В понедельник Министерство обороны РФ подтвердило потерю палубного истребителя Су-33, входившего в состав авиакрыла авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося у берегов Сирии. Специальной комиссии предстоит разобраться, почему оборвался трос аэрофинишера взлетно-посадочного комплекса, установленного на корабле: из-за брака производителя или ошибки пилота. В тот же день стало известно о гибели в Алеппо двух российских медиков, попавших, как сообщило Минобороны, под минометный обстрел «оппозиции».
О нештатной ситуации, происшедшей на борту «Адмирала Кузнецова» 3 декабря, в понедельник сообщили иностранные СМИ: ссылаясь на свои источники, они утверждали, что истребитель Су-33, закрепленный за 279-м отдельным корабельным истребительным авиаполком, не смог приземлиться на палубу крейсера. Позже факт инцидента “Ъ” подтвердили в Минобороны РФ, уточнив, что самолет выкатился за пределы палубы «Адмирала Кузнецова» при посадке «после выполнения боевой задачи в Сирии». Причиной, как уточнили в ведомстве, стал обрыв троса аэрофинишера: самолет должен был зацепиться за него и остаться на палубе крейсера, однако продолжил движение и через несколько секунд рухнул в море. Летчик вовремя катапультировался и вскоре был доставлен на борт, его здоровью, как утверждают в департаменте информации Минобороны РФ, ничего не угрожает.
По сведениям “Ъ”, к работе уже приступила аварийная комиссия Минобороны РФ. Ей предстоит выяснить причины инцидента с аэрофинишером взлетно-посадочного комплекса «Светлана-2» разработки Пролетарского завода (Санкт-Петербург). Пока прорабатывается несколько версий. Одна из них связана с ошибкой пилота при посадке. Источник “Ъ”, близкий к расследованию, говорит, что летчик мог «нарушить центровку», заходя на посадку на повышенной скорости и под углом, самолет зацепил трос крюком-гаком в неположенном месте, создав тем самым на него излишнюю нагрузку.
По инструкции, летчик после обрыва троса должен включить форсаж и экстренно взлететь, однако пилот этого не сделал: возможно, у истребителя уже не оставалось места для маневра.
Вторая версия связана с производственным браком. Тросы аэрофинишера должны испытываться на разрыв, но собеседник “Ъ” не исключил, что партия, переданная «Адмиралу Кузнецову», оказалась ненадлежащего качества. Третья версия заключается в неправильной запрессовке троса, который был заменен после предыдущего инцидента на крейсере, случившемся 13 ноября с корабельным истребителем МиГ-29К (см. “Ъ” от 15 ноября). Как выяснила аварийная комиссия, причиной крушения истребителя в тот день стал не отказ двигателя, как изначально сообщало Минобороны РФ, а проблемы с аэрофинишером, в тросах которого запутался вылетавший с ним другой самолет. МиГ-29К в итоге кружил в акватории Средиземного моря до тех пор, пока в баках не кончилось топливо. Пилот успел катапультироваться и был спасен. С тех пор Минобороны РФ о привлечении МиГ-29К для выполнения задач в Сирии не сообщало.
Отметим, что потеря самолета Су-33 стала первой для ВМФ РФ более чем за десять лет. В последний раз истребитель данного типа терпел крушение 5 сентября 2005 года. В тот день самолет (бортовой номер №82 «красный»), закрепленный за 279-м отдельным корабельным истребительным авиаполком, должен был сесть на палубу «Адмирала Кузнецова», но из-за обрыва троса аэрофинишера утонул в водах Северной Атлантики (см. “Ъ” от 6 сентября 2005 года). Поднимать самолет с глубины более 1000 м военные не стали, сославшись на то, что его системы абсолютно не секретны. По данным “Ъ”, останется на дне Средиземного моря и Су-33: аппаратура опознавания, установленная на самолете, в случае катапультирования должна была автоматически списаться, а тратить силы на поиски металлолома военные не сочли нужным.
Официальные представители Минобороны РФ в понедельник утверждали, что полеты палубной авиации «продолжаются в соответствии с задачами», однако несколько источников “Ъ” в ведомстве говорят, что задействование Су-33 и МиГ-29К из-за выявленных на «Адмирале Кузнецове» проблем может серьезно сказаться на всей программе полетов. По их словам, если устранить неполадки в аэрофинишере взлетно-посадочного комплекса в короткие сроки не удастся, то по решению руководства Генштаба ВС РФ основная часть Су-33 (порядка восьми машин) и МиГ-29К (две единицы) будут передислоцированы на авиабазу Хмеймим в провинцию Латакия. Именно оттуда они будут наносить удары на дальних подступах к провинциям Идлиб и Алеппо. Опыт переброски корабельной авиации с «Адмирала Кузнецова» в Хмеймим у российских военных, по всей видимости, есть: 26 ноября журнал Jane`s Defence Weekly опубликовал снимок авиабазы, сделанный со спутника SPOT компании Airbus Defence and Space — на авиабазе в Латакии отчетливо видны корабельные Су-33 и МиГ-29К.
В понедельник же Минобороны сообщило о гибели двух военнослужащих-медиков, получивших ранения в результате артиллерийского обстрела «боевиками оппозиции» приемного отделения госпиталя в Алеппо. Как заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков, боевики знали точные координаты госпиталя. «Мы понимаем, от кого точные данные и координаты именно приемного отделения российского госпиталя в момент начала его работы получили боевики»,— сказал он, возложив ответственность за убийство и ранения российских медиков не только на боевиков, но и на «сочувствующие им страны», к которым причислил США, Великобританию и Францию. На момент сдачи номера в печать врачи боролись за жизнь еще одного пострадавшего врача-педиатра из России.