Путешествия, предполагающие основательное знакомство с кухней той или иной местности, становятся все более популярными в разных странах, в том числе у наших соотечественников.
Кухня позволяет погрузиться в историю и традиции страны, лучше понять ее жителей и узнать, какие факторы повлияли на формирование уникальных особенностей региона. При этом если раньше гастротуризмом занимались специалисты, работающие в ресторанном бизнесе, то сейчас он становится модным видом отдыха и у менее посвященной в хитрости фуд-индустрии публики.
«Гастротуризм во всем мире уже воспринимается как неотъемлемая часть любой поездки. Туристы, отправляясь в познавательное, развлекательное путешествие или даже в командировку, запрашивают именно рестораны локальной или, как сейчас модно говорить, локаворской кухни, то есть подразумевающей использование исключительно местных продуктов. Путешественники хотят выбрать блюда местные, с оригинальными ароматами, из местных продуктов и с рецептами, характерными для данного региона», – рассказывает генеральный директор Hospitality Income Consulting Елена Лысенкова.
Многие агентства также предлагают специализированные туры или отмечают страны как привлекательные для гастрономических путешествий. По словам pr-директора Aviasales Яниса Дзениса, сейчас среди растущих направлений можно отметить Грузию и Турцию, а традиционно крепкие позиции в гастротуризме занимают Италия, Франция, Испания и Греция, которые почти всегда в топе продаж. Другие эксперты выделяют также США, ОАЭ и страны Азии как востребованные у российских гурманов. Растет популярность северных стран, в частности Дании и Швеции, а также Исландии.
«Постоянное расширение географии справочника Мишлен свидетельствует о том, что фуд-туристов становится все больше. Тем более что не нужно быть профессионалом для планирования вкусных поездок. Это не лыжи или дайвинг, гастротуризм не требует подготовки и доступен каждому. Конечно, есть рестораны с тремя звездами, где за ужин придется заплатить от 200 евро. Но никто не мешает пойти на какой-нибудь рынок в Бильбао и приобщиться к баскской кулинарии за пару евро», – говорит Дзенис.
Но все же гастротуризм – это не просто возможность отведать вкусные блюда в другой стране. Действительно, можно поехать в командировку и провести переговоры в ресторане местной кухни, но, строго говоря, гастротуризмом это считаться не будет. Этот вид путешествий предполагает, что еда становится способом лучше узнать историю и культуру страны, понять ее глубже и прочувствовать. Трапезы сопровождаются рассказами гидов, которые смогут объяснить, к примеру, почему в Мексике преобладает острая еда, – потому что перец выступает в качестве дезинфицирующего средства, а это особенно актуально для южных стран, где есть проблемы с санитарией. А в Болгарии обязательно напомнят, что местная кухня в чем-то похожа на турецкую, потому что страна пять веков находилась под османским игом, и это, конечно, наложило свой отпечаток.
Большинство туристов выбирают комбинированные гастрономические туры, предполагающие в том числе осмотр достопримечательностей или пляжный отдых, либо приобретают краткосрочный (на один-два дня) гастрономический тур, экскурсию или посещение кулинарного мастер-класса во время своего пребывания в той или иной стране. Зачастую подобные туры специально планируются во время сезона определенных фруктов, овощей или других ингредиентов.
«Например, июнь – время фестиваля селедки в Голландии, в августе и сентябре проводят традиционные праздники молодого вина в Бельгии и Люксембурге, а в декабре в странах Бенилюкса проходит шоколадный карнавал», – рассказывает вице-президент российско-нидерландского фонда «Содружество» Марина Вейнис.
Многие регионы разрабатывают специальные гастромаршруты. В первую очередь это европейские страны, часть азиатских – Таиланд, Китай, Индия. В России пока специализированных фудмаршрутов нет, из бывших советских республик наиболее развита в этом плане уже упомянутая Грузия. «Собственными тематическими и специфическими гастротурами похвастаться пока мы не можем. В лучшем случае в поездке вам предложат ужин местной кухни – поморской или кавказской, черноморской или алтайской», – отмечает Елена Лысенкова.
Основная трансформация, которая произошла с гастротуризмом за последние годы (а это направление, безусловно, существовало и раньше), – изменение состава участников. Раньше в такие поездки отправлялись только профессиональные работники различных заведений, так или иначе связанных с едой, – ресторанов, баров, гастробутиков, винотек. Сегодня гастротуры популярны у домохозяек и больших компаний друзей, 90–95% туристов – это именно любители, и лишь оставшуюся малую часть составляют профессионалы.
На популярность этого направления отдыха у неискушенной публики во многом повлияли различные телепередачи. «Благодаря тому, что на телевидении в последнее время появилось большое количество передач, рассказывающих о разных блюдах народов мира, о высокой кухне и экспериментальной гастрономии, многие туристы хотят прикоснуться не только к духовной пище, но и отведать местные яства. Да и не стоит забывать, что в век Instagram и YouTube уникальные фото еды и редкие рецепты приносят массу лайков, что для многих также является фактором мотивации», – комментирует директор по развитию центра путешествий Pack Bag Анна Уткина.
Насыщение после пресыщения
В первую очередь гастротуризм интересен тем, кто уже достаточно хорошо ознакомился с культурным наследием разных стран, а некоторые излюбленные места посетил уже не единожды. Таким образом, путешествия, связанные с изучением локальной кухни, могут в некоторых случаях говорить и об определенном, довольно высоком, уровне доходов. «Как правило, это люди, которые уже успели посмотреть главные мировые достопримечательности в более ранних поездках по миру, немного устали от стандартных культурных объектов, посещения музеев, соборов или пляжного отдыха и хотят погрузиться в культуру страны, в том числе через соприкосновение с ее кулинарными традициями. Такой вид отдыха позволяет получить более глубокий личный опыт, пообщаться с местными жителями, расслабиться по-настоящему», – говорит управляющий партнер компании Top Hotel Experts Наталья Розенблюм.
Недельный тур по популярным программам (в Италию, Испанию, Францию) обойдется в 1500–2000 евро c человека без учета стоимости перелета. Поездки на значимые гастрономические события, фестивали или эксклюзивные маршруты могут стоить дороже, до 5000 евро. Недельный гастрономический тур в Грузию можно купить дешевле, от 65 000 рублей с человека, также без учета перелета. Стоимость зависит от многих факторов – направления, продолжительности, времени года и, разумеется, от запросов участников, от того, какие именно блюда и места им интересны, нужны ли экскурсии по «стандартным» достопримечательностям. Кто-то сразу отправляется на конкретную ферму, в поместье или на определенную сыроварню, кто-то совмещает городские экскурсии с посещением ресторанов и виноделен.
«Все зависит от ценовой категории. Есть туристические маршруты, где ты сам выкапываешь трюфели в Пьемонте, – это одна ценовая категория, а когда ты едешь просто посмотреть сырную ферму – это другая категория. Самый бюджетный вариант – это посещение ресторанов, где есть местные специалитеты», – рассказывает основатель выставочной компании PIR Expo Елена Меркулова.
В последние несколько лет отдельным сегментом гастронаправлений становятся кулинарные мастер-классы и школы для любителей с более активным вовлечением «слушателей» в сам процесс. Туристы отправляются в путешествие для обучения, совершенствования своих кулинарных навыков. Кулинария стала одним из распространенных хобби жителей больших городов, а мода на экопродукцию, здоровый образ жизни, заботу о своем питании только усиливает его. Таким образом, все чаще туристами движет желание не вкусно поесть, а научиться самим готовить блюда кухни той или иной страны.
К примеру, 10–15 лет назад важным пунктом поездки в другую страну для многих было посещение ресторана с мишленовской звездой, немного позднее гости стремились в трюфельные туры, на гастрономические фестивали или на кулинарные мастер-классы от шеф-повара на кухне известного ресторана, теперь все более востребованными становятся менее изысканные форматы.
«Сегодня компании, организующие гастрономические туры, заявляют о буме спроса на приготовление ужина на кухне у обычных местных жителей, от похода на рынок или на садовый участок до мытья посуды и совместного ужина с дружеской беседой. Уже длительное время сохраняется значительный спрос на туры, сочетающие труд на сельской ферме и гастрономическую программу, когда туристы прибывают в тот или иной сельскохозяйственный регион, чтобы поработать в поле или на винограднике, насладиться приготовлением и затем ужином из местных яств», – рассказывает Наталья Розенблюм.
Местная изюминка
Считать себя гастротуристом можно и не придумывая затейливые маршруты по французским устричным фермам и итальянским виноградникам.
Постепенно и в России находятся отдельные точки на карте, которые могут быть интересны местным гурманам. Правда, до того как эти пункты соединятся в единую осмысленную гастрономическую карту, могут пройти долгие годы. По словам Елены Меркуловой, многим туристам нравится Сибирь и Алтай, но это пока не самые востребованные направления, потому что поездки туда стоят довольно дорого.
«Сейчас активно осваиваются центральные регионы – Воронеж, Тверь, Владимир, Ярославль. Также туристы ездят в Астрахань, чтобы окунуться в мир настоящей рыбалки. Если говорить об отечественных фудмаршрутах, то чаще всего люди ездят на конкретные фермы, популярны среди туристов сыроделие и фермерские хозяйства по разведению скота», – отмечает эксперт.
Из бюджетных вариантов наиболее востребованы гастрономические или кулинарные туры выходного дня и поездки на гастрономические фестивали. Внутри страны популярными направлениями являются Москва и Санкт-Петербург, а также Коломна с ее музеями пастилы и калача, Тула с музеями пряников, Суздаль, Казань.
В принципе, каждый регион славится своими продуктовыми «фишками», и, чтобы продвигать их для массового туриста, нужны совместные усилия местных предпринимателей и администрации.
«Необходимы структурированность и доступность для индустрии гостеприимства региональных продуктов, их популяризация, организация мероприятий, продуктовых и ресторанных фестивалей. Каждый регион или город должны позаботиться о тех гастробрендах, которые у них есть. Например, мы были в Самаре, где есть свой уникальный сорт вишни, из которого делают пироги. В Калининграде – балтийская треска. И так в каждом регионе нашей страны. Необходимо объединяться и популяризировать свои продукты. Туристы будут знакомиться с этими гастробрендами и распространять информацию о них дальше по всей стране», – отмечает Елена Меркулова.