В минувшую субботу состоялись уже вторые за 7 дней выборы федерального значения, в этот раз – на пост президента Российского футбольного союза.
Кандидаты-спойлеры, странный подсчет голосов, задержания на участке – российский футбол играет по тем же схемам, что и российская политика.
Самое интересное на выборах очередного президента РФС, как правило, происходит в фойе, вне зала для голосования. В 2012 году на предыдущих плановых выборах президент ЦСКА Евгений Гинер поссорился с первым вице-президентом РФС Никитой Симоняном, который назвал его предателем.
В этот раз было повеселее. Перед началом заседания в мужском туалете состоялось задержание главы Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александра Шпрыгина силами ОМОНа. Настоящее кино, но скорее комедийного жанра: прямо под объективами журналистов сотрудники силовых структур натянули черные балаклавы и ворвались в тесное туалетное помещение, откуда через секунду вывели весьма удивленного Александра Шпрыгина. Так бесславно закончилась карье- ра главы ВОБ, расцвет которой пришелся на 2012 год, когда на пиво к профсоюзу болельщиков пожаловал сам Владимир Путин. Тут же, не более чем через час, в ходе заседания ВОБ был исключен из состава РФС.
– В последнее время Александра критиковали из-за задержаний на Евро во Франции, – рассказал один из создателей ВОБа Андрей Малосолов. – К тем событиям, которые произошли на трибунах, к потасовке с англичанами на стадионе, конечно, уже была серьезная претензия со стороны Виталия Мутко. Если ты вывез болельщиков на такое ответственное мероприятие, то должен поддерживать порядок и не допускать подобных инцидентов.
Сразу после задержания из ГУВД по Москве пришли сведения, что Шпрыгин проходит по делу о крупной драке между фанатами «Спартака» и ЦСКА, которая состоялась в январе этого года, и обвиняется в хулиганстве.
– Это просто какой-то цирк.
Его постоянно «берут», потом беседуют и отпускают, – рассказал член исполкома РФС, депутат Игорь Лебедев, чьим помощником официально является Шпрыгин. – Пожалуй, я обращусь к министру внутренних дел Колокольцеву. Пусть занимаются лучше полковником Захарченко. Понятно, что ВОБ будет реорганизован, но при чем тут арест Шпрыгина? Чего от него хотят – непонятно.
Версия о массовой драке действительно не объясняет, почему задержание Шпрыгина, а также одновременно обыск у него дома и в офисе ВОБа пришлись именно на день выборной конференции. Кто и зачем поджег машину Шпрыгина в ночь на понедельник – тоже неизвестно. Одно из объяснений «туалетной операции» предложил глава владимирского отделения ВОБа Валерий Пузанов: Шпрыгин планировал эпатажное выступление на конференции, хотел сделать какое-то заявление.
Но обыски, «маски-шоу»... Не слишком ли круто для такого органа, как РФС? Не слишком.
Газзаев за буйками
Агитация перед выборами в футбольную власть – дело чисто символическое. В голосовании принимает участие не общественность, а всего 408 делегатов, которые черпают информацию не столько из СМИ, сколько из конференций за закрытыми дверями.
Тем не менее два главных претендента на должность – Виталий Мутко и Валерий Газзаев – начали перемывать друг другу кости задолго до старта голосования.
После призыва Газзаева добровольно уйти в отставку из-за провала футбольной сборной на Евро-2016 Виталий Мутко за ответным словом в карман не полез. Припомнил период работы Газзаева в качестве президента владикавказской «Алании», которую тренировал его сын Владимир, и руководство проектом Объединенной футбольной лиги России и Украины, раскрутка которого недальновидно продолжалась и после начала войны в Донбассе.
– У нас, конечно, демократия, но некоторые совсем уж заплывают за буйки, – отреагировал Мутко на вопрос «Собеседника» накануне выборов. – Можно прийти в какой-то клуб с семьей своей, разорить его и уйти, оставив долги и залоги. На сегодняшний день три уголовных дела, но зато ты чистый. Или можно придумать какой-то проект, левый абсолютно, пополучать там огромную заработную плату и на эти деньги продолжать какую-то избирательную кампанию. Поверьте, мне тоже есть что сказать, но у меня, к сожалению, такая должность, что всего говорить нельзя. Стараюсь щадить людей.
Двое – мимо
Ярких выступлений у Виталия Леонтьевича за эти годы было больше, чем у всей сборной России. Но настолько эмоциональным, как во время предвыборной речи в день голосования, его, пожалуй, еще не видели.
– В прошлом году команда балансировала на грани непопадания на Евро. Бардак! – горячился Мутко. – Обнародованные стенограммы исполкома расходятся как горячие пирожки по всем СМИ. Никто ни с кем не разговаривает, кругом мать-перемать, письма, расследования, уголовные дела! Пришлось очень трудно, но мы выдержали. Я такой чудик, беру всегда все на себя. Только победы не беру. Допинг – это я. Ванкувер проиграли – тоже я...
Повышенный тон железобетонного кандидата был излишним. Интриги от результатов голосования за президента РФС никто и не ждал. Чем дальше, тем сложнее было отделаться от аналогий с думскими выборами. Оппозиционно настроен по отношению к действующей футбольной власти из четырех претендентов был разве что Валерий Газзаев, ставший неделю назад депутатом Госдумы от «Справедливой России».
Еще два кандидата – президент ФНЛ (вторая лига) Игорь Ефремов и глава РФПЛ (основная лига) Сергей Прядкин – вовсе сняли свои кандидатуры в пользу Мутко.
– Немного другого ожидал от выборов. Когда два кандидата снимаются в последний момент, это похоже на сговор, – пояснил многолетний президент «Торпедо» Александр Тукманов, который стал одним из нескольких делегатов, пожелавших высказаться перед залом. Любопытно, что многие одинаково начинали свой трехминутный спич: «Вообще-то меня просили особо не выступать...»
Счет на табло
– Я против!
– Против чего? – уточнил распорядитель выборов у Валерия Газзаева, когда до ключевого момента оставалось несколько минут.
– Против электронного голосования.
Пульты, розданные делегатам, у многих встретили недоверие. Кто-то даже подходил к журналистам, чтобы спросить:
«Это что за кнопки?»
Беспокойство справедливо – бюллетень с галочкой все-таки является полноценным документом и может быть пересчитан. При выведении результатов на экран после процедуры электронного голосования чисто технически можно отобразить что угодно.
Тем не менее Газзаева не поддержали, после чего со своего места поднялся Олег Романцев.
Назвав себя самым независимым человеком в зале («От меня здесь ничего не зависит»), многолетний тренер «Спартака» призвал всех сделать правильный выбор и удалился.
– Извините, не хочу говорить об этом фарсе, – пояснил он «Собеседнику» на выходе.
Сразу после того, как цифры показали 266 на 142 в пользу Виталия Мутко, в зале для голосования уже ничего не держало и Валерия Газзаева.
– Меня удивило, что со стороны Мутко опять ничего не было сказано на профессиональные темы – об управлении футболом, о детском спорте, о национальной сборной. Мы опять услышали только об инфраструктуре: это мы построим, то мы возведем. Никто не сомневается, что к чемпионату мира появятся гостиницы, дороги и арены. Но этим футбол не исчерпывается.
С каким делегатом РФС ни поговори, нынешняя ситуация в нашем футболе никого не устраивает. Но судя по результатам голосования, потерпеть ради светлого будущего готовы многие. Такой подход к выборам мы тоже уже где-то видели. Буквально неделю назад.