В июле страны G20 ОДОБРИЛИ историческое соглашение о НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ. РБК разбирался, как поменяются глобальные налоги корпораций и как это повлияет на их РЫНОЧНЫЕ КОТИРОВКИ.
Министры финансов стран G20, включая Россию, 10 июля одобрили «исторический», как было заявлено, план по реформированию глобального налогообложения международных корпораций, направленный на то, чтобы компании начали платить «справедливые» налоги в странах своего присутствия. Один из ключевых элементов плана — намерение ввести единый налог 15% от прибыли для крупных международных компаний. Детали соглашения должны быть финализированы в октябре на саммите G20 в Риме с прицелом на то, чтобы новые правила заработали в 2023 году. В основе решения, принятого по итогам встречи глав минфинов G20, лежит инициатива Организации стран экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая сообщила, что к плану присоединились 132 государства. Пока отказываются участвовать в соглашении несколько значимых стран, среди которых, например, Ирландия и Венгрия. Ирландия долгое время была одним из главных бенефициаров налогового «демпинга», декларируемая ставка налога на прибыль там составляет всего 12,5% с возможностью значительного снижения даже этого порога в особых случаях. Так, например, в свое время произошло с корпорацией Apple, для которой начиная с 2007 года работала индивидуальная схема налогообложения через дочерние компании по совокупной эффективной ставке 1,9%. Еще более низкую базовую ставку корпоративного налога 9% предлагает Венгрия. Кроме того, продолжают функционировать классические «налоговые гавани» со ставками налога на прибыль вплоть до нуля — Багамские, Бермудские, Британские Виргинские, Каймановы острова и т.д., которые не входят в ОЭСР. Всего, по оценкам Tax Foundation, в 2020 году насчитывалось более 30 юрисдикций, где ставка корпоративного налога составляла менее 15%, то есть порога, который предлагается G20/ОЭСР.
В ЧЕМ СУТЬ ГЛОБАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
Глобальная налоговая реформа опирается на два основных компонента:
• перераспределение прав на налогообложение «избыточной» прибыли транснациональной корпорации (ТНК) с оборотом от €20 млрд в пользу стран сбыта (Pillar 1);
• введение минимальной эффективной налоговой ставки 15% для ТНК с оборотом более €750 млн (Pillar 2).
В рамках Pillar 1, если доналоговая прибыль корпорации превышает 10% от выручки (оборота), то 20–30% этого превышения должно перераспределяться на страны, где компания реально продает товары и услуги, и облагаться там соответствующим налогом. Предполагается, что оба компонента налоговой реформы будут задействованы параллельно. Однако, как отмечает партнер департамента налогов и права «Делойт» в СНГ Геннадий Камышников, «Pillar 1 затронет очень небольшое количество компаний». В процессе доработки реформы концепция Pillar 1 претерпела ряд существенных изменений, было принято решение повысить «входные» пороги. Также было решено отказаться от привязки реформы к виду осуществляемой деятельности: ранее планировалось проведение реформы в отношении компаний, деятельность которых связана с оказанием автоматизированных цифровых услуг и/или ведением ориентированного на потребителя бизнеса. Теперь же реформа будет применима ко всем, чей оборот превышает установленное значение, а исключение сделано лишь для добывающей отрасли и регулируемых финансовых услуг — на них реформа влияния не окажет, говорит Камышников. Страна фактического сбыта товаров и услуг получит право на налогообложение части прибыли ТНК только в том случае, если выручка ТНК в этой стране превышает €1 млн (более низкий порог в €250 тыс. будет установлен для стран с небольшим объемом ВВП). Распределение «избыточной» прибыли будет осуществляться пропорционально доле выручки ТНК в соответствующей стране. Физическое присутствие компании в стране будет необязательно — важно, получает ли ТНК хотя бы минимальную (€1 млн или €250 тыс.) выручку из конкретной страны. Если таких стран, например, восемь, общая сумма налогооблагаемой прибыли ТНК (сверх рентабельности в 10%) будет распределяться между этими восемью странами в зависимости от соотношения выручки в них, объясняет партнер и руководитель группы услуг по вопросам международного налогообложения в СНГ компании EY Владимир Желтоногов. Что касается элемента Pillar 2, то, как полагает Геннадий Камышников, данный компонент реформы будет работать следующим образом: «Если группа компаний будет вести деятельность в юрисдикции, в которой эффективный налог менее 15%, то юрисдикция, в которой расположена ее головная компания, сможет «дособрать» налоги». Если же в головной юрисдикции не будет введен Pillar 2 на уровне национального законодательства, то право на получение дополнительных налогов получат другие юрисдикции, в которых работает группа и в которых налог выше 15%. «Таким образом, Pillar 2 позволяет раскинуть сеть, с помощью которой будут «отлавливаться» недообложенные прибыли. В результате это должно привести к тому, что эффективная ставка налогообложения крупных международных холдингов поднимется до 15%, как бы они ни были структурированы», — считает Камышников.
КАК РЕФОРМА МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА КОТИРОВКИ
Правило распределения налогооблагаемой «избыточной» прибыли должно распространиться в том числе на американские технологические корпорации — Apple, Alphabet (Google), Microsoft, Facebook, HP, Cisco Systems, у которых глобальная выручка заведомо превышает €20 млрд. Goldman Sachs указывал, что новые правила налогообложения окажут лишь небольшой отрицательный эффект на прибыли корпораций из индекса S&P 500 — в районе 1–2% для текущего консенсус-прогноза по средней прибыли на акцию компаний индекса в 2022 году. По оценкам Bank of America, средняя налоговая ставка представителей группы FAANG (Facebook, Amazon, Apple, Netflix и Google) вырастет на 2 п.п., что приведет к коррекции их прибыли на акцию на 2,4%, сообщил аналитик «Фридом Финанс» Михаил Денисламов, указывая, что риски нового режима выглядят вполне управляемыми для глобальных компаний. Он считает, что влияние налоговой реформы на компании еще не полностью учтено в котировках, а в ходе обсуждений на национальном уровне еще могут появиться разногласия. Кроме того, повышение налогов, пусть даже тех, которые напрямую касаются прибыли корпораций, зачастую приводит к росту цен на товары и услуги, так как компании стараются компенсировать негативный эффект на чистую прибыль, предупреждает Денисламов. Ведущий стратег по глобальным рынкам акций компании «Атон» Алексей Каминский считает, что «достигнутое соглашение о введении минимального корпоративного налога на прибыль в 15% либо никак не повлияет на котировки акций транснациональных корпораций в целом и технологических гигантов в частности, либо будет для них позитивным фактором». Все дело в том, что эффективные налоговые ставки для ведущих транснациональных компаний США за 2020 год в основном не превышали 15%: у Apple она была на уровне 14,43%, Microsoft — 16,51%, Amazon — 11,84%, Alphabet (Google) — 16,25%, Facebook — 12,16%. «Таким образом, Microsoft и Alphabet вообще никак не будут затронуты (они уже платят больше), а потенциальное воздействие на Apple будет настолько минимальным, что его можно игнорировать», — рассуждает Каминский. По словам Каминского, под удар потенциально попадают лишь Amazon и Facebook, но Amazon с его операционной маржой 6,3% за 2020 год (при пороге 10%) вообще может выйти из-под действия правила о перераспределении глобальных налогов. Для остающегося Facebook потенциальное негативное влияние, скорее всего, будет перевешено самим фактом устранения неопределенности по поводу налогового регулирования, считает аналитик.
ЧТО ПОМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ РОССИИ
Минфин России поддержал налоговую сделку G20, однако министр финансов Антон Силуанов дал понять, что предлагаемый механизм не должен вторгаться в суверенное право каждой страны на разрешение споров, касающихся такого налогообложения. При вводе первого за историю налогообложения наднационального по своей природе налога «неизбежно появление и наднационального механизма разрешения споров», заявил Силуанов. «Механизмы разрешения трансграничных налоговых споров по налогу на прибыль организаций уже предусмотрены в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, разрешение же внутренних споров по этим налогам — это суверенное право каждой страны, и мы должны его уважать», — указал министр.
Начиная с 2019 года российские власти обсуждали введение «цифрового налога» на глобальные ИT-компании в целях налогообложения прибыли, которую они получают от предоставления услуг в России. Однако, как следует из программного документа ОЭСР, если страна будет участвовать в глобальном режиме налогообложения международных групп компаний, она уже не сможет вводить односторонние аналогичные меры в области цифровых услуг. Партнер КПМГ в России и СНГ Анна Воронкова подтверждает: «Если это произойдет, то собственный страновой налог на цифровые компании Россия взимать уже не сможет». РБК направил запрос в пресс-службу Минфина России. В России есть проблема, препятствующая практической реализации налогового соглашения, — недостаточно четкий организационно-правовой статус международных технологических компаний в качестве налогоплательщиков на территории России. «По сегодняшним правилам налог на прибыль уплачивается только теми компаниями, у которых есть присутствие в России, либо в форме налога у источника в случае получения ими пассивных доходов из России», — поясняет Геннадий Камышников. А у Facebook и Amazon, например, в России вообще нет подразделений. Однако, как утверждает эксперт, «если цифровой гигант имеет миллионы подписчиков в России, показывает им рекламу, не уплачивая налога на прибыль в России, то либо собственный цифровой налог, либо механизм Pillar 1 заставят его это делать».