Режиссер рассказал «Труду», как ему удалось перейти от авторского кино к сериалам
На Первом канале выходит сериал «Метод». В каждой его серии странный, из ряда вон следователь-одиночка Родион Меглин раскрывает преступления, совершенные серийными убийцами. В чем заключается метод, позволяющий ему безошибочно вычислять маньяков, не знает никто... Режиссер фильма Юрий Быков до сих пор был известен зрителю и критикам как создатель авторского кино. И вот кульбит — из кинозала на телеэкран, да еще в прайм-тайм. Какие методы использовал режиссер для такого превращения, Юрий Быков рассказал «Труду».
— Юрий, что вас побудило взяться за проект для Первого канала, ведь для артхаусного режиссера работа в студийном кино — это, по сути, переквалификация?
— Мне необходим подобный опыт. Видите ли, чтобы быть и оставаться артхаусным режиссером в чистом виде, нужно иметь мецената или спонсора. Ведь авторское кино, как правило, дивидендов не приносит, это весьма неприбыльное дело, даже если твой фильм отмечают на фестивалях и посылают в Канны. А я человек периферийный, мне некомфортно зависеть от кого-то, поэтому я абсолютно осмысленно веду параллельную ремесленную жизнь. Хотя, конечно, и здесь стараюсь не терять лица. В случае с «Методом» предложенный продюсером Александром Цекало материал мне сразу понравился. Сценарий Дмитрия Иванова и Олега Маловичко — рисковый, смело рассказанный. Я вообще-то удивляюсь, что такую историю решили показывать на федеральном канале, да еще и в прайм-тайм.
— Вы говорили, что в «Методе» «неординарна планка дозволенности...». Можете прояснить, что имеете в виду?
— Да то, что этот сериал и с чисто драматургической, и с изобразительной точки зрения — это шок, это настоящий вызов зрителю. И не только потому, что там вполне откровенно отражены такие стороны жизни, как насилие и секс. Сама драматургия фильма выстроена на изучении природы человека с патологиями, то есть маньяка. И на попытке исследовать, как и почему он дошел до жизни такой. Хотя в нашем обществе не принято задаваться подобными вопросами. Гораздо проще поделить все в мире на черное и белое, на хороших и плохих — и принять это как данность. Плохих надо наказывать, сажать, уничтожать. Но, убежден, такое упрощение на самом деле ведет в тупик. Мы прячем голову в песок. Чтобы справиться со злом, необходимо прежде всего понять его первопричину.
— «Метод» в «Википедии» называют ремейком американского сериала «Декстер». Так ли это на самом деле?
— Не совсем так. Сценарий «Метода» — это воплощение совершенно оригинальной идеи Дмитрия Иванова. А наш фильм — это, если хотите, попытка приучить российского зрителя к более изощренному и провокационному киноязыку, нежели тот, на котором с ним общались раньше. В качестве основы материала сценаристами использовались подлинные истории и отечественные реалии. Например, из дел Сливко и липецкого душителя. Но все-таки по жанру это не социалка, а триллер, и значит, параллели с реальностью здесь не прямые, а опосредованные.
То есть «Метод» — это такая страшная сказка. По выражению Александра Цекало, мы показываем «эффектных людей в эффектных обстоятельствах». Например, главный герой, которого играет Константин Хабенский, — это выдумка, у него нет реального прототипа. Нашей задачей было «напугать зрителя красиво» и дать яркую субъективную оценку событиям, о которых идет речь в фильме.
— Но все-таки в сериале зачастую пугают не только поступки героев, но и сама реальность, в которой они живут. В одном из эпизодов действие разворачивается на фоне домов с ужасающе ободранными стенами, одним своим видом способных ввести в состояние депрессии. И мне показалось, что это не декорация.
— Вы правы, эти здания я нашел в самом центре Нижнего Новгорода. Я вообще не понимаю, как можно снимать в декорациях кино про современность. Потому что фактура сама многое подсказывает, а реконструировать ее, на мой взгляд, большая ошибка. Хотя, конечно, технологически это проще.
— В «Методе» действие большей частью разворачивается в провинции — как, впрочем, и во всех ваших авторских фильмах. Почему вы не любите снимать кино в столице?
— Действительно, я считаю, что снимать фильмы о нашей российской жизни нужно не в Москве. Хотя бы потому, что на сегодняшний день она не является типичным российским городом. Жизнь здесь кардинально отличается от той, что идет в других городах нашей страны, даже самых крупных. И нельзя сказать, что Москва является отражением всей страны, потому что люди, которые стекаются сюда со всей России, тут унифицируются. А ведь в разных российских городах менталитеты друг от друга сильно отличаются. Россия, конечно же, гораздо более многогранна, чем Москва. И темы по-настоящему драматические, мне кажется, следует искать именно на периферии.
— Хотя вы сами живете в Москве уже 14 лет и заработали здесь себе имя в кинематографе, тем не менее продолжаете называть себя периферийным человеком. Почему?
— Я действительно остаюсь периферийным человеком — такова моя система координат и ценностей. Во взглядах на жизнь, на искусство, на человеческое поведение я достаточно консервативен, а Москва — я имею в виду Москву киношного круга — все-таки либеральна и фривольна. И потому у меня здесь обособленное существование, я не вовлечен в тусовочный процесс.
— По-моему, еще перед вашим прошлогодним фильмом «Дурак» вы в одном из интервью пообещали больше не делать картины с ощущением безысходности, безнадеги. Пока не получается?
— Никогда не говори «никогда»... В «Дураке» у меня этого не получилось. Поясню, что я тогда хотел сказать. Дело в том, что я вышел из возраста, когда принято быть максималистом, анархистом и идеалистом в одном флаконе и кричать во всю глотку, что весь мир — говно и не стоит дергаться в попытках его переустройства. Когда взрослеешь, понимаешь все отчетливее, что жизнь коротка и что не хочется жить быстро и умирать молодым. И весь этот рок-н-ролл отходит на второй план, и ты начинаешь оглядываться по сторонам в поисках тоненького лучика надежды... Так я теперь понимаю свою моральную и чисто человеческую ответственность перед аудиторией, с которой разговариваю. Не хочется только пугать людей и ввергать их в ощущение абсолютной бессмысленности и опасности. Кажется, этот этап в моем творчестве уже проходит.
— То есть «Метод», несмотря на то что иногда его смотреть по-настоящему страшно, все-таки не оставляет чувства беспросветности?
— Я на это надеюсь. Потому что ко всему это еще фильм о любви и о преодолении одиночества. На излете жизни уникальный специалист передает свой опыт молодой женщине и его существование обретает смысл. Одинокий отшельник становится кому-то нужен, кем-то понимаем и любим.
— Одинокого отшельника играет Константин Хабенский. Насколько я знаю, он был уже утвержден на роль, когда вас пригласили в проект. Как вам работалось с этим актером?
— Могу сказать, что мне очень повезло с ним, потому что Константин — очень деликатный человек. Он прислушивался к моему мнению, своего не навязывал, а если хотел что-то подкорректировать, то делал это очень аккуратно. Если бы на его месте оказалась, скажем так, более проблемная звезда, то, думаю, мне пришлось бы тяжелее, ведь в роли студийного режиссера я выступал впервые.
— Интересно, что Хабенский играет и одну из главных ролей в космической драме «Время первых», которую вы сейчас снимаете. Правда, начинал этот проект Сергей Бодров. Почему потом он ушел, а пригласили вас?
— В какой-то момент продюсеры решили, что картине нужна свежая кровь — человек, для которого съемки этого фильма станут, что называется, делом чести, доказательством, что он способен работать с такими крупными и высокобюджетными проектами. А Сергею Владимировичу уже никому и ничего доказывать не надо. Знаю, что он ушел с легким сердцем, наверняка у него есть какие-то свои планы.
— Расскажете что-то про «Время первых»?
— Пока еще слишком рано, премьера этого фильма должна состояться только через год. Скажу только, что задуманы много эффектных сцен в космосе и большая «предполетная» драматическая часть. Надеюсь, нам удастся выполнить все то, что было намечено.
Штрихи к портрету
Юрий Быков родился в 1981 году в Новомичуринске Рязанской области. В 2005 году окончил актерский факультет ВГИКа. Играл небольшие роли в кино и телесериалах, а также в театрах. В 2009 году снял короткометражный фильм «Начальник», за который получил главный приз в конкурсе «Кинотавр. Короткий метр». В фильмах «Жить», «Майор», «Дурак» Юрий Быков выступал как сценарист, режиссер и композитор, а в «Майоре» еще и как актер. Эти картины стали призерами на многих российских и международных фестивалях. Быков является лауреатом премий «Ника-2014» и «Ника-2015».
Голоса
Константин Хабенский, исполнитель главной роли
— Моим героем движет чутье, порой какое-то животное. А потом уже моральные, человеческие импульсы. Очень интересно и временами просто жутковато было пропускать через себя такой материал. История жестокая, кровавая, ни с чем подобным я раньше в своих ролях не сталкивался. В чем главный посыл этой картины? Мы сами порой не обращаем внимания на то, как внутри нас растет чудовище. И такая беспечность оборачивается потом чем-то действительно страшным.
Паулина Андреева, исполнительница одной из главных ролей
— В фильме не сглаживаются углы — и в этом отличие нашего сериала от других. Моя героиня меняется на протяжении 16-серийного фильма, это было очень интересно играть. К тому же для меня это первая творческая встреча с Хабенским. Как в сюжете герой шефствует над своей помощницей, так и Константин шефствовал надо мной в течение всех съемок, причем делал это деликатно. За что я очень благодарна и ему, и режиссеру Юрию Быкову, относившемуся ко мне неравнодушно все полгода, что мы снимали картину в Нижнем Новгороде.