Александр Моисеев: Увеличилась, причем в разы. Изменились системно две вещи. Показатель retention - возврат пользователя. В том числе, что крайне важно, возврат следующего дня. То есть у нас практически каждый второй пользователь на следующий день возвращается на платформу. И значительно увеличилось время, проведенное на платформе. Просмотр видео - это метрика достаточно специфическая. В данном случае пользователь видит не только картинку, но и новую для себя платформу, он изучает ее.
Одним словом, не было бы счастья, да несчастье срочно помогло. Как обновляется Rutube в эти дни?
Давид Кочаров: Мы обновили визуальный интерфейс платформы, ее дизайн. Изменилось отображение сетки карточек видео, появились отметки верифицированных каналов, аватары и даты загрузки видео. На Rutube появилась кнопка "В ТОП", которая дает возможность проголосовать за видео и поучаствовать в его продвижении.
Конечно, мы вырабатываем и свою систему поощрений, так называемых "лайков". Она будет не похожа на ту, что есть на YouTube. Важное отличие: мы хотим снизить градус негатива, который есть в последнее время в интернете. И поэтому на Rutube будут только положительные эмоции, лайки. Такие, на первый взгляд, мелочи на самом деле важны для авторов контента и вообще для всех, кто хочет общаться.
Недавно вы упростили модерацию контента. Как сейчас происходит процесс публикации видео для верифицированных пользователей и для обычных?
Давид Кочаров: Любой пользователь, который хочет завести свой канал на Rutube, должен зарегистрироваться. Регистрацию мы упростили, и она работает нормально. Следующий шаг - модерация. Мы просматриваем весь контент, проверяя его на соответствие законам РФ. Партнерам и тем, кто готов отвечать за свой контент, мы делаем верификацию.
Это может быть СМИ, например, "Российская газета", или блогер. Верификация позволяет снимать видео с предварительной модерации, и оно публикуется после загрузки и обработки. Все, кто не прошел верификацию, встают на предварительную обработку в связи с изменением законодательства РФ, в том числе законом о фейках.
Александр Моисеев: Сроки выкладки контента зависят от двух факторов. Первый - технические сроки обработки видео. Они сведены до минимума ввиду того, что мы в последние недели удваивали мощности, и сейчас у нас огромные резервы. Поэтому для кодирования, обработки и хранения видео запасов достаточно. По модерации видео делятся на три типа. То есть видео, которые относятся к верифицированному каналу, например, НТВ, с которым у нас юридические отношения. В этом случае видео проходят техническую модерацию на уровне автоматических сервисов и немедленно попадают на выкладку. Вторая часть - пользовательские видео, которые мы вынуждены отправлять на ручную модерацию. Помимо закона о фейках есть определенный объем материалов, где противоречащее законодательству видео "подмешивается" внутрь контента. В связи с этим штат модераторов Rutube вырос.
А третий тип видео?
Александр Моисеев: Это контент пользователей, которые прошли верификацию через Госуслуги. В ближайшее время мы запустим эту услугу. Таким образом, пользователь берет на себя ответственность за выкладываемый контент, и в этом случае видео появляются на платформе сразу после загрузки.
Вы недавно ввели стопроцентную монетизацию для блогеров. Это сделал не только Rutube, а, например, "ВКонтакте". Почему вы пошли на такую меру и как долго она продлится?
Давид Кочаров: В честь ушедшей монетизации на YouTube мы объявили о том, что в течение 40 дней блогеры на Rutube могут получать 100% дохода. Далее 50% дохода забирает площадка, а 50% - автор. Партнерам, которые поставляют нам большое количество контента или с которыми у нас длительные отношения, мы готовы предоставить лучшие условия. Это обсуждается.
Пользуюсь YouTube не как блогер, а как пользователь в двух режимах. Есть подписка YouTube-премиум, который я использую в качестве радиостанции, просто запускаю утром, и радио играет от барокко до авангарда. Второй режим - вечерний. Я ностальгирую, выискиваю вручную видеоролики, рок 70-х. Что в этом смысле Rutube может предложить?
Давид Кочаров: У нас большой раздел аудиоконтента, в который входит и радио, и подкасты. Что касается фонового прослушивания, мы, вероятно, это сделаем вне пакета "Премиум", который будет ориентирован на отключение рекламы. Мы стремимся к тому, чтобы Rutube был удобным, поэтому как можно больше сервисов будем предоставлять бесплатно.
Что касается второй части вопроса, на Rutube присутствует аудитория 40+, лояльная к платформе. Эти пользователи любят старые фильмы. У нас есть подборка "Госфильмофонда", пакет лучших картин "Мосфильма", с которым мы заключили договор. Ведем переговоры с "Ленфильмом". Почти весь советский видеоархив либо уже есть на Rutube, либо вот-вот будет в бесплатном доступе.
Александр Моисеев: Мы производим и оригинальный контент. Проект "Байкальская миля", например, один из самых смотрибельных. Сила нашего положения в том, что Rutube входит в крупный холдинг, у нас есть другие платформы, на которых можно посмотреть контент. Правда, уже платно.
Понимаю, где я могу пересечься с контентом YouTube - в Google, ввожу запрос, и мне там показывают какие-то ролики, по теме в том числе. Понимаю, где могу пересечься с контентом "Яндекс. Видео" или Kinopoisk HD. В том же "Яндексе". А как с контентом КГЕ?
Александр Моисеев: Если мы зайдем в "Яндекс" и введем название какого-нибудь проекта, например, шоу "Холостяк" или "Звезды в Африке", ссылка на Rutube будет на первой странице. "Яндекс" наш основной поисковый механизм.
Глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков считает так: "Российские соцсети и видеохостинги развивать необходимо, но они не должны быть полным аналогом западных. Их необходимо избавить от таких первородных грехов, как, например, распространение токсичного и противоправного контента". Вот если говорить об аналогии Rutube и YouTube, что вы берете на вооружение, от чего отказываетесь?
Александр Моисеев: Главный заказчик Rutube - это не мы, и даже не блогер, а тот пользователь, который нас смотрит. Мы так строили платформу в декабре, когда шли по пути социального лифта. Поскольку сейчас у нас объем пользовательской базы вырос и растет, мы собираем статистику. Понятно, что переход с одной платформы на другую нелегкий. К тому же они - разные. Есть много вещей, которые в YouTube в целом людям не нравились. Например, рекомендательная система специфическая. Когда алгоритм отлажен настолько, что он вам дает ровно то, что вы хотели искать, вы попадаете в информационную яму. На YouTube даже появилась кнопка "посмотреть что-то новое". На самом деле, в тот момент, когда мы будем делать точную копию YouTube, неизбежно попадем в режим "игры в догонялки". Наша задача - делать то, что нужно пользователям.
Алексей Герман, кинорежиссер: Честно скажу, я пользователь YouTube. Смотрю новости и музыкальный контент. Rutube себе поставил, но ровно через 30 минут бросил: ничего не мог найти, хотя понимаю, что все совершенствуется. Но что меня мучает: на Rutube нет контента, "Квартирника у Маргулиса", или другого, который слушают сотни тысяч людей. Я его не нашел. Мало исторического контента, который делает канал "Культура". Вчера ввел "Вести недели" ВГТРК. Не смог найти.
Не кажется ли вам, что нужен ребрендинг? Наверное, платформа, не должна быть только национальной. Есть куда расширяться, даже во время санкций. Тем не менее, название Rutube, вместе со всем дизайном, все-таки возможно поменять?
Давид Кочаров: Мы обновили дизайн и еще будем меняться. А по названию - это вопрос восприятия. У Rutube есть большой плюс - он на рынке много лет. Над имиджем будем работать. У нас появляются амбассадоры, которые переходят на Rutube, растет молодежная аудитория и развлекательный контент.
Амбассадоры или лидеры мнений на российских видеосервисах - блогеры. А тот же YouTube начинал с того, что создавал пользовательскую и общественную среду, где люди общались. Блогерами на YouTube были, например, Ангела Меркель или Тони Блэр, до того, как они стали теми, кем их знает мир. Что нужно делать Rutube, чтобы лидерами мнений в Сети становились лидеры мнений в жизни - писатели, режиссеры, спортсмены, актеры, политологи, ученые?
Алексей Герман: Для того чтобы сложилась живая среда, должно быть право пользователя высказывать и обсуждать сложные темы - развитие страны, культуры. Спорить, что не означает кричать в голос, тыкать пальцем или устраивать истерики, - нет, но так или иначе искренний и понятный разговор нужен. У меня есть друзья разных политических взглядов. Я их всех слушаю, в том числе на YouTube, и ценю внятность, искренность и незашоренность. Когда уйдет YouTube, а он рано или поздно уйдет, мне кажется, важно не превращаться в газету "Правда". Нам необходимо свое пространство умного разговора. У неумного разговора всегда найдется множество прекрасных людей с чудным названием "блогеры", которые будут разбивать головой арбуз на спор, надувать шарики... А чтобы люди потянулись к содержательным разговорам, нужна лояльность к ним и правила игры. И люди потянутся. Потому что очевидно: мы не можем быть Северной Кореей. Не получится. Не выдавишь тюбик назад. Поэтому я, как и многие, пришел бы на Rutube, если бы мы понимали правила игры.
Роберто Панчвидзе: У нас в агентстве Invite больше 80 блогеров, все они мультиплатформенные, у них есть "Телеграм", "Дзен", кто-то недавно завел аккаунт на Rutube. Цифры после блокировки Meta (признана экстремистской организацией в России. - Прим. авт.), говорят сами за себя: большинство блогеров все-таки перешли в "Телеграм" и "ВКонтакте" - там исторически бо´льшая аудитория. А в Rutube начали приходить только сейчас. Если обратиться к истории, у YouTube большой поток аудитории случился за счет того, что это был продукт Google. А Rutube - это продукт самодостаточный.
Александр Моисеев: Действительно, YouTube является частью Google. И, конечно, в случае с YouTube есть высокочастотник под названием "поисковик Google", который направляет трафик с определенными объемами. Поэтому объем пользовательского трафика, который связан с YouTube, напрямую зависит от объема поиска в Google.
Когда мы говорим про Rutube, то, чему мы неожиданно рады сегодня - и цифрам, которые март показал, и тому, что органически трафик перешел к нам. Платный трафик пропал. И для нас для всех данная ситуация хороша тем, что игра стала честной. Трафик, который случился на Rutube, нельзя было бы купить в марте. Он получился органически. Люди искали, где можно смотреть видео, пришли и нашли все, что нужно на Rutube.
Я считаю, что у нас должен быть плюрализм площадок. Есть "ВК" - классная соцсеть. У меня сотни запросов на добавление в друзья в "ВК". Но это разный социум. Для блогеров разные площадки по-разному работают. И каждый блогер, помимо площадки для обмена мнениями и публикации контента, ищет заработок.
Роберто Панчвидзе: Он ищет признания.
Давид Кочаров: Я за то, чтобы в России появилась такая профессия, как блогер. Фактически это уже так. И мы не случайно регистрируем блогеров как самозанятых.
Пока у пользователей к Rutube дробное отношение: одни считают его "складом перезаливов" видео с других платформ. Другие снимают видео для YouTube или TikTok и "дозаливают" их и на Rutube - "на всякий случай". Третьи ждут: если оригинальный контент Rutube будет расти, то платформа станет нишевым продуктом или генератором идей? Мол, тогда и посмотрим. Как думаете, чья возьмет?
Урван Парфентьев, ведущий аналитик РОЦИТ (Общественный центр интернет-технологий): Пока я пришел к выводу, что всплеск роста аудитории Rutube - результат влияния санкций и того, что YouTube может вывалиться с российского рынка. Да, аудитория, которая живет на монетизацию собственного контента, заметалась. Google обрубил монетизацию, а эта аудитория работать по найму отвыкла. Она ищет площадки, но не факт, что придет на отечественные. В лучшем случае она останется мультиплатформенной гостьей, в худшем - застрянет на YouTube, даже если его будут блокировать. Проблема в том, что YouTube - глобальная площадка, там много мультикультурного контента. Есть и локализации. Допустим, пользователь из России может смотреть индийский контент, латиноамериканский…
На Rutube мы сможем смотреть, например, азиатский контент?
Урван Парфентьев: Доминирует все-таки западный. То есть либо мы должны вернуться к приземлению иностранных платформ, либо иметь сугубо отечественный контент, либо наметится сосуществование. И тогда на Rutube за отечественным контентом пользователь придет, но за тем же "Диснеем" он будет прорываться туда, где это есть.
Давид Кочаров: Но мы не онлайн-кинотеатр - мы видеохостинг. Что касается иностранного контента, мы экспериментируем: пробуем, насколько будут интересны индийские сериалы, насколько будет интересен китайский или южнокорейский, японский контент. Но мы ни в коем случае не конкурируем с онлайн-кинотеатрами, которые входят в наш холдинг.
Александр Моисеев: Что касается запросов аудитории, то, думаю, надо отвыкать все мерить Москвой и Санкт-Петербургом. Люди в регионах хотят видеть свои сериалы, свое окружение. Им не очень понятен человек-паук, который лезет по стене. Это классная картинка, но на один раз.
А что говорят цифры?
В современном мире, если сравнивать с зарубежными партнерами, цифры звучат не круто. Произошел пересмотр правил игры. YouTube и Facebook (признан экстремистской организацией в России) систематически накручивали такую цифровую наркотическую машину, где были миллионы, десятки миллионов просмотров. Но давайте посмотрим чуть назад. Помните, был LiveJournal, и у него были блогеры, которые считались крутыми "тысячниками"? Топ-блогеры - до 60 тысяч. А знаете, почему умер LiveJournal? Его задушили цифрами. Когда все перешли на смартфоны, приложение LiveJournal появилось гораздо позже, чем у других соцсетей. А когда на YouTube появились методики монетизации, стало довольно просто купить какой угодно трафик и его залить. Так достигаются миллионы просмотров. И все измеряется цифрами, которые довольно эфемерны.
Но вдруг не стало методик привлечения платного трафика. Google отключил монетизацию и обнулил правила игры.
Сегодня аудитория Rutube составляет четверть аудитории YouTube. Это большая цифра. И правила игры честные. Нас смотрят те, кто действительно смотрит. И просто так их туда загнать из космоса, накрутив счетчик, не получится.
У Rutube есть шансы стать равнозначной альтернативой YouTube?
Урван Парфентьев: Проведу параллель с телевизором. Есть некий ведущий. Он перешел на другой канал. Кто-то вслед за ним перейдет на другой канал. А кто-то лоялен каналу. Возьмем "Поле чудес". Вместо Влада Листьева пришел Леонид Якубович. Зритель остался на канале и смотрит "Поле чудес". Это вопрос и проблема лояльности аудитории. То есть основная задача состоит в том, чтобы у индивидуальных производителей контента, на котором они зарабатывают, слово "блогер" не вызывало отторжения. Площадка здесь может помочь созданием возможности для качественной монетизации. И возможности того, чтобы пришел пользователь и получил тот контент, который он привык получать на прошлой площадке. То есть, грубо говоря, чтобы замена была равноценной. Если этого не происходит, как было с LiveJournal, когда люди увидели, что, оказывается, в соцсети можно не только свой собственный блог вести, можно еще много чего дополнительного постичь, то - все. "ЖЖ" вымер, все окопались в других соцсетях. На мой взгляд, это процесс именно комплексный. И он зависит от того, насколько будет расти оригинальный контент Rutube. Если не очень, то платформа станет нишевым продуктом, если будет набирать обороты контента и лидеров мнений, то шанс стать новым генератором идей есть. Пока мы в начале пути.
Алексей Алексеевич, вы - известный режиссер, станете блогером и послом Rutube?
Алексей Герман: Сейчас домонтирую фильм "Воздух" и стану. Потому что я ушел из Facebook (соцсеть признана экстремистской в России). Хочу сказать важную вещь. Сложные времена, много IT-специалистов уезжают. Есть эта проблема. Мне кажется, что самое главное в наших платформах - это создание определенной экосистемы самоощущения человека. И если она будет, то у нас начнут не только новые специалисты расти, но и будут возвращаться те, кто, я надеюсь, временно уехали. Мне кажется, что если будет интересно и всем захочется заходить на Rutube, как мы раньше заходили на YouTube, то будет очень круто.
Справка "РГ"
Топ-7 популярных шоу на Rutube
"РукоJob" - шоу о том, как сделать ремонт без ремонта. Ведущая Алиса Селезнева и дизайнеры делятся лайфхаками о том, как своими силами преобразить квартиру без рабочих, пыли и большого бюджета.
"Наше дело" - проект, где в поединке - спортивном, музыкальном, полемическом - противостоят друг другу профессионалы, любители и звезды. В разное время в бою сходились депутат Госдумы Виталий Милонов и шоумен Никита Джигурда, рэперы Жиган и Schokk, блогер Артем Тарасов и тяжеловес MMA Александр Емельяненко.
"Неудобный стендап" - комики шутят в неподходящих для этого местах. Столовая или рынок, конный клуб или салон красоты, аквапарк или парковка - сценой может стать что угодно. Кто получит деньги, определяют зрители.
"Диктант со звездой". Строгая учительница Татьяна Монахова проверяет блогеров на знание русского языка и их расположенность к шуткам. Знания уже проверили Богдан Титомир, Пьер Нарцисс, Прохор Шаляпин.
"На связующих". Ведущий Кирилл Фокин-Сазонов вместе с гостем-звездой пытаются найти телефоны артистов и дозвониться до них. Шоуменам придется выкручиваться, чтобы добыть заветный номер. В случае провала гостя ждет наказание: его номер телефона попадет в общий доступ в Сеть.
"Полупановы". Добро пожаловать в семью Полупановых. У пользователей есть возможность подглядеть в замочную скважину и узнать, как живет самое странное и смешное семейство России. А все благодаря социальному работнику, который пришел навестить отвязную чету и их сына Федерико.
"Смехмашина". Ведущие Денис Сундук, Артем Тяпа и Андрюха Чернобыль рассказывают анекдоты во время поездки в такси. Ребята ставят по 5 тысяч рублей. Их задача - по очереди рассказывать анекдоты таксисту, который их оценивает в баллах от 1 до 10. В конце поездки победителю достанется выигрыш - 15 тысяч рублей.