Корреспонденты «ВМ» задали волнующие горожан вопросы ведущим специалистам и сотрудникам городских служб. Больше всего жителям города интересно, как рассчитывать плату за отопление, почему на тротуарах «гуляет» плитка и кто в этом виноват, почему снег во дворах убирается нерегулярно, а также почему зимой не восстанавливают дорожную разметку.
1. Когда рассчитывать плату за отопление будут исходя из фактически потребленного жильцами тепла, а не по квадратным метрам?
— В целом в каждом доме оплата отопления рассчитывается по фактическому потреблению жильцов. Расчет ведется исходя из показаний счетчика, установленного «на входе» в дом. Его показания дают возможность понять, сколько тепла поступило в дом. При расчете платы за отопление берутся показания общедомового счетчика за год и делятся на квадратные метры каждой квартиры в доме. Затем эта сумма делится на 12 и выставляется жителям каждый месяц. Распределение в данном случае происходит пропорционально площади квартир. Но все-таки это не достаточно объективный способ расчета, поскольку температурный режим зимой даже в разных частях нашего города — разный, в каждой квартире свой теплообмен, разные батареи: где-то теплее, где-то холоднее. К сожалению, установить приборы учета тепла в каждую квартиру уже сданного в эксплуатацию дома, весьма проблематично. Сейчас в проектах некоторых столичных новостроек предусмотренны квартирные счетчики. И те, у кого такие приборы учета установлены, могут оплачивать фактически потребленное тепло.
Во время отопительного сезона температура в квартирах должна составлять не менее 18–20 градусов. Нормы есть и для подъездов: в отопительный сезон там не должно быть ниже 16 градусов. Если в вашем доме плохо работают отопительные системы, стоит обратиться в диспетчерскую службу района или управляющую компанию. Также можно направить обращение в столичный Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Еще один вариант — вашу жалобу рассмотрят на портале «Наш город» в разделе «Многоквартирные дома».
2. В пик заболеваемости не хочу ходить в поликлинику, боюсь заразиться. Почему у пациентов нет доступа к данным электронной медкарты?
Отвечает Людмила Стебенкова, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья:
— Действительно, на сегодняшний день нет такой системы, которая бы предоставляла доступ ко всем данным электронной медицинской карты. Но, хочу отметить, что сейчас частично такая возможность есть для тех, кто застрахован в Фонде обязательного медицинского страхования. Любой гражданин может зайти на сайт, создать личный кабинет и получать информацию об оказанных ему медицинских услугах. Эта информация бесплатная и открытая.
Что касается доступа к электронной медицинской карте, то сейчас этим занимается Департамент информационных технологий города Москвы. Насколько я знаю, в ближайшем будущем такая возможность должна появиться у всех жителей столицы. Но надо понимать, что это не быстрый процесс. Для начала нужно, чтобы все медицинские учреждения перешли на электронные карты. Пока что этот процесс до конца еще не завершен, но могу сказать, что на всех пациентов, кто хотя бы раз был в поликлинике, уже заведена электронная медицинская карта. Когда система с доступом к медкарте появится, то пациенты действительно смогут смотреть результаты своих анализов, амбулаторных исследований и направления в одном месте в электронном виде.
Действительно, в электронной карте есть масса преимуществ. Она не теряется, к ней могут получить доступ врачи различных специальностей, та же скорая помощь во время приезда на вызов. То есть не со слов больного, а по официальным данным врачей, результатам медицинских исследований. Кроме того, пациенту не нужно пытаться разобрать почерк врача. Все это стоит в планах, ведь сейчас в Москве происходят масштабные изменения в плане цифровизации здравоохранения.
К слову, нельзя не сказать про Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая позволяет горожанам записываться на прием к врачу в режиме онлайн, отменять или же переносить запись на другой день, смотреть направления терапевта на анализы и к другим специалистам. На мой взгляд, доступ к электронной медицинской карте необходимо объединить и с функционалом личного кабинета Фонда обязательного медстрахования, либо настроить тесное взаимодействие этих двух систем.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Хрипун, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения Москвы:
— ЕМИАС — это уникальная система, без которой уже сложно представить эффективную работу врача. В ней зарегистрировано более 455 миллионов записей к врачу, более 7,3 миллиона электронных медкарт, с ее помощью выписано свыше 50 миллионов электронных рецептов, и ее функциональные возможности постоянно растут.
КСТАТИ
ЕМИАС начали внедрять в поликлиниках Департамента здравоохранения в 2011 году. В 2014-м в системе появилась возможность выписывать рецепты в электронном виде. А в 2015 году в столичных поликлиниках начали заводить электронные медицинские карты. С их помощью специалист быстрее получает и вносит данные о пациенте или проведенных исследованиях Дорожная разметка наносится механизированным и ручным способом. В первом случае применяется спецтехника — разметочные машины. Так наносят сплошные и пунктирные линии, обозначают островки безопасности и плавные повороты, а также пешеходные переходы. При ручном способе работники используют специальные трафареты и холодный пластик.
3. Почему во дворах так плохо убирают снег и наледь?
Отвечает Степан Орлов, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике:
— Согласно той информации, которая есть в распоряжении нашей комиссии, городские службы работают в штатном режиме, полностью выполняют все нормативы по уборке снега и наледи. Кроме того, на уборке снега в столице сейчас задействована абсолютно вся имеющаяся в распоряжении коммунальных служб спецтехника. Жители моего избирательного округа с таким вопросом не обращались. Однако, если есть какие-то проблемы, то они связаны с частными управляющими компаниями и собственниками нежилых помещений. Но если собственники нежилых помещений вовремя не убирают наледь, то согласно нашему законодательству городские службы убирают сосульки и лед, которые представляют опасность для жизни людей, самостоятельно, а уже потом выставляют счет собственникам за выполненные работы. Вот такого рода проблемы действительно иногда случаются. Что касается жилого сектора, то, по моей информации, все городские службы работают в соответствии со всеми нашими правилами содержания жилого фонда.
4. Почему в зимнее время не восстанавливают разметку, учитывая, что в столице она и так сложная?
Отвечает Константин Алимов, начальник ПК «Разметка» ГБУ «Автомобильные дороги»:
— Разметку наносят только при благоприятных погодных условиях — с середины апреля после промывки улиц, когда дороги очищены от остатков противогололедных материалов, и до середины октября. Должна установиться сухая погода, отсутствовать осадки, влажность воздуха — не более 85 процентов, температура воздуха не ниже плюс 10 градусов. Дорожное покрытие должно быть очищено от загрязнений, в том числе от масляных пятен. При нанесении в холодную и влажную погоду отсутствует адгезия, разметочные материалы не держатся на поверхности асфальта.
КСТАТИ
Дорожная разметка наносится механизированным и ручным способом. В первом случае применяется спецтехника — разметочные машины. Так наносят сплошные и пунктирные линии, обозначают островки безопасности и плавные повороты, а также пешеходные переходы. При ручном способе работники используют специальные трафареты и холодный пластик.
5. Кто ответит за «гуляющую» плитку?
Отвечает Александр Козлов, председатель комиссии Общественной палаты города Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству:
— После проведения любых дорожных работ сохраняются гарантийные обязательства со стороны подрядной организации, которая их проводила. Касается это и качества укладки тротуарной плитки. Подрядчик будет нести ответственность в случае зафиксированных фактов, когда плитка начинает «играть» как клавиши на рояле, проседать и так далее. Такие нарушения фиксируются и в рамках гарантийных работ будут исправлены подрядчиком под контролем городских служб. Дополнительных расходов из бюджета не потребуется, потому что все выявленные дефекты будут устранены за счет организации, которая выполнила свои обязательства не в полной мере. Если жители заметили некачественно уложенную плитку, они могут сами обратиться на портал «Наш город», в раздел «Моя дорога». Преимущество портала в том, что можно отслеживать процесс решения проблемы.