В правительстве начали обсуждать план мероприятий по реализации стратегии развития туризма в России до 2035 года, в который вошли самые разные направления, от детских военно-исторических лагерей до создания к концу 2024 года национальной системы бронирования отелей и туристических услуг. Актуальность последнего проекта могла вырасти на фоне стремления правительства локализовать в России серверы и базы данных информационных систем туризма и транспорта. Работу в этом направлении уже ведет «Ростех». Однако участники рынка и эксперты в IT сомневаются в успехе проекта.
“Ъ” ознакомился с проектом плана мероприятий по реализации первого этапа стратегии развития туризма в России до 2035 года. Документ на прошлой неделе был разослан членам правительственной комиссии по развитию туризма, пояснили “Ъ” на рынке. В общей сложности в нем 116 пунктов, в том числе проекты по развитию сельского туризма, созданию сети детских военно-исторических лагерей, созданию и эксплуатации национальной системы бронирования туристических услуг и так далее.
Согласно документу, национальная система бронирования отелей должна представлять собой IT-платформу, обеспечивающую управление распределительными и дистрибутивными процессами средств размещения в России. Срок исполнения — четвертый квартал 2024 года.
Собеседник “Ъ” на туристическом рынке полагает, что, скорее всего, речь пойдет о разработке собственной системы, а не подключении гостиниц к существующим решениями.
Планы создания «отечественного аналога Booking.com» на туристическом рынке обсуждаются с 2014 года: тогда проект попал в план реализации стратегии развития отрасли до 2020 года, а предложения по его реализации планировалось представить в 2015 году, но развития он так и не получил.
Сейчас тема выглядит более актуальной на фоне процесса локализации систем бронирования авиабилетов. Согласно соответствующему постановлению правительства, с октября 2022 года серверы и базы данных, используемые перевозчиками для организации внутренних перелетов, должны храниться в России. Собеседник “Ъ” на IT-рынке полагает, что аналогичное решение со временем будет принято и в отношении отельеров.
Однако управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников сомневается, что системы бронирования гостиниц в данном случае стоит сравнивать с авиационными. «Последние в рамках обеспечения безопасности перевозок предполагают совершенно другой уровень работы с персональными данными, большинство из которых, для того чтобы зарезервировать номер в гостинице, не нужны».
Проект «Национальная система бронирования» в России уже развивает «Ростех», он ориентируется на работу с перевозчиками, хотя на сайте фигурируют и предложения для отельеров. В «Ростехе» подтвердили заинтересованность в участии в проекте Ростуризма, отметив, что госкорпорация развивает ряд цифровых сервисов в смежных областях.
Но, по словам собеседника “Ъ” в одной из IT-компаний, для бронирования средств размещений потребуется другая система. Серверов авиакомпаний ограниченное количество, информация на них структурируется стандартно, а отелей в России — тысячи, и выдача контента у них устроена по-разному, поясняет он.
Источник “Ъ” полагает, что разработка государственной системы бронирования отелей с нуля сегодня может быть проще, чем пять лет назад, но все равно речь идет о десятках миллионов долларов и значительных сроках. Кроме того, могут быть сложности с привлечением компетентных исполнителей, уточняет он.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников называет проект по созданию национальной системы бронирования в текущих условиях сомнительным. Он отмечает, что на законодательном уровне в стране до сих пор не решен вопрос регулирования деятельности систем бронирования с точки зрения навязывания ими отельерам механизма «паритета цен» и других невыгодных условий. «Создание национальной системы этот вопрос не решит — Booking.com занимает в России более 80% рынка онлайн-бронирований, гостиницам не будет смысла переходить на новый сервис»,— поясняет господин Кожевников.
Глава Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина тоже сомневается в успешности проекта, отмечая, что проблем с нехваткой систем бронирования в России нет, но ни одна из них не может получить большую долю рынка и не располагает достаточными бюджетами на рекламное продвижение на сторонних площадках. «Проект в любом случае должен быть коммерческим и частным, у государственного оператора вряд ли будет достаточно мотивации конкурировать на рынке с крупными международными игроками»,— добавляет она. Скептически настроен и Борис Овчинников, отмечая, что все технологические решения и продукты, в том числе отечественные, в России уже есть.