Наступивший год на ТВ начался с сенсации — были закрыты такие «проверенные временем» программы, как «Смехопанорама», «Утренняя почта» и «Сам себе режиссер». Началось время перемен? Да пора бы. Ведь сегодня число каналов не поддается подсчету, а мы жалуемся на скучный контент и все чаще ищем что-то для просмотра в сети. А еще в тренде цифровизация. Позволит ли она ТВ избыть старые проблемы, возродиться и к каким шагам принуждает? Пытаемся разобраться.
Телевидение переживает непростые времена, это известно всем. Обсуждению проблем и форматов современного ТВ был посвящен ежегодный бизнес-форум для кабельных и спутниковых операторов, организованный АО «Первый канал. Всемирная сеть». Это мероприятие уже не первый год становится одним из важнейших событий медиаиндустрии, объединяющим операторов кабельного и спутникового телевидения, лидеров индустрии, чиновников и авторитетных экспертов в области телерадиовещания. Главные темы форума определила сама жизнь: эксперты анализировали, как сказывается цифровизация на профиле рынка, новые преимущества для операторов и зрителей и, конечно, реальные перспективы развития ТВ.
Колосс пошатнулся. И понял это сам
Отсидеться, почивая на лаврах, уже не получится — это понимают все игроки. Зрители стали избирательнее, жестче, в хорошем смысле избалованнее: их мало интересует телевизионная «кухня», но они придирчивы к качеству предлагаемого им продукта, благо проблем с выбором у них сегодня нет. А вот у телевизионщиков они есть — конечно, другого рода. Телевидение долго было непотопляемым колоссом, жирующим на баснословных прибылях от рекламы. Но это время кончилось. Самой острой была на форуме дискуссия на тему «Развитие медиаотрасли в современных условиях», открыл которую заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин. Сегодня, по его словам, телевидение, телеоператоры и производство друг без друга существовать не могут.
— Просто вспомним о том факте, что свыше половины пользователей сегодня приобретают телевизионный контент при помощи операторов. Но без тех, кто производит телевизионный продукт, бизнес операторов, по сути, окажется не при делах, потому что им просто нечего будет предлагать. И главным драйвером, конечно, являются телевизионные каналы.
Но каковы же сегодня основные тенденции развития медиаотрасли? Алексей Волин сосредоточил внимание на трех пунктах. Первый — с безумной скоростью растущая конкуренция. Причем, отметил Волин, количество игроков в области производства контента сегодня значительно превышает количество зарегистрированных СМИ.
— Мы понимаем, что на рынок приходят новые люди, не всегда зарегистрированные как СМИ, и не всегда они являются классическим телевидением. Это могут быть индивидуальные блогеры или иностранные площадки, находящиеся за пределами российской юрисдикции. Но они оттягивают на себя время наших людей, а главное — деньги с рекламного рынка.
Подобное «вмешательство» в экономику уже измеряется круглыми суммами. Только подумайте! По словам Волина, блогеры уже оттягивают из телеказны от 10 до 15 миллиардов рублей в год. Задумайтесь! Эти цифры сопоставимы с объемом рекламы на всех радиостанциях Российской Федерации!
— Причем эти 10–15 миллиардов не дополнительные, они не образовались сами по себе, они перераспределились из тех рекламных бюджетов, которые пришли на рынок, — подчеркнул Алексей Волин. — Следовательно, их недополучили те люди, которые профессионально считают себя представителями индустрии, которая производит контент.
Телевизионщики отлично понимают — это брошенный им в лицо вызов. И удержать пользователей им поможет только одно — контент, по-настоящему интересный и конкурентоспособный.
Контент на царство!
Принцип «content is king» (контент — король, англ. — «ВМ»), на который ссылался Алексей Волин, сегодня выполняет сразу две функции: удерживает аудиторию и позволяет расширить рынок платных сервисов, потому что тут опять-таки без операторов не обойтись.
— Мы понимаем, что количество игроков и едоков больше, чем в состоянии прокормить рекламный рынок. И поэтому, если наши медийные представители не начнут дополнительно к рекламе продавать контент и расширять линейки коммерческих услуг, что невозможно сделать без участия операторов, то на рынке все не выживут.
«На рынке и так все не выживут…» — прошелестело эхом по залу. Констатируем печальный факт: в регионах уже закрылось немало телеканалов. Не самых больших игроков на медиарынке, но все же.
— Это бизнес, а в нем всегда кто-то умирает, поскольку не выдерживает конкуренции, — говорил Волин. — И в последние годы у нас количество участников рынка было значительно большим, чем мог прокормить рынок. А цифровизация обострила конкуренцию по целому ряду направлений. В регионах прежде всего начинает уходить сетевое партнерство. Потому что, когда каналы пришли в кабель, на спутник и в цифровой эфир, то в местном партнере региональной телекомпании просто отпадает необходимость. А ведь это и рабочие места в том числе...
История перемен вершится на наших глазах — телемонстр оказался раздираем внутренними противоречиями и не так тверд в отношении жестких требований рынка. Но ноги стали подкашиваться, и теперь он спешно осваивает новые правила игры. Выигрывает тот, кто усваивает их первым.
Придется подружиться
На самом деле цифровизация сказалась не только на региональных каналах.
— Мы считаем, что главным результатом цифровизации стало серьезное возрастание конкуренции, в том числе и конкурентной борьбы между 20 телеканалами, получившими широкое распространение. Потребитель от этой конкурентной борьбы, вне всякого сомнения, выигрывает. Хотя каналам, конечно, стало сложнее и в чем-то, наверное, хуже, — заметил Алексей Волин. — Но мы понимаем, что в условиях усиливающейся конкуренции каналы будут находить «свое лицо». Ясно одно: модель телеканала как универсальной кинобудки сегодня не работает. Телевидение должно быть событием! Что не означает, что в нем не должно быть кино и сериалов. Очевидно, на наших глазах, возрастает роль онлайн-платформ. Все это еще больше обостряет конкуренцию, но опять-таки оборачивается бонусом для зрителей. Ведь сегодня заказчиками контента являются не только телеканалы, но и интернет-гиганты — типа «Яндекса», и некоторые крупные игроки — МТС, Ростелеком.
— По сути, мы наблюдаем вторжение братской индустрии на территорию телеканалов, — подметил Алексей Волин. — Понятное дело, что со своей стороны каналам тоже в какой-то момент нужно будет отвечать на этот вызов, и скорее всего, крупным телеигрокам придется объединять свои усилия, координироваться и, может быть, предлагать ряд тех услуг, которые сегодня оказывают их кабельные операторы.
То есть у телемонстров нет иного выхода, кроме как заняться спасением друг друга? — То, где мы будем через энное количество лет, — это совсем другая реальность. И связано это с тремя, на мой взгляд, факторами: монополией на развлекательный контент и на охват.
Третье вытекает из первых двух — для контента нужен талант, — рассуждал гендиректор АО «Медиаскоп» Руслан Тагиев. — Модель, на которой телерынок в большинстве своем был построен, то есть контент и любого рода эфир снимается за счет денег, которые были собраны по рекламной модели, — в прошлом.
Итак, они засуетились... Но потребитель был и останется в выигрыше от битвы, ведь она провоцирует улучшение контента. А то, с каким жаром телевидение противостоит напору сети, говорит о том, что умирать оно не собирается.
В ТЕМУ
Стало известно, что «НМГ Студия» вместе с компанией «Арт Пикчерс Вижн» при участии продюсера Сергея Кальварского готовят к производству в 2020 году два новых проекта эксклюзивно для онлайн-сервиса more.tv. Подчеркнем: эксклюзивно! И обратите внимание, для какой платформы! А теперь посмотрим, что это за кино.
Первый сериал — криминальная драма «Фишер» — описывает историю советского и российского серийного убийцы Сергея Головкина, носившего такое прозвище. «Работал» Фишер с 1986 по 1992 год в основном на территории Одинцовского района Московской области. Его жертвами стали 11 подростков. «Одинцовский маньяк» был приговорен к последней в истории России смертной казни — расстрелу.
Команда во главе с Сергеем Кальварским, являющимся автором идеи и сопродюсером проекта, вместе с Натальей Капустиной активно ведет работу над созданием сериала, в том числе изучением подлинных событий прошлого. Главным консультантом выступает прямой участник произошедшего Валерий Костарев — следователь по делу Фишера.
События сюжета второго проекта — он называется «Федерация» — разворачиваются в начале нулевых. Это история создания и обрушения одной из самых известных и крупных компаний России. Восьмисерийный фильм в жанре драмеди покажет скрытую от большинства из нас сторону жизни и работы огромной корпорации и первых в России людей, зарабатывающих миллиарды. Резко обрушившийся колоссальный успех, большие деньги и чувство безграничной власти сформировали модель тоталитарной секты внутри самой организации. Как говорят создатели сериала, «личная коммуникация с непосредственными участниками событий и, как следствие, получение уникальных подробностей позволяют добиться достоверности не только фактов, но и характеров персонажей и важных, ранее неизвестных деталей». Генеральными продюсерами обоих проектов выступают Федор Бондарчук, Вячеслав Муругов и Сергей Кальварский.
И вот вопрос: согласитесь, ведь с ходу «зацепили» оба сюжета? А что противопоставит данному контенту ТВ?
Не спешите его хоронить!
Лили Шерозия, маркетинг-директор канала ТВ-3:
— Люди в метро стали меньше читать книги, сегодня больше предпочитают телефоны. Раньше мы брали с собой в дорогу еду «на вынос», а сейчас можем взять и сериал: начать смотреть дома, а досмотреть уже в транспорте. В целом, видео стали смотреть больше, но теперь не только в телевизоре. Но не спешите его хоронить! Телевидение не умирает — оно меняется, сохраняя свои преимущества. А их тоже немало.
Во-первых, телевизор освобождает зрителя от мук выбора. Ведь телик, как бы вы к нему ни относились, — это тонна классных и, что важно, бесплатных программ, фильмов и сериалов, уже отобранных для вас опытными редакторами и разложенных по тематическим полочкам-каналам: здесь — программы для детей, здесь — семейные драмы, тут — комедии, там — боевики, а еще есть новости, спортивные трансляции, программы про животных и так далее. Чего только нет! Случалось ли вам когда-нибудь убить целый вечер в попытках понять, что же посмотреть? А если делали этот выбор с кем-то еще, то знаете, что это мучительнее вдвойне. Телевизор позволяет вам откинуться на спинку дивана или кресла и получать удовольствие. Он не «напрягает».
Эфирная сетка ТВ специально построена так, чтобы сопровождать вас в течение дня. Расписание утренних программ — напоминание: с ним ты точно знаешь, когда уже пора садиться за стол, а когда — выходить из дома. Днем телевизор помогает скрасить домашние дела. Телевизор простит, если вы отвернетесь от него, он все понимает. Попробуйте пропустить хоть одну сцену или даже реплику из современного сериала — и все, потеряете интригу, упустите сюжетную линию, придется перематывать обратно. Телевидение идеально подходит для фонового просмотра. С телевизором так можно, с другими видами контента — далеко не всегда. При этом телевизор не обязательно должен оставаться дома. Он может быть вашим верным спутником и в метро, и в пробке — где угодно, подстраиваясь под вас, учитывая ваш дневной ритм, все так же освобождая от мук выбора.
РЕПЛИКА
Дело не в технологиях, дело в контенте
Глеб Бугров, юнкор «ВМ»:
— Совсем не заметил, как из моей речи пропало слово «телевизор». Можно ведь сходить в кино или, на худой конец, откинуться в кресле перед экраном компьютера и в режиме марафона залипнуть в сезондругой сериала. Очень удобно: не нужно подстраивать планы под сетку вещания, да и ждать рекламы, чтобы налить чайку. Захотелось лениво размять мозги — берешь иностранный сериал, включаешь оригинальную озвучку, и вот ты уже практикуешь язык.
Мои знакомые, кстати, тоже постепенно перестают смотреть что-либо по телевизору. Лучшая подруга последний раз включала «ящик» два года назад, когда в новогоднюю ночь шла премьера очередного сезона ее любимого сериала. Старший брат так и вовсе — все смотрит на телефоне, пока едет на работу. Проблем нет, просто один «голубой экран» сменился другим, более удобным и совершенным. Да и крупные телеканалы создают сайты, где можно включить прямой эфир или посмотреть, что хотелось, в записи.
Между тем механизмы фабрики развлечений остались прежними: родители все так же отвлекают капризных детей мультиками, большинство подростков, что греха таить, предпочтут «глянуть смешное кинцо», нежели прочесть даже очень интересную книгу. А каждый ли взрослый променяет любимое шоу на поход в театр субботним вечером? Сегодня интернет, социальные сети и компьютерные игры часто обвиняют в тлетворном влиянии. Вспомните: лет десять — пятнадцать назад «крайними» были телевизор и агрессивная музыка.
Но по сути, как говорится, хрен редьки не слаще. Массам все больше нужны «движущиеся картинки», клипово мелькающие перед глазами. Вместо строк, на которых нужно остановить взгляд, раскачать мозг и хоть немного подумать, о чем хотел сказать автор… Так может, дело не в технологиях, а все-таки в контенте? Шоу, заставляющие меня думать, «что такое хорошо, а что такое плохо», как стоящая книга, я бы посмотрел.