Жила-была девочка. Мама ее любила, а бабушка, которая жила в соседней деревне, - еще больше. И, как вы, конечно же, помните, была у девочки любимая красная шапочка. Но в отличие от сказки Шарля Перро наша Красная Шапочка - девочка современная. А потому… Но скоро сами все узнаете. Ведь наступает «черная пятница» - время, когда, как говорится в многочисленной рекламе, магазины предлагают самые крутые скидки в году. Да только некоторые продавцы превращаются в это время в самых настоящих волков. А прокомментирует опасности блуждания по интернет-потемкам в период «небывалых скидок» юрист, член правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк.
- А закажи-ка ты, Красная Шапочка, бабушке пирожков, горшочек масла и других продуктов. И кое-что из хозяйственных мелочей. Нездорова наша бабушка, в магазин сходить не может.
Собралась Красная Шапочка и пошла в лес… ой, включила компьютер, чтобы оформить для бабушки доставку пирожков. Только зашла на нужный сайт, а навстречу ей Серый Волк… Точнее, реклама посыпалась - предложения в рамках акции «черная пятница».
И пошла наша Красная Шапочка по самой длинной тропинке - начала все это читать и картинки рассматривать.
«Скидка 50% на любые красные шапочки! Только одну неделю перед «черной пятницей» 29 ноября!» - говорилось в одном из них.
Не знала еще Красная Шапочка, как опасно останавливаться в лесу, разговаривать с волками и верить обещаниям скидок.
Девочка наша очень любила свою красную шапочку, подаренную бабушкой на день рождения, но подумала, что еще одна лишней не будет. Однако вовремя вспомнила, что несколько красных шапочек у нее уже лежат в корзинке любимого маркетплейса. Заглянула она в корзинку и сильно удивилась. Все отложенные с месяц назад шапочки «без скидок» стоили столько же или даже дешевле красной шапочки «с 50-процентной скидкой».
- Накануне «черной пятницы» магазины могут поднять цену, чтобы потом снизить ее до той, по которой этот товар продается в обычное время. Если планируете купить товар на маркетплейсе, лучше заранее положите его в корзину и следите, как изменяется стоимость. Ведь иногда заявленные продавцом 50% на самом деле означают всего 5% или даже меньше.
Волк-мошенник съел все
Совсем мало маминых денег осталось у Красной Шапочки на покупки для бабушки. И тут увидела она у себя в почте ссылку: переходи, мол, Красная Шапочка, в наш магазин, у нас масло и пирожки в честь «черной пятницы» с огромными скидками. А на покупки бабушке - дополнительный дисконт!
Дернула Красная Шапочка за веревочку… то есть зашла по ссылке. И ввела данные маминой банковской карты и бабушкиной, пенсионной.
- Ой, а почему это я вижу такие большие зубы? - только и успела подумать девочка. А с карт уже исчезли вообще все деньги.
КОММЕНТАРИЙ НЕ ИЗ СКАЗКИ
- Прежде чем начать покупки в интернет-магазинах, нужно убедиться, что вы попали не на фишинговый сайт (сайт-дублер). Эти сайты имитируют страницу оплаты настоящего магазина. Когда покупатель вводит на таких страницах данные своей карты, доступ к его деньгам получают мошенники. И не переходите ни по каким ссылкам от неизвестных отправителей. Покупайте только на известных и проверенных торговых площадках и заходите туда самым банальным путем - через главную страницу, набрав адрес в строке браузера.
Доставка с сюрпризом
Расстроилась Красная Шапочка, но делать нечего. Стала девочка наконец заказывать бабушке пирожки, прочую еду и всякую мелочовку для ее деревенского дома. И здесь скидки в честь «черной пятницы»! Даже на чепчики для бабушек! Думала-гадала Красная Шапочка, где подвох, но нигде его не увидела. Оформила доставку чепчика в бабушкину деревню и тут поняла, что опять ее деньги скушали «финансовые волки».
КОММЕНТАРИЙ НЕ ИЗ СКАЗКИ
- Иногда при снижении цены на товар продавец увеличивает стоимость доставки. При таком раскладе серьезно сэкономить вряд ли удастся. На это тоже стоит обратить внимание.
«Особые условия»
А наша Красная Шапочка шла по лесу дальше, чернопятничные скидки смотрела.
И увидела их на корзинки для пирожков.
Под скидкой что-то было написано плохо читаемым шрифтом про «только для членов лесного клуба». Но девочка на радостях даже и читать это не стала - ей так была нужна новая красивая корзинка.
А когда стала расплачиваться маминой банковской картой, увидела: цена на корзинку вдруг оказалась на треть выше заявленной!
КОММЕНТАРИЙ НЕ ИЗ СКАЗКИ
- У некоторых агрегаторов и интернет-магазинов в качестве основной - крупным шрифтом - указана цена «для членов клуба» или «по карте лояльности». В результате, когда человек без этих привилегий оформляет заказ, оказывается, что для него покупка будет дороже.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Волков бояться - в лес не ходить?
Не будем утверждать, что скидки в «черную пятницу» исключительно липовые и все продавцы только и хотят вас съесть (отобрать деньги по максимуму). Реальные скидки тоже существуют, поскольку в конце сезона (а сейчас как раз такое время) продавцам зачастую действительно выгодно побыстрее избавиться от старого товара, чтобы освободить склады под новые поставки. Более того, некоторые электронные торговые площадки, объявив «черную пятницу» или какую-то еще распродажу, сами стараются «фильтровать базар» своих продавцов и отсеивают предложения товаров, которые явно попахивают недобросовестной конкуренцией (ведь обман со скидками наносит ущерб не только покупателям, но и честным продавцам). Но, к сожалению, так не везде.
Как же на распродаже действительно сэкономить, а не остаться без последних денег?
Главное правило покупателя - помнить, что ты уже не маленькая девочка (или мальчик). Ведь весь красочный антураж распродаж настроен именно на то, чтобы покупатель почувствовал себя восторженным ребенком и начал действовать спонтанно. А в итоге как минимум накупил кучу совершенно ненужного.
- У спонтанных покупок, которых особенно много во время распродаж, есть физиологическая причина. Структуры «системы вознаграждения» - одной из важных систем мозга - активизируются при таких словах, как «распродажа» или «выгодная сделка». В это время области мозга, которые рационализируют необходимость покупки, становятся менее активными, - объясняет Диана Сорк. - Более того, продавцы используют и страх пропустить что-то важное, который есть у многих людей. В частности, упустить выгоду. Для того чтобы еще больше подстегнуть эти эмоции, делаются заявления о скоротечности акции: «только в эти три дня» или «только на этой неделе», «количество товаров ограничено». На самом же деле «черная пятница» - далеко не единственный шанс купить что-то по сниженной цене. Закончится ноябрьская распродажа - начнется предновогодняя. А потом будут еще и посленовогодние, и весенние...
Короче говоря, хотите что-то выгодно купить на любой распродаже - отключите эмоции и включите голову. А чтобы в этом лучше преуспеть:
заранее составьте список вещей, которые вы в принципе хотели бы приобрести, и сосредоточьтесь на поиске именно их - не отвлекайтесь на все остальное и на поиски «просто чего-нибудь дешевого»;
заблаговременно, еще до начала распродажи, начните следить за уровнем цен на вещи из вашего списка в разных магазинах - так вы поймете, какая покупка будет действительно выгодной.
СПРАВКА «КП»
Откуда взялся день распродаж
«Черная пятница» пришла к нам и в остальной мир из США. Там в последний четверг ноября празднуется День благодарения. А сразу после, то есть в пятницу, начинаются главные распродажи года - рождественские.
Почему пятница «черная»? По одной из версий, американские клерки когда-то убытки помечали красным цветом, а прибыль - черным. Подразумевается, что «черная пятница» - день сплошной прибыли.
В России в конце ноября особых праздников нет, но международные традиции распродаж прижились и у нас - как офлайн, так и онлайн. В этом году «черная пятница» приходится на 29 ноября. По идее чернопятничные скидки должны действовать все выходные - по 1 декабря. Но точные дни распродажи магазины объявляют сами. У кого-то акция длится именно три дня, у кого-то начинается с понедельника, 24 ноября, у кого-то - вообще весь ноябрь. А кто-то обозвал «черной пятницей» еще одну международную распродажу - 11 ноября (11.11). Ее родина - Китай, где 11 ноября неформальный праздник - День холостяка. В этом году эта «пятница» пришлась на понедельник.