На фоне закрытия международных направлений из-за пандемии COVID-19 авиакомпании в России будут вынуждены отправить в отпуск до 50% членов экипажей воздушных судов. Об этом "Известиям" сообщили в профсоюзе лётного состава (ПЛС). Авиакомпании предлагают персоналу активнее использовать плановые отпуска за прошлый год либо отдыхать за свой счёт. Если ограничения введут и на внутренних рейсах, перевозчики будут вынуждены пойти на сокращения, предупреждают эксперты.
Авиакомпании отправят в плановые и внеплановые отпуска от 30 до 50% членов экипажей воздушных судов (ВС) - пилотов, бортмехаников, стюардесс, сообщил "Известиям" глава ПЛС Мирослав Бойчук. Какой процент сотрудников уйдёт на каникулы, будет зависеть от условий конкретного перевозчика - количества зарубежных маршрутов, возможности переориентировать флот на внутренние линии, финансового положения, добавил Мирослав Бойчук. У чартерных перевозчиков, которые занимаются вывозом россиян из-за рубежа, в дальнейшем в отпуска может отправиться до 80% лётного состава.
Сотрудники прежде всего смогут использовать дни отпуска, оставшиеся с прошлого года, отметил он. У пилотов и бортпроводников ежегодный отдых - 70 дней при налёте более 500 часов. Неиспользованные отпуска, по его оценкам, позволят "перекрыть" ближайшие 2-3 месяца. Как будет оплачиваться вынужденный простой после, пока неясно.
- Тем, кто в нынешнем году ещё не отработал достаточно времени для ухода на очередной плановый отдых, профсоюз предлагает разрешить внеплановый (в счёт будущего отпуска), - сказал Мирослав Бойчук.
По данным ПЛС на март, в авиакомпаниях РФ трудятся 14,8 тыс. пилотов (включая 2,6 тыс. вертолётчиков), средний возраст 46 лет. Женщин-пилотов в авиакомпаниях всего около 200 человек, из них более 100 в "Аэрофлоте". Общая численность работающих в стране членов лётных экипажей (включая пилотов, штурманов, бортмехаников, радистов) - около 17,5 тыс. человек, бортпроводников - 21,7 тыс.
СТАНУТ ЛИШНИМИ
В "Уральских авиалиниях" сказали "Известиям", что согласны с оценкой ПЛС. Пресс-секретарь авиакомпании Вера Гасникова подчеркнула, что в связи с запретом международных рейсов маршрутная сеть перевозчика сократилась почти на 50%.
- В сложившихся условиях делается всё возможное для сохранения штата сотрудников. Наземный персонал временно переведён на шестичасовой рабочий день. Корректировка произошла и в работе лётных экипажей: пилотам и бортпроводникам предоставляются оплачиваемые отпуска по ранее утверждённому графику, - сказала она.
Авиакомпания также рекомендует персоналу брать неоплачиваемые отпуска, приём новых сотрудников закрыт.
В Smartavia (до ребрендинга - "Нордавиа") не стали комментировать данные ПЛС.
- Авиакомпания считает персонал наиболее ценным ресурсом, поэтому будет стараться максимально обезопасить его в текущей ситуации, - сказал официальный представитель перевозчика Виктор Аношкин. Он добавил, что лётный состав "находится только в плановых отпусках", но приём новых сотрудников приостановлен.
Пресс-секретарь "Аэрофлота" Юлия Спивакова 16 марта заявила, что авиакомпания предложила воспользоваться отпусками тем, у кого есть задолженность по ним за прошлый год. И, по её словам, многие это уже сделали.
Другие перевозчики на запросы на момент публикации не ответили.
Собеседник "Известий" в одной из чартерных авиакомпаний сказал, что вынужденный простой может образоваться с 1 апреля до 20 - х чисел, когда будет запущена программа перевозок в курортные города РФ. При этом широкофюзеляжные самолёты, по его словам, "придётся приземлить" до возобновления международного авиасообщения.
В Росавиации отказались от комментариев, сославшись на то, что вопрос относится к кадровой политике хозяйствующих субъектов. Близкий к ведомству источник сказал "Известиям", что на прошлой неделе в учреждения гражданской авиации была направлена телеграмма с просьбой предоставить данные о масштабах возможных сокращений и режимах неполной занятости. Сводных данных нет, поскольку ситуация меняется ежедневно, добавил он.
По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА), на 23 марта падение трафика на международных линиях достигло 80%. Многие другие государства из-за распространения коронавируса также ограничили транспортное сообщение с внешним миром. Это создало беспрецедентное давление на отечественные авиакомпании, которые лишились пассажиров в преддверии сезона отпусков. Ранее глава Росавиации оценивал потенциальные потери перевозчиков в 100 млрд рублей.
Авиакомпании при нынешней интенсивности полётов будут вынуждены отправить на отдых около 50% экипажей, уверен исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. По его мнению, это позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке авиаперсонала. Но оттока пилотов за рубеж, как во время локального авиакризиса в 2016-2018 годах, не будет.
- В Европе ситуация с коронавирусом ещё хуже. Принять пилотов могли бы авиакомпании стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива, но последний в краткосрочной перспективе закрыт полностью, а ЮВА открывается медленно, - сказал "Известиям" эксперт.
Если к закрытию международных линий добавятся ограничения на перелёты внутри страны, это неизбежно приведёт к необходимости сокращения авиаперсонала, полагает Олег Пантелеев. С этим согласен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Он добавил, что в сложившейся критической ситуации спасти авиаотрасль могут только "прямые вливания" из бюджета.
Глава Росавиации Александр Нерадько ранее сообщал, что сейчас прорабатываются меры поддержки отрасли. Среди них - временный запрет наувеличение аэропортовых сборов, снижение ставок по лизингу самолётов, продление нулевой ставки НДС на внутренние перевозки в обход Москвы, прямые субсидии из казны (суммы не назывались). В кабмине также заявили о налоговых каникулах для авиакомпаний и туроператоров. По правительственному плану противодействия негативному влиянию пандемии на экономику на борьбу с распространением инфекции и поддержку наиболее пострадавших отраслей направят до 300 млрд рублей.
Как Россия ограничивала перелёты из-за COVID-19 остановлено авиасообщение с Китаем, откуда началось распространение коронавируса (сохранялись отдельные рейсы "Аэрофлота)
ограничения распространили на Иран, с 1 марта - на Южную Корею
ограничены полёты в Италию, Германию, Испанию и Францию
ограничения распространили на все страны ЕС, а также на Норвегию и Швейцарию
стоп-лист пополнили США, Великобритания и ОАЭ; в этот же день вступил в силу временный запрет на въезд в РФ иностранцев
закрыты все воздушные пассажирские перевозки, кроме 146 маршрутов между Москвой и столицами государств