– Когда и при каких обстоятельствах вам поступило предложение стать послом ЧМ-2018?
– Это был выбор екатеринбуржцев. В числе кандидатов присутствовали не только бывшие спортсмены, но и просто известные люди города. В том числе из музыкального цеха.
Впрочем, сам я имею прямое отношение к футболу. Все детство прошло с мячом, до 14 лет играл в Екатеринбурге за местную юношескую команду. Тогда же компьютеров не было, молодежь активно занималась разными игровыми видами спорта.
– Не думаю. Все было до поры до времени. Играл я, кстати, левого полузащитника.
– А я человек не пробивной: что мне дали, то и взял.
«БОЯРСКИЙ – ЛУЧШИЙ ПОСОЛ»
– Михаил Боярский недавно признался, что не до конца понимает своих функций посла ЧМ-2018. А вы уже разобрались?
– Боярского я считаю главным послом турнира. А с функциями все примерно понятно. Просвещать общественность, популяризировать футбол, доводить нужную информацию до народа. К примеру, недавно довелось посмотреть новый стадион в Екатеринбурге. Потом была пресс-конференция, на которой я поделился своими впечатлениями.
Мы должны продвигать чемпионат мира всеми силами. Это же не просто турнир, где можно попить пивка и поорать, это повод почувствовать единение. Стараюсь духовно готовить людей к большому событию для всей страны. Чтобы они поняли, зачем Господь сводит нас вместе в таком количестве. Пора уже россиянам воспрянуть духом. Нужно находить поводы для радости. Чемпионат мира, безусловно, таковым является.
– Ваши знаменитые строки о «скованных одной цепью» в данном случае несут позитив?
– Скованные одной цепью – это все-таки про идеологию, про ГУЛАГ. А человек должен быть свободным духом. Лучше, чтобы нас не цепи связывали, а какие-то общечеловеческие ценности, близость к чему-то возвышенному. Вот и вокруг футбола не надо объединяться через силу. Все должно быть добровольно.
– А футбол действительно может объединять в положительном смысле? Судя по тому, что регулярно творится на трибунах, есть сомнения.
– И футбол, и спорт в целом изначально способствуют бодрости духа, физической выносливости, здоровью. Когда из футбола делают культ, возникают конфликтные ситуации. Тогда скопление людей становится опасным. Однако зрелище не задумано для того, чтобы на нем устраивать мордобой. Пусть некоторые политики и считают иначе. Наша задача как послов – объяснить народу, каким праздником может стать чемпионат мира.
«САТАНА РАЗЪЕДИНЯЕТ, ФУТБОЛ ОБЪЕДИНЯЕТ»
– А способен ли чемпионат мира улучшить непростые взаимоотношения России и Запада?
– На какое-то время – безусловно. Но это не панацея. Нужно, чтобы сами политики перестали делать упор на то, что людей разъединяет, ссорит. Мы же видим обратную картину. Мировое общество больно. Если копнуть глубже, я вижу здесь дьявольщину. А задача сатаны – как раз всех разъединить. Чемпионат мира – лишь небольшой островок гуманности.
– Поговорим о сборной России. Как оцениваете ее турнирные перспективы?
– Мы хозяева чемпионата мира. Значит, на игроках будет лежать большая ответственность. Но команда обязана занять хоть какое-то призовое место.
– То есть в выходе россиян из группы вы не сомневаетесь?
– Почему вы говорите о группе? Я полон надежд. Почему бы нашим не стать чемпионами мира? Я в это верю. Это было бы самым большим подарком для России, особенно на фоне скандалов, связанных с Олимпиадой.
Великий полководец Суворов не был качком. Напротив – маленький, щуплый. И тем не менее он всегда побеждал. Самое главное – сила духа. Наши футболисты не должны забывать об этом. Если тренер сможет их правильно направить, то никому они у себя дома, при поддержке своих трибун не проиграют.
«ВОСХИЩАЛСЯ ПЕЛЕ И БЛОХИНЫМ»
– Кто из российских футболистов вас восхищает?
– Если честно, внимательно не слежу. Поэтому было бы некорректно кого-то выделять. Я сильно отстал от всего этого. Вот в юности восхищался Пеле, Гарринчей, Жаирзиньо. Конечно, и нашими тоже. Лев Яшин, Олег Блохин были великими футболистами.
– Вы по профессии архитектор. Понравилась построенная к чемпионату мира «Екатеринбург Арена» с инженерной точки зрения?
– Стадион – это крупный градостроительный объект. По масштабам – как городской цирк, центральная площадь. Он обязан быть красивым, не ранящим глаз и не вызывающим отрицательных эмоций.
«Екатеринбург Арену» я осматривал перед Новым годом, в общих чертах. Побывал внутри, наблюдал, как ведутся отделочные работы. Проект очень интересный. Архитекторы оставили аутентичные элементы из прошлого, и в то же время стадион смотрится современно.
«ФУТБОЛИСТАМ ПЕСЕН НЕ ПОСВЯЩАЛ»
– Следите за выступлениями «Урала», который закрепился в премьер-лиге?
– Краем глаза что-то видел, но в основном получаю информацию от друзей. Знаю, что в Екатеринбурге крепкая команда. Однако преданным болельщиком «Урала» назвать себя не могу. Я ведь давно не живу в Екатеринбурге. С городом меня связывают только музыка и учеба в архитектурном институте.
– В среде музыкантов принято проводить футбольные турниры? Скажем, «Наутилус» против «ДДТ» или еще что-то в этом роде. На Западе – распространенное явление.
– Такое случалось на больших музыкальных фестивалях. Находился какой-нибудь массовик-затейник, который помогал всех организовать. Разбивались на команды, гоняли мячик. Мне нравилось. После футбола легче играть концерты. Это помогает держать форму.
– Группа «Машина времени» посвятила сборной России песню. У вас не было мысли сделать нечто подобное?
– Если смотреть чуть шире, воспринимать футбол как духовное явление, то об этом в общем-то и пишу. Но конкретным спортсменам и командам я песен еще не посвящал.