13 сентября в России прошел День танковых войск. Корреспондент «ВМ» пообщался с экипажами боевых машин и попытался выяснить, почему бронетехника стала такой популярной в обществе.
Танк в России сегодня не просто боевая машина, а востребованный медийный символ. Летний «Танковый биатлон» взорвал телевизионные рейтинги, буквально вкатав в землю стальными гусеницами популярные реалити-шоу и сериалы. Разработчики компьютерных игр выдают на-гора один за другим симуляторы бронетехники, в которые сотнями тысяч рубятся и стар, и млад, и школьник, и олигарх. Новейший российский основной боевой танк (ОБТ) Т-14 «Армата» уже несколько месяцев — одна из главных тем для обсуждения в интернете. А бабушки-вахтерши в военных музеях разводят руками: такого наплыва посетителей они не видели с советских времен...
ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ
Впрочем, бойцы танкового батальона 27-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады звездами себя не считают — некогда, надо тренироваться. Хоть полигон Головеньки под Наро-Фоминском и напоминает непроходимое болото из-за обильных дождей, танкисты лишь пожимают плечами: «Это еще посуху, бывало и похуже».
— Противник силами до мотопехотного взвода занимает оборону на северных скатах высоты «Плоская», — зычным голосом ставит боевую задачу экипажам танкового взвода начальник штаба батальона майор Сергей Паршин. — Его огневые средства обнаружены: БМП, пулеметный расчет, безоткатное орудие на автомобиле. Задача — уничтожить силы противника и продолжить наступление в сторону леса. Получить боеприпасы! Три экипажа быстрой трусцой бегут к пункту боепитания, где им выдают зеленые коробы с пулеметными лентами. Основной же калибр — девять осколочно-фугасных снарядов, по три на экипаж — уже ждет танкистов неподалеку от первого огневого рубежа. А вести огонь предстоит по едва заметным в отдалении мишеням, раскрашенным в камуфляж.
— Стрелять будут с разных дистанций, — объясняет «ВМ» начштаба батальона Сергей Паршин, внимательно всматриваясь в будущее поле боя. — С 1700-1400 метров будут бить 125-миллиметровой пушкой. Потом сблизятся с целями и с 900–500 метров начнут обрабатывать их из пулеметов.
В голосе майора чувствуется легкая ностальгия. Она видна и в его взгляде, когда он смотрит на три приземистых Т-90С, замерших на одной линии у края полигона. Видно, что он и сам был бы не прочь показать обреченным мишеням, где раки зимуют.
— Конечно, хотел бы, — усмехается Сергей Паршин. — И показываю. Периодически сам сажусь на место оператора-наводчика в танковой башне. Я окончил Челябинское танковое училище в 2005 году. Нас учили воевать на всех современных машинах — от Т-72 до Т-90. Работать на них — одно удовольствие.
СИМФОНИЯ МОЩИ
На вопрос, чем же так привлекателен танк для граждан, зачастую далеких от армии, Паршин отвечает сразу: «Мощь!» — Российское 125-миллиметровое танковое орудие — одно из самых лучших в мире.
Вон справа вдалеке мотострелки на БМП-3 тренируются. Машина, конечно, хорошая и войскам нужная. Но танкисты на них смотрят немного свысока. Их 100-миллиметровая пушка — вообще ни о чем. А наша вдарит так вдарит. Достанется всем, кто попадет в зону поражения. А какая бесподобная акустика! В подтверждение его слов два Т-80 на дальнем участке полигона дают слитный залп по невидимому супостату. В грудь со всей дури бьет резиновый молот спрессованного воздуха, а в уши, секунду спустя, врывается ни с чем не сравнимый грохот. Башенку, с которой мы наблюдаем за стрельбами, ощутимо подбрасывает.
И вправду мощь! Думаю, если бы руководство бригады решило продавать билеты на стрельбы, от желающих послушать эту канонаду не было бы отбоя. Какие там салюты и петарды... Вот оно, зрелище!
КРУЧЕ ВНЕДОРОЖНИКА
Занятие начинается внезапно. Руководитель стрельб дает команду: «По машинам!» — и экипажи быстро несутся по грязи к своим танкам, каким-то чудом умудряясь не испачкаться. Операторы и фотокорреспонденты бегут следом, проваливаясь по щиколотку в жидкую грязь и ругаясь сквозь зубы. Танкисты быстро загружают боезапас, ловко протискиваются внутрь и захлопывают люки. Три Т-90, взревев 1000-сильными дизелями, срываются с места и, четко выдерживая построение в линию, несутся к первому огневому рубежу. Три громогласных выстрела сливаются в один, и высота «Плоская» превращается в ад. Шквал огня и стали просто сносит первый ряд мишеней. Вокруг поднимаются сотни фонтанчиков — это осколки на излете плюхаются в грязь. Не успевает стихнуть эхо канонады, как танки дают второй залп. Разрывы грохочут уже где-то за холмом. Танки переваливают через пологий хребет и скрываются из виду. Слышно лишь дробное стаккато трех танковых пулеметов — машины добивают остатки «обороняющихся». Черт побери, не хотел бы я оказаться на пути этой бронированной троицы! Не проходит и двух минут, как танки уже идут обратно, выстроившись колонной.
— От нас еще никто не уходил, — хитро щурится на финише механик-водитель танка рядовой Андрей Калмыков из Владимира. — Т-90 — машина быстрая и очень подвижная. Почему танки так гражданским нравятся? Да потому что танк — живое воплощение мечты многих: поездить по бездорожью, не опасаясь попасть в яму или нарваться на кочку. Я сам обожаю автомобили, люблю водить, так что знаю, о чем говорю. Еще бы «Армату» дали освоить... Там, говорят, руль вместо рычагов и коробка передач автоматическая. Лучше любого джипа!
КРЕПКИЙ, КАК ГРАНИТ
Бойцы быстро строятся перед командным пунктом. Чумазые, усталые, но видно, что боевой кураж их еще не отпустил. Дышат часто, глаза горят.
— Все три машины цели поразили, в норматив уложились, оценка «отлично», — одобрительно кивает строю майор Сергей Паршин. — Следующим экипажам приготовиться.
И по новой — загрузка боекомплекта, выход на рубеж, дружный залп, оценка «отлично».
— На хороших машинах и воевать приятно, — делится секретами мастерства командир танка, московский контрактник Сергей Низин. — 10 лет назад в «учебке» я осваивал Т-72. «Девяностые», конечно, поновее. Отличная система управления огнем, удобный обзор. И крепкая броня. Серьезно, в Т-90 чувствуешь себя неуязвимым! Это, видимо, людям и нравится. Они понимают, что если враг к нам сунется, то обломает зубы. А танкисты — это такие супермены, которых не берет ни пуля, ни снаряд. Хотя мы — самые обычные люди.
СЛОЖНЫЙ И ПРОСТОЙ
Чуть позже удается побеседовать с полковником запаса Игорем Желтовым, автором серии книг об отечественных боевых машинах. Как современных, так и самых ранних.
— Первая волна народного интереса к танкам возникла после выхода в свет фильма «Трактористы» Ивана Пырьева в 1939 году, романтизировавшего танкистов, — объясняет Игорь Геннадьевич. — Сейчас происходит что-то похожее. А ведь последние лет 30 постоянно идет дискуссия, что танки — устаревший вид оружия. Но их нечем заменить на поле боя. Снаружи танки могут показаться примитивными. Но это современные машины, напичканные сложнейшей электроникой, способной работать в экстремальных условиях... Слышал, в военкомате многие парни просятся в танковые войска.
P.S. Мощный, подвижный, крепкий, надежный. Но все-таки чего-то не хватает. А чего именно — мне объясняет в курилке рядовой Юрий Пашнин уже после стрельб.
— Мой прадед под Вязьмой погиб, немецкий снаряд попал в борт его БТ-7. Память деда в моей семье чтут. И вопроса, в каких войсках служить, передо мной не стояло никогда. Самое главное — люди. Разум тех, кто создал этот военный шедевр, мужество и стойкость тех, кто ведет его в бой, — это и делает танк по-настоящему народным и чертовски притягательным символом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Рогозин, вице-премьер правительства России:
- На Международной выставке вооружений Russian Arms Expo — 2015 в Нижнем Тагиле была проведена презентация всего типоряда «Арматы» — инженерная машина, тяжелая БМП и сам танк. Это визитная карточка всего российского танкостроения. Мы рассчитываем на серьезный потенциал новейшей бронетехники.
СПРАВКА
День танкиста был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги выдающихся танкостроителей.