Курортный сезон-2020 не отменяется, но будет сопряжен с множеством ограничений – такой вывод можно сделать из новостей первых дней лета. С наступлением июня российские власти начали снимать ограничения с внутреннего туризма, но насколько растянется этот процесс, неизвестно: это зависит от постоянно меняющихся условий, обсуждением которых чиновники заняты в режиме нон-стоп. По сути, происходит «перетягивание каната» между теми ведомствами, которые отвечают за скорейшее окончание пандемии COVID-19, и теми, в чьих интересах срочное восстановление экономики.
Россиянам, планирующим летний отдых, не позавидуешь: даже если удастся оформить путевку, нет гарантий, что на пути к месту назначения не осядешь в обсерваторе. В любом случае о турпоездках можно думать только в пределах национальных границ: как рассказали «Профилю» эксперты отрасли, Россия может возобновить международное авиасообщение до конца лета, но организованный туризм за рубеж начнется только осенью. Но и когда будут сняты последние ограничения, турпоток восстановится не в полном объеме: экономические последствия пандемии заставят многих вовсе отказаться от путешествий, перейдя в антикризисный режим «домика в деревне».
Жизнь налаживается?
Около 150 туристических объектов откроются в России в течение июня – в основном санатории Краснодарского и Ставропольского краев. По ходу «пилотного проекта» чиновники оценят, удается ли обслуживать отдыхающих и при этом не допускать распространения коронавирусной инфекции. Почему санатории? Судя по объяснениям ответственных лиц, будучи медицинскими организациями, они смогут оказать клиентам первую помощь в случае ухудшения самочувствия. Да и в целом служат благой цели – укреплению здоровья.
В остальном жизнь в курортных регионах не изменилась. В Краснодарском крае продлили карантин до 21 июня – с сохранением ограничений на въезд, масочного и пропускного режимов, закрытием точек общепита и торговых центров (только 6 июня официально открыли набережные и парки – до этого обитатели санаториев были практически заперты в них). Правда, постепенно открывается доступ к морю – в Ростуризме объявили о намерении «запустить больше пляжей до 1 июля». В Крыму хотят 15 июня открыть санатории и отели для местных жителей, с 1 июля – для приезжих. Это уже прогресс по сравнению с маем, когда глава региона Сергей Аксенов объявил, что курортный сезон на полуострове «вряд ли состоится».
Что касается других регионов, то в каждом складывается своя ситуация. В Татарстан открыли свободный въезд с 5 июня (гостиницы и не закрывались). Туриндустрия Калининградской области запускается с 15 июня. А вот проехать по маршрутам Золотого кольца вряд ли получится: в Ивановской и Владимирской областях приезжих отправляют в обсерваторы, в Костромской требуют подтвердить отсутствие контактов с заболевшими, на въезде в Ярославскую сотрудники ДПС проверяют цель визита. Послабления в регионах центральной части РФ ожидаются ближе к концу июня. А москвичам глава Роспотребнадзора Анна Попова 31 мая наказала вовсе не выезжать за пределы своего региона.
«Запуск экскурсионного туризма под вопросом: в регионах косо смотрят на прибывших извне, особенно на москвичей, – рассказал «Профилю» главный редактор отраслевого портала «Турдом.ру» Дмитрий Даниленко. – Круизные операторы планировали начать навигацию по рекам в мае, но уже середина июня, а им до сих пор не говорят, что делать дальше».
Перезагрузка отношений
Едва миновал пик эпидемии, как зависимые от въездного турпотока страны буквально распахнули свои границы. Хорватия, где доходы от туризма составляют 20% ВВП, к началу июня приняла 33 тысячи иностранных туристов. Италия 3 июня отменила двухнедельный карантин для приезжих, открыв пляжи и отели. Пляжи Португалии открылись 6 июня. «Мы очень ждем туристов», – признался глава португальского МИД Аугушту Сантуш Силва. В Израиле пляжный сезон начался в конце мая. Тунис откроет границы 27 июня, Испания и Таиланд – с июля.
На первых порах перезапуск авиасообщения происходит избирательно: власти стран налаживают двусторонние туристические отношения, договариваясь о взаимных уступках. Так, открытие границ Кипра (9 июня) распространяется на 19 стран, Греции (15 июня) – на 29 стран. России в этих списках нет: пока что страны Европы возобновляют контакты друг с другом, открытие внешних границ ЕС ожидается в июле. Что касается Турции, то, по данным Turizm Güncel, она готова принимать россиян с 15 июля при условии обоюдного открытия границ.
Санитарные меры, внедряемые в отношении туристической инфраструктуры, везде более-менее одинаковы: замер температуры, дезинфекция, тестирование на COVID-19, справки, социальная дистанция, сокращение вместимости объектов, разметка на полу, стеклянные перегородки, QR-коды… Некоторые страны сформулировали целый национальный стандарт, по которому отныне будет работать местная туротрасль: в Израиле – «Фиолетовый знак», в Тунисе – Ready & Safe.
Судя по заявлениям властей, единого на всю страну старта сезона ждать не стоит. Решения по регионам будут приниматься в ручном режиме – с учетом, например, такого параметра, как число свободных коек в местных больницах, чтобы всем отдыхающим при необходимости могли оказать медпомощь. В совокупности «системное и аккуратное» снятие ограничений должно обеспечить «безопасный и контролируемый» запуск внутреннего туризма, пообещал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко.
Турбизнес от такого подхода не в восторге: ему нужна конкретика, дорожная карта, горизонт планирования. Турфирмы Челябинской области даже начали сбор подписей под обращением к Владимиру Путину, где, ссылаясь на Конституцию, призывают «снять ограничения, препятствующие ведению» своей деятельности.
«Мы понимаем, что главы регионов в непростой ситуации: с одной стороны, они отвечают за борьбу с пандемией, с другой – должны не допустить роста безработицы, – сообщил «Профилю» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский. – Но все-таки пора возвращаться к нормальной жизни. И в первую очередь не потерять летний сезон, потому что эти три месяца кормят туротрасль весь год».
В Европе, где туристическая жизнь возобновляется гораздо активнее, чиновники относятся к подобным пожеланиям внимательнее, признает Дмитрий Даниленко: «На Западе голос предпринимательского сообщества громче, потому что власти знают, что если ущемлять его права, то люди выйдут на улицу их отстаивать, чего в России не наблюдается. Но в последние недели видно, что и у нас турбизнес уже серьезно недоволен, тональность обращений поменялась – в них больше не просьбы, а требования».
Справочный режим
Другим камнем преткновения между властями и бизнесом стали рекомендации Роспотребнадзора, на основании которых выдаются разрешения на запуск объектов. Судя по этим предписаниям, отдых точно не будет прежним. К примеру, на пляжах шезлонги и зонтики расставят так, чтобы соблюдать социальную дистанцию, а в многолюдных закрытых помещениях отдыхающим придется носить маски.
Некоторые рекомендации вызвали бурную реакцию. Так, еще в конце апреля Роспотребнадзор опубликовал свод правил для санаториев: заселять отдыхающих не менее чем на 14 дней и по одному человеку в номере (за исключением членов семей), оформить весь персонал в штат и еженедельно тестировать на коронавирус за свой счет, убрать из номеров обои, ковры и потолки «армстронг». А при выявлении хотя бы одного заболевшего COVID-19 закрывать весь санаторий на карантин.
Бизнес взбунтовался: издержки на выполнение таких рекомендаций повышают себестоимость путевки на 40% (оценка главы профсоюзных санаториев в Кавминводах Николая Мурашко). После прений Роспотребнадзора с Ростуризмом часть требований была исключена. Но осталось главное: для заселения в санаторий гость должен предоставить отрицательный результат теста на COVID-19 и справку об отсутствии контактов с заболевшими, полученные не ранее чем за двое суток до приезда. В аэропорту Сочи эти документы требуют прямо в зоне выдачи багажа – иначе пожалуйте в обсерватор.
Как заявили в начале июня в Российском союзе туриндустрии, многие туристы из-за этого отказываются от уже забронированных путевок в Сочи. В этих условиях часть санаториев предпочла просто не открываться: из 80 здравниц, получивших право принять туристов с 1 июня, это сделали только 34.
Подобная ситуация может распространиться на другие туробъекты, говорит Дмитрий Даниленко: бизнес боится проверок, ведь за несоблюдение рекомендаций Роспотребнадзора светит уголовная ответственность. В частности, «заморожено» начало сезона в детских лагерях, по которым выпущены еще более суровые рекомендации. «Например, персонал обязан заехать в лагерь и оставаться там безвылазно до конца смены, – приводит пример собеседник. – Также сотрудники должны сдать отрицательный тест на коронавирус, тогда как от заезжающих детей этого не требуется. То есть в санаториях справки об отсутствии заболевания нужны, а в лагерях – нет. Где логика? А любой выход детей в парковую зону – даже чтобы возложить цветы к памятнику защитникам Отечества 24 июня – должен сопровождаться обработкой местности от крыс и клещей».
Горячей темой первых дней июня стал свод рекомендаций для гостиниц. Похоже, Роспотребнадзор все же «продавили»: из текста проекта санитарных мер, о котором стало известно СМИ, исчезли пункты о еженедельном тестировании сотрудников отеля на COVID-19 и предоставлении гостями справок при заселении. В результате отельеры довольны, зато представители санаторного бизнеса жалуются на неравные условия. По словам Ильи Уманского, следующая цель лоббистов от туриндустрии – «отвоевать» смягчение требований для санаториев.
«Проблема вышла на уровень первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова: он выслушал жалобы предпринимателей и дал Роспотребнадзору указание разобраться, – объясняет Даниленко. – К сожалению, санитарное ведомство принимает решения без оглядки на то, как устроен бизнес. И владельцам отелей приходится ходить и объяснять, что, мол, не бывает такого, чтобы в каждом гостиничном номере обязательно был санузел, это технически невозможно. Подвижки, как видим, есть, но странных пунктов остается много: например, почему в ресторанах при отелях расстояние между столиками должно быть не менее двух метров, а в обычных городских кафе достаточно полутора?»
Самой крупной победой бизнес-сообщества на данном этапе стал компромисс по авиаперевозкам. Первоначально Роспотребнадзор настаивал, чтобы пассажиров в самолетах рассаживали в шахматном порядке. Но даже в правительстве признали, что это нереалистичный вариант. «Если так рассаживать, стоимость авиабилетов будет неприемлемой – от 70 тысяч рублей», – говорил министр транспорта Евгений Дитрих. 1 июня стало известно, что шахматная рассадка больше не требуется.
Заграница не поможет
Отдельный вопрос – когда станет возможен выездной туризм. Сначала высказывания чиновников по этой теме настораживали. «Последние годы наши граждане очень много путешествуют. Но один год ведь [в режиме закрытых границ] – это же не трагедия», – заявила в конце апреля спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Спустя месяц премьер-министр Михаил Мишустин призвал россиян воздержаться от поездок за рубеж. А спикер Госдумы Вячеслав Володин предупредил, что «вторая волна» инфекции может прийти из Европы вместе с отдохнувшими россиянами.
Но 30 мая президент Владимир Путин предложил обсудить открытие заграницы для российских туристов. И сразу пошли более оптимистичные заявления. В частности, гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов сообщил, что ждет восстановления международного авиасообщения в августе–сентябре, а совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев понадеялся на июль. 6 июня СМИ сообщили, что на совещании в Минтрансе обсуждается дата 15 июля – в этот день могут начаться полеты за рубеж из 27 аэропортов России.
«Инсайдеры называют один и тот же горизонт, это явно не совпадение, – комментирует Даниленко. – Вероятно, уже готовится согласованный документ по этому вопросу. Но одновременно есть понимание того, что открывать границу будут постепенно. Ведь она, по большому счету, не закрыта и сейчас – при наличии определенных документов людей выпускают, «Аэрофлот» летает в Нью-Йорк. Вопрос в том, в каком объеме запустят перевозки на первом этапе и когда будут сняты санитарные ограничения – например, обязательный двухнедельный карантин по возвращении в Россию».
По мнению Ильи Уманского, нынешним летом стоит ждать только перезапуска регулярных авиарейсов: «Вероятно, перевозки откроются в режиме сообщения между мировыми столицами. Если говорить об организованном туризме за рубеж, то раньше сентября–октября его возобновления ждать не стоит».
Между тем россияне засиделись дома. Согласно майскому опросу аналитического центра НАФИ, после затухания пандемии 88% российских туристов предпочли бы поездку за рубеж отдыху внутри страны. «Космополиты» свое получат, уверяет Даниленко: уже понятно, что нового «железного занавеса», которым пользователи соцсетей пугали друг друга на фоне новостей о закрытии границ в марте, не случится.
Однако летний сезон-2020 точно пройдет в пределах национальных границ – таково общее мнение в индустрии. Около 500 из четырех с половиной тысяч российских туроператоров, работавших на зарубежных направлениях, спешно перестраиваются на продажу внутреннего продукта.
Лето не для всех
Новости последних недель привели к оживлению российских граждан: страна будто выходит из спячки. В начале июня Минтранс РФ зафиксировал рост пассажиропотока втрое по сравнению с маем (при этом он в 5–7 раз меньше того, который был в июне 2019-го). Агрегатор «ВИП Сервис» оценил продажи авиабилетов в апреле на уровне 3% от обычного, в мае – на уровне 12%. Прогноз на июнь – уже 25–30%.
При этом средняя загрузка самолетов в начале лета составляет 30–35%. На этом фоне авиакомпании решились на демпинг: по данным сервиса Biletix, сейчас авиабилеты втрое дешевле, чем в июне 2019-го (средний чек по России – 3736 руб. против 11 406 руб.). Впрочем, по билетам, продающимся на августовские даты, разница по сравнению с прошлым годом уже значительно меньше – всего 18%.
Это согласуется с данными туроператоров: если в апреле и начале мая звонков от клиентов не было вовсе, то по мере ослабления режима самоизоляции россияне вновь заинтересовались турпутевками. В частности, в Tez Tour сообщили о спросе на конец лета и бархатный сезон. Правда, полноценными продажами это назвать нельзя: операторы просто накапливают тысячи заявок, чтобы реализовать их, когда будет дана отмашка от властей.
Пока же в санатории едут те, кто еще до начала пандемии приобрел путевку на июньские даты (либо на весенние, а они сместились на июнь). «Заезды в первые дни лета были очень немногочисленными, в некоторых санаториях счет шел на единицы, – говорит Даниленко. –Да и потом наплыва туристов не будет. Люди боятся сложных правил заезда, перспективы попасть в обсерватор – никому не хочется провести отдых в полутюремной атмосфере. Тревожный новостной фон тоже не способствует поездкам».
«Мы не надеемся на взрывной спрос этим летом, – подтверждает Уманский. – Конечно, в обычных условиях закрытие внешних границ привело бы к ажиотажу в Краснодарском крае и Крыму. Но сейчас ожидаем заполняемость максимум на уровне 80% от обычного сезона».
Покатались – и хватит
По словам Уманского, даже когда регуляторные барьеры будут сняты, полностью турпоток не восстановится. Причина – «коронакризис». «Многие люди потеряли работу, кому-то пришлось уйти в вынужденный отпуск в период нерабочих дней. Платежеспособный спрос сократился на долгую перспективу», – признает вице-президент АТОР.
Как ожидают эксперты, некоторые граждане, чтобы полностью не отказываться от поездки, займутся туристическим «дауншифтингом»: сократят количество дней, «звездность» объекта размещения и так далее. Согласно майскому опросу Райффайзенбанка, 45% россиян готовы потратить на отпуск в 2020 году не более 30 тыс. рублей на человека, а 38% собираются экономить чаще обычного.
На этом фоне глава Ростуризма Зарина Догузова выразила мнение, что главными видами отдыха россиян нынешним летом могут стать оздоровительный, активный и экотуризм. То есть старые добрые походы с рюкзаком за спиной. Они обойдутся дешевле поездок на южные пляжи, поскольку могут быть организованы в пределах региона проживания. По словам Догузовой, Ростуризм будет содействовать формированию предложения для экотуристов в самых разных концах страны: в Калининградской области и курортном районе Петербурга, вдоль течения Волги, на Русском Севере, в Башкирии и Хакасии, на Алтае, Камчатке и Сахалине.
Впрочем, как считает Даниленко, многие россияне, столкнувшись с серьезными финансовыми проблемами, поступят еще проще: проведут лето в деревне. «Уже в течение режима самоизоляции все, кто мог уехать за город, сделали это – либо в собственное жилье, либо в арендованное, – говорит он. – Коттеджи и базы отдыха становятся основными конкурентами для туристического рынка. Люди хотят просто жить на природе и не беспокоиться, что с них вдруг потребуют справки и пропуска».
Как считают собеседники «Профиля», пандемия может спровоцировать массовый пересмотр отношения людей к отдыху как таковому: зачем он нужен, где его проводить и с кем. «Посмотрите на зарубежные страны, где позади острая фаза пандемии, – Китай, Италию. Люди все равно стараются не контактировать в прежнем формате, они стали более обособлены друг от друга. Режим социального шока останется с нами надолго», – говорит Илья Уманский.
«Туризм останется, но поменяется структура отрасли, – добавляет Дмитрий Даниленко. – Возникает запрос на изолированный, индивидуальный туризм – такие форматы, где можно не зависеть от окружающих, рискуя стать заложником обстоятельств. Пример – размещение в тех же коттеджах, то есть в стороне от больших объектов, которые могут разом закрыться на карантин. Многоэтажные гостиницы экономкласса будет все труднее заполнять и обеспечивать прибыльность в связи с усилением санитарного регулирования. Другой пример – поездки на арендованном авто вместо авиаперелета. Они и так пользовались успехом, а теперь процедуры контроля в аэропортах еще усложнятся из-за санитарных мер, и люди будут стремиться их избежать. Еще пример – аренда яхт как альтернатива морским круизам на многопалубных судах. Объем яхт-чартера тоже растет в последние годы – в средиземноморском регионе стало модным арендовать яхту на несколько человек и кочевать между портами в свободном режиме».
«Хорошо ли это? – задается вопросом эксперт. – Однозначно нет. Ведь массовые форматы, которые связаны с предоставлением однотипных услуг большим группам, по определению экономнее. Благодаря им туризм в наше время и стал обыденностью, досугом, который могут позволить себе почти все. Теперь же путешествия как массовое явление откатываются на многие годы назад. Они будут эксклюзивными, дорогими и недоступными для большей части населения, которой в ближайшие годы предстоит заботиться совсем о других вещах».