Необходимо быть лучшим в своей профессии. Свое счастье, как говорится, нужно ковать самому и ковать очень усиленно. Искать, бросаться в неизвестное. И, конечно, актер должен многое знать, многое уметь. Да, профессия трудная, но самая замечательная. Для меня - самая замечательная.
Впрочем, для каждого человека профессия должна быть любимой. Мы много времени проводим на работе, и если каждый день идти на работу как на каторгу, то жизнь превратится в муку. А если любить профессию, то чем больше сил тратишь, тем быстрее они восстанавливаются.
- Ваша дочь Юлия Меньшова любит телевизионную журналистику?
- Этого я не знаю, но после окончания школы Юлия хотела поступать в Литературный институт: она неплохо писала. Но мы - ее родители, сказали, что писателем может быть только зрелый человек, с жизненным опытом. Юлия поступила в Школу-студию МХАТ, где получила хорошее образование. Она застала педагогов, которые учили меня и Владимира Валентиновича. И, кстати, Юлия не бросила актерскую профессию - играет в антрепризе.
- Наверняка, вы смотрите передачу Юлии Меньшовой "Наедине со всеми"? Даете ей советы? Может быть, критикуете?
- Когда мне задают вопрос о долголетии нашего брака, я отвечаю: "Мы до сих пор вместе еще и потому, что муж никогда не вторгается в мою театральную епархию, а я в его, кинематографическую". И оба не вмешиваемся в телевизионную жизнь Юлии. Если только она поинтересуется моим мнением или попросит дать ей совет, я это сделаю.
Когда Юля училась в институте, мы ходили на ее учебные спектакли, делали замечания. Я считаю, что после 18 лет человек учится на своих ошибках. Даже если это твой ребенок, все равно, он - другой человек. Что касается журналистики, на мой взгляд, у Юли редкий дар - расположить к себе человека, а также умение спросить на сложную тему предельно тактично.
- Как вы можете объяснить феномен невероятной актерской популярности Владимира Меньшова? Тогда как в молодости его актерский талант был не такой востребованный, как сегодня?
- Возможно, педагоги, режиссеры неправильно видели его, и давали не те роли, которые были ему близки, когда мы учились. Очень важно, когда актер попадает на свою роль. Владимир Валентинович очень естественен как в жизни, так и на сцене, и на экране. Говорят, что труднее всего играть с детьми и с животными, потому что они очень естественные, настоящие. Могу сказать, что с Меньшовым по этой причине играть сложно. Малейшая фальшь рядом с ним будет явной.
- Вы - прекрасный человек во всех отношениях. Красивый и внешне, и внутренне. Говорят, что красота мешает актрисе реализовать все грани таланта, что красота навязывает один образ - красавицы?
- Когда актриса красива, умна и талантлива, - это восхитительно. Но, как правило, когда смотрят на красивую актрису, то полагают, что если она ослепительно красива, то бездарна и глупа. Поэтому красивым актрисам приходится дольше преодолевать это предвзятое мнение о себе. Народная артистка Ольга Артуровна Викландт говорила: "Красота - это тоже талант". А талант - это дар. Отношение других людей к красоте разное, и, к сожалению, не всегда благожелательное.
- Можно ли прожить жизнь с чистой совестью?
- Думаю, что можно. Нравственные ценности закладываются родителями, и поэтому от воспитания очень много зависит. Например, меня мама учила: "Никогда не верь тому, что тебе рассказали о человеке плохое. Только если сама увидишь, что человек поступил плохо – делай выводы". Мама говорила, что нельзя врать, нужно стараться быть объективным и пытаться поставить себя на место другого человека в спорной ситуации. Я маму очень любила и очень ей верила. Мой папа рано умер, и мама была для меня и мамой, и папой, и я слушалась ее неукоснительно. Еще мама говорила, что хороших людей на земле гораздо больше, чем плохих, и они рядом с нами.