«Ты с ума сошла! Там же опасно находиться!» — примерно так отреагировало большинство моих знакомых на предложение рвануть вместе в отпуск в Крым. Но мне все-таки удалось сколотить компанию из родственников и знакомых. Вместе мы отправились в это «рискованное» путешествие, но разными маршрутами и способами.
Наша компания разбилась на 4 группы. Первая команда поехала на своем автомобиле, вторая — на поезде, третья — на автобусе, четвертая — транзитом на самолете до Сочи. Через несколько дней мы встретились с утра уже на крымском пляже у теплого моря и манящих суровой красотой гор. Здесь до самого вечера обсуждали наши приключения, взахлеб выкладывая впечатления. А поделиться было чем!
Говорят, в царские времена из Москвы и Питера важные персоны добирались до Крыма по полгода. Тогда он считался чуть ли не местом ссылки. Большую часть пути люди проводили на барках по Волге и Дону. Дорога была долгой и полной опасностей: барки иногда переворачивались. Писатель Федор Михайлович Достоевский упоминал и о другой альтернативе — на лошадях: «Крым... О край, возлюбленный царями! В путь далекий отправляюсь, с Москвой надолго расстаюсь, надолго с милыми прощаюсь и в Крым на почтовых несусь». В наши дни возможностей и вариантов значительно больше. Но из-за военной операции многие аэропорты южного направления сегодня не работают.
Волею обстоятельств мне достался вариант ехать с тремя попутчиками на машине.
Со своими единомышленниками (нас было четверо) за неделю до выезда на автомобиле мы составили маршрут с ночевкой на полпути в Ростовской области. Номер на четверых (обязательно с кондиционером) в гостевом доме в окрестностях города Шахты мы выбрали и забронировали тоже за неделю. При поиске варианта остановки на ночь ориентировались по отзывам на сайте. Уточню, что в путешествие мы отправились на джипе Nissan-X-Trail, а «питается» он бензином Аи-92. Ближе к Крыму его стоимость на заправках увеличивалась: от 48 до 50 рублей за литр. В районе Ельца на пункте оплаты за проезд висело объявление, что впереди водителей ожидает участок дороги более 100 км без пунктов заправки. Поэтому о запасной канистре с топливом стоит позаботиться заранее.
А теперь — подробнее о самой трассе. Выезжать лучше всего в будний день (пятница — исключение), дорога будет свободнее. В первой половине пути навигатор нас вел по скоростной магистрали М-4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар Новороссийск). Машин было немного. Знаки ограничения скорости здесь — 110 км/ч. Опытные водители знают, что ее превышение на 10–15 км/ч на подобных магистралях некритично. Так что двигаться можно чуть быстрее. После станицы Кущевской навигатор «предложил» съехать с трассы в направлении Тимашевска, Славянска-на-Кубани и Темрюка. На этом участке пути встретилось несколько «засад» — в виде гаишников в кустах. Но пронесло. До самого Крымского моста нас ни разу не остановили.
Дорога в объезд вела местами через город, где, как известно, больше 60 км/ч разгоняться нельзя. Отдельные участки пролегали по дорогам местного значения: здесь ограничение скорости до 90 км/ч. Причиной объезда послужил элеватор, расположенный вблизи основной дороги, и наличие множества переездов. Здесь можно было потерять около часа.
Безопаснее - по параллельной дороге
Когда по пути я увидела табличку с указателем поворота в сторону Луганска, сердце екнуло. К слову, от Каменск-Шахтинска, через который шел наш маршрут, до самого Луганска порядка 100 км. Вы спросите, не страшно ли было нам передвигаться? В тот момент желание отдохнуть у моря перевесило все наши сомнения и тревоги. Мы их легкомысленно спрятали в глубинах души. Страхи дали о себе знать, когда уже после нашего приезда в Крым пришла новость об атаке БПЛА на Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод. Как выяснилось, наше место ночевки было в 30 км от «горячей» точки.
Возможно, кто-то очень осторожный не захочет ехать по нашим стопам. Для них есть варианты, более безопасные маршруты объезда, например, по параллельной дороге Ростовской области. Новый маршрут проходит на удалении от нашего на расстоянии около 80–100 км. Со скоростной трассы М4, не доезжая района Миллерово, нужно съехать влево на Кашары. Затем выехать на трассу 60К-19 и двигаться до станицы Милютинской. Далее держать курс через Тацинскую на Константиновск. Затем выехать на дорогу 60К-4, которая выведет опять же на скоростную трассу М4 уже в районе Ростова-на-Дону. На этом маршруте можно сэкономить, т.к. дороги идут в обход платных участков.
Перед въездом Крымский мост: проверка, будто в аэропорту
Перед выездом на Крымский мост за руль села я. Уже издалека заметила, как несколько машин из движущегося потока свернули правее к пункту досмотра. В последний момент увидела, что сотрудник пропускного пункта жезлом подал мне сигнал тоже остановиться, а затем сказал: «Двигайтесь по стрелкам». Отмечу, что останавливают не всех, а выборочно. Возможно, у работников пункта есть установка проверять машины, где водитель — женщина.
Затем мы следовали по направлению стрелок, и нас встретил человек в униформе. Он попросил всех, кроме водителя, выйти из машины, взять вещи и пройти через специальный терминал, как в аэропорту. Там же у всех пассажиров проверили документы. А я проехала к следующей точке проверки авто. На парковке женщина лет 60 в форме попросила открыть капот, бардачок и просканировала машину ручными устройствами внутри и снаружи. Служитель терминала строго пресекла мою попытку сделать несколько кадров: «Фотографировать здесь нельзя». Затем, собравшись вместе, мы продолжили путь. Чуть отъехав от терминала безопасности, увидела по ходу движения военную машину. Она стояла на обочине, а рядом с ней боец с автоматом пристально разглядывал проезжающий транспорт.
Во второй половине пути навигатор опять предложил объездной путь от основной трассы через станицы Краснодарского края. Обратила внимание на одну любопытную деталь к «портрету» местности. В южных краях вдоль дороги нам часто встречались загорелые женщины выше среднего возраста на велосипедах в легких платьях и платках. Вероятно, они спешили по своим делам, такие все деловитые и приветливые.
Что взять с собой в машину
Остановлюсь на важных моментах. Перед выездом обязательно проверьте комплект препаратов в автоаптечке. Очень рекомендую брать в путешествие несколько термосов с горячим чаем (мы взяли два 2-литровых) и как минимум одну 5-литровую канистру с чистой водой и одну с обычной из-под крана. Чистая вода пригодилась нам в месте ночевки, чтобы вскипятить ее и заправить термосы на вторую половину дороги. Чайник в гостевом доме нам предоставили бесплатно. Технической водой мыли руки, когда останавливались на перекус.
Что касается запасов провизии, то во время езды хорошо заходят орехи, сухофрукты, горький шоколад и свежие фрукты. Под рукой в машине каждому лучше иметь небольшую бутылочку с водой. На больших остановках для перекуса подойдет то, что не испортится в дороге. У нас были твердый сыр, сырокопченая колбаса, вяленая рыба, дольки репчатого лука и хлебцы. Выбор лука не случаен: он убивает плохие бактерии. В придорожных кафешках мы не питались, во-первых, из-за экономии времени, во-вторых, — из-за отсутствия информации о качестве еды. В жаркий сезон это особенно важно.
В итоге — не ошиблись. Позже выяснилось, что наш вояж на авто оказался самым экономичным и комфортным. На четверых мы потратили всего 14 500 (!!!) рублей — с учетом ночевки, платных дорог и бензина). То есть получилось примерно по 3600 рублей на нос.
Поезд странствий: «Ехали, как в бане»
А вот рассказ наших «поездных» товарищей напомнил сюжет фильма-драмы. Настроение по приезде в Симферополь у них было отнюдь неромантическое.
Во-первых, они тысячу раз пожалели, что не выкупили целое купе. Сосед им попался ну очень беспокойный. Добавьте к этому порцию негатива: в стоимость недешевого билета, оказалось, не входили тапочки, гигиенические принадлежности (щетка, паста, мыло и т.п.), какое-либо мало-мальское питание, хотя в прошлом году в этом же поезде все это было заложено в цену. Он стартовал с Казанского вокзала, но цена за билет в купе шокировала: 12 000 рублей с человека. Причем время в пути не самое быстрое — 33 часа. К билету полагались лишь постельные принадлежности. В прошлом году за те же деньги на таком же поезде можно было шиковать в спальном вагоне (СВ) с питанием на выбор.
Даже холодной питьевой воды бесплатно в поезде не полагалось. Только кипяток. Но это еще не самое страшное. Представьте себе битком набитый вагон, где много маленьких детей, где кондиционер работает через раз, а за окном — летняя жара.
— У меня сложилось впечатление, что проводник в нашем вагоне пытался на включении кондиционера заработать. Вначале он говорил, что кондиционер плохо работает на остановках, потом сетовал на заботливых родителей, которые просят его выключать, чтобы дети не простудились. Потом он жаловался, что люди пытаются открывать форточку и зачем тогда нужен кондиционер, — рассказывает руководитель группы Андрей. — В результате ночью никто не спал. Мы пытались дремать, но ощущали, будто паримся в бане.
Когда узнали, что в соседнем вагоне прохладнее, периодически ходили туда остыть. Дети кричали, сосед ночью сновал туда-сюда в вагон-ресторан за спиртным. Мы не ехали, а мучились 33 часа. Кстати, в поезде не курят, но многим разрешали смолить за деньги. Например, наш сосед отдал тысячу рублей проводнику, чтобы покурить в тамбуре.
Нашу команду в поезде выручило наличие 5-литровой бутыли с питьевой водой и запаса провизии. К слову, у них был тот же набор продуктов, что и у нас. А чай в пакетиках, растворимый кофе и какао они предусмотрительно взяли с собой. Кипяток в поезде оказался кстати. Обязательно берите с собой в поезд две термокружки: в одной — заваривать напиток, в другой — разбавлять его холодной водой. Кружки пригодятся всегда.
Тайна украинских вагонов
— Единственным моим светлым впечатлением оказалось знакомство с проводником соседнего вагона Евгением. Кондиционер в его вагоне работал исправно, — рассказывает Андрей. — Оставшиеся 4 часа до конечной остановки я просидел в прохладном купе. Он-то мне и рассказал причину высоких цен на билеты, отсутствие комфорта в поездах, которые сегодня ходят по принципу «доехали — и слава богу».
Оказалось, что истоки этого безобразия — в огромнейшей бесхозяйственности. Даже после недавнего поручения президента навести порядок, усилий главы Крыма цены на ж/д билеты растут, мест нет, а вагонов и маршрутов не хватает.
Причина банальна. Оказывается, в Крыму с 2014 года осталось несколько сотен вагонов из Украины. Их можно эксплуатировать, если хорошо отремонтировать. На этом «поле» есть три ключевых игрока: РЖД (Российские железные дороги), КЖД (Крымские железные дороги) и частные операторы (им принадлежат хорошие вагоны, за использование которых платит РЖД). Операторы зажимают свои вагоны в Крым, чтобы не попасть под санкции.
Почему-то сложилось так, что сапожник оказался без сапог: РЖД платит операторам за использование хороших вагонов. Операторов такая ситуация устраивает, поскольку они получают прибыль. А люди страдают. Почему? Да потому никто за эти 8 лет (!!!) не предпринял кардинальных мер, чтобы вагоны отремонтировать. Не захотели вкладывать средства? И вот сейчас, когда дополнительные вагоны могли бы встать в строй, изменить ситуацию к лучшему, этого не случилось.
Перед поездкой в глубине души я завидовала команде под руководством Андрея. Еще бы! За 10 дней до выезда им удалось купить билеты на фирменный поезд в купе по 12 000 рублей за каждый! Как выяснилось позже, завидовать было абсолютно нечему.
Автобус: «Хуже этой поездки у меня ничего не было!»
Нашим автобусным бедолагам не повезло больше всех. Их главная ошибка состояла в том, что они позарились на невысокую цену билета, не проверив тщательно информацию о компании-перевозчике. Увы, это выяснилось уже в пути.
— Хуже этой поездки в моей жизни еще не было, — рассказывает старшая по группе Валентина. — Мы стартовали от метро «Саларьево» на автобусе «Москва — Судак». Телепались полтора дня в нагретом солнцем, битком набитом автобусе, как селедки в бочке. Я считала часы, минуты, когда это издевательство, наконец, закончится.
Конечно, ночью не спали. Была страшная духота. На нашу просьбу включить кондиционер водитель советовал открывать окна со словами «вспомните, как раньше на «Икарусе» ездили с ветерком!».
Кто помоложе, еще терпели. Но рядом со мной сидела бабушка. К середине путешествия она начала уже стонать. Ноги у нее отекли, раздулись. Мне пришлось встать, чтобы она приняла хотя бы полугоризонтальное положение. Я пожалела старушку и простояла полтора часа. Хотелось хоть как-то облегчить ей жизнь. Потом попросила молодого парня подменить меня. Тот со скрипом согласился.
К слову, я еще не бабушка, а ноги у меня тоже через 10 часов сидения стали опухать. В таких условиях есть вообще не хотелось: попила чуть водички, погрызла яблочко, немного орешков. То же самое ощущали и мои товарищи. Кстати, ни один телевизор в салоне автобуса не работал.
Было несколько остановок у кафе. Я сама не ела там, но люди рассказывали, что перекусы в итоге обошлись им по 1800 рублей в день на одного человека. Так что дешевизна автобусных билетов иллюзорна и обманчива. Я еще обратила внимание, что сам автобус был какой-то потрепанный, сиденья — неудобные. Умные люди, которые оплатили поездку полностью, не стали дожидаться конечной остановки, не выдержали и вышли в Краснодаре. Оттуда можно добраться в Сочи, Анапу, Абхазию и Крым в более комфортных условиях. В общем, эту поездку осилят молодежь и люди среднего возраста. Остальным — не советую. После автобуса мы сутки отходили.
В целом же маршрут у автобусной группы получился очень долгим (до полутора суток) и более затратным (по 14 000 рублей на каждого). И жутко утомительным! Позарившись на относительно низкую цену за место — 5,5 тысяч рублей, горемыки сделали главный вывод: перед покупкой билетов на автобус следует потратить хотя бы день на изучение маршрута, узнать время в пути, обратить внимание на рейтинг перевозчика, и, конечно, проштудировать отзывы реальных пассажиров.
Самолет до Сочи, электричка и такси
«Сочинская» группа наших друзей прибыла на общую встречу у моря в приподнятом настроении. У них был перелет Москва — Сочи с ночевкой в Адлере, а далее электричка до Краснодара и такси до Крыма.
— Перелет от Москвы до Сочи и размещение в хостеле в Адлере только усилили в нас жажду приключений. Мы все расположились в одном номере. Так вышло дешевле — 1000 рублей за одного человека. Условия были очень хорошие. Нам даже выдали светлые халаты, тапочки и магнитный ключ от номера, – рассказывает возглавлявшая группу Тамара. — Было чисто, тихо, уютно, с претензией на роскошь.
Я проснулась в 4 утра, вышла на улицу, взяла через приложение электросамокат и больше часа колесила по городу. Район сам по себе приятный, особенно когда город еще спит. Можно слушать тишину и щебет птиц. В разгар дня, как оказалось, здесь все кишит людьми. Удивила низкая рыночная цена на абрикосы — всего 120 рублей за кило. Потом мы поспешили на утреннюю электричку «Ласточка» от Сочи до Краснодара (билет стоит 1289 рублей, купили и оплатили билеты через сайт компании-перевозчика заранее, причем с выбором мест!).
Экспресс шел 4,5 часа. В поезде нам даже удалось часок поспать. У ж/д вокзала нас уже ожидало такси. С водителем через знакомых мы договорились заранее. Неизвестные фирмы предлагали нас довезти до Крыма за 8000 рублей, но дорога от Краснодара в Крым сложная, есть участки серпантина. Не хотелось доверять незнакомому человеку свои жизни.
Проверенный водитель — крымчанин Роман — довез нас до места за 6 часов. Мы выложили за поездку 10 000, все остались довольны. К слову, на этом пункте затрат можно значительно сэкономить, если сесть на рейсовый автобус. По времени мы на него не успевали, а следующий шел слишком поздно. Вообще самый быстрый автобус от Краснодара до Крыма идет примерно 8 часов. Цена билета на рейсовый автобус от Краснодара до Судака — от 1500 рублей. За ту же цену ходят автобусы до Симферополя.
Что почем в сейчас в Крыму
Как вы думаете, чего жаждет душа замученного делами горожанина, оказавшегося в Крыму? Конечно, положительных эмоций, хорошей погоды и теплого моря. Температура воды в море — 24 градуса. После наших мытарств мы получили все вышеперечисленное в достатке. Наша дружная компания осела на юго-восточном побережье, где открывается умопомрачительный вид на Генуэзскую крепость. Но и здесь мы опять разбились на группы. Трое расположились в палатках в районе мыса Меганом. Остальные разместились в пансионате на берегу моря и в частном секторе.
Сейчас минимальная цена одного места в стандартном номере в оздоровительном комплексе на берегу моря в районе г. Судака с питанием «шведский стол», лечением, огромным парком и бассейном — 3500 рублей на человека. Номер класса «люкс» обойдется в 2 раза дороже.
В частном секторе сегодня можно снять маленький домик с кухней, санузлом, кондиционером, стиральной машиной, Интернетом в 10–15 минутах от моря за 1500–2000 рублей в сутки на двоих с ребенком.
В городе есть точки, куда фермеры привозят свою продукцию очень высокого качества (дегустировала лично). Так, 3- литровая банка молока (из них 1/3 — настоящие сливки) стоит 200 рублей, творог и густая сметана — 250 рублей за килограмм. Огромный пучок зелени, который еле умещается в руке, можно купить за 15–20 рублей.
Цена розовых помидоров — 70 рублей, огурцов, кабачков — 20–30 рублей. Клубника уже почти сошла, а в сезон стоила 80–100 рублей, много черешни по 70–80 рублей за кило.
Цена на персики и абрикосы начала падать. Сейчас их можно взять за 150–170 рублей, а в июле прогнозируют 80–100 руб. за кило. В городе много шелковицы, она здесь водится в огромных количествах. Ее можно собирать бесплатно ведрами. Во дворах многоэтажных домов встречаются вишневые деревья с крупными плодами и даже сладкие абрикосы. Их можно спокойно собирать, никто слова не скажет. И это не считая того, что в окрестных горах много лечебных трав и диких ягод.
Я много разговаривала с местными жителями, которые удивляются, что в этом году совсем нет отдыхающих.
— Я сдаю жилье в квартире и частном доме. В прошлом году в это же время число отдыхающих зашкаливало. Я не успевала убираться, спрос был огромный, — рассказывает крымчанка Ольга Воропай. — В этом году все по-другому. Самолеты не летают, поезда переполнены, кто-то просто боится ехать. Найти желающих на размещение стало сложнее. Пляжи у нас наполовину пустые.
Охранник пансионата Анатолий: «К нам не едут, потому что боятся. Люди верят слухам, а они не соответствуют действительности. Мне знакомые звонили из Свердловска, Перми, спрашивали: «У вас там что — Джанкой разбомбили?», «Правда, что в Керчи и Армянске готовят теракты?». А я им отвечаю: «У нас все спокойно!»
Продавцы на рынке Максим и Анна: «За все время, что мы живем в Крыму, ни разу не слышали ни одного хлопка. Даже в прошлом году наши вертолеты летали чаще, чем сейчас. Уже весной появились редкие отдыхающие. Женщина с малышом как-то рассказывала, что вначале муж был против поездки в Крым. А ближе к лету передумал и не пожалел. Они довольны. Первые дни, когда люди приезжают, ходят, присматриваются. Потом понимают, что здесь течет спокойная жизнь, начинают отдыхать по-настоящему».
И это действительно так. Владельцы развлекательных заведений хватаются за голову: народу нет, можно прогореть. Но все же продолжают зазывать посетителей, приманивая разными «плюшками» — недорогими мороженым, кофе и сладкой кукурузой.