Сегодня в постоянной рубрике «Внутренний туризм» мы рассказываем об одном из прекрасных городов России — Владимире. Город, где сохранились старейшие постройки на территории нашей страны и куда обязательно нужно поехать, чтобы посмотреть на достопримечательности своими собственными глазами. Здесь можно прикоснуться к истории, ощутить неспешное течение жизни и величие эпохи, на которую пришелся расцвет Великого княжества Владимирского.
Есть такие города: в них приезжаешь впервые в жизни, но неожиданно для себя ощущаешь какое-то уютное умиротворяющее счастье, словно после долгой изнурительной дороги вернулся к самому себе. Будто всю свою жизнь именно сюда и шел, именно это искал и вот... нашел. Что-то свое, родное, настоящее, где совершенно без причины хорошо и легко на душе. Есть мнение, что такое влияние определенных мест на человека связано с его глубинной памятью, которая, к сожалению, не может пробудиться в шумном мегаполисе, среди современной архитектуры, в сумасшедшем ритме. Чтобы достучаться до этих мнемоглубин, нужен особый ключ — некий триггер, который запустит механизм возвращения к истокам. Такое место, где столичный житель чувствует себя вернувшимся домой, освободившимся, — старинный русский город Владимир.
«А почему именно Владимир? Кажется, обычная ведь российская провинция. Что там смотреть?» — скажет кто-то. Это поверхностное суждение человека, воспитанного сериалами и ток-шоу, вскормленного интернет-коучами и тревел-блогерами, которые тратят на посещение одной страны сутки или двое. Древние русские города — это иная эстетика. Совершенно особая энергетика. Во Владимире можно найти и итальянскую готику, и живописные образы, не уступающие по своей выразительности картинам Возрождения, и храмы намного старше Сикстинской капеллы или базилики Святого Петра. И что самое главное — это настоящее, подлинное, то, к чему можно прикоснуться рукой и ощутить пульс времени. Из столицы во Владимир сегодня ходят пригородные «Ласточки» и «Стрижи». Времени, которое тратится на путешествие по железной дороге, хватит разве что на короткую неглубокую дрему, так быстро удается прибыть из современной столицы в древнюю. От самого вокзала видны купола Успенского собора. Можно смело двигаться в их направлении, поскольку все самое интересное, как и во многих провинциальных городах, здесь расположено очень компактно. Так, во Владимире большинство достопримечательностей находится как раз рядом с Успенским собором. Куда же податься в первую очередь? Осмотреть два парка, расположенных по обе стороны от собора, из которых открывается отличный вид на реку Клязьму? Идти сразу в Успенский собор или сделать крюк в сторону Золотых ворот, до которых рукой подать? А может, сначала в Дмит риевский собор, украшенный причудливой каменной резьбой? Можно начинать с любого места. И везде будет хорошо и интересно.
Собор прегордого князя
Итак, Успенский собор. Его возраст приближается к девяти векам! За 860 лет стены его видели события и людей, о которых мы читали в школьных учебниках истории. Это одно из самых древних каменных строений на территории нашей страны. Собор большой, но не давит своим величием. Построил его князь прегордый — Андрей Боголюбский, который был вторым сыном основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого, рожденный в браке с дочерью половецкого хана Аепы. От родителей унаследовал он взрывной темперамент и характер, который мешал ему, как сказали бы сегодня, быть терпимым к чужим мнениям. По мнению доктора исторических наук профессора Игоря Данилевского, князь Андрей Юрьевич поссорился со своими боярами и вовсе из Владимира уехал, переселившись в построенную для этого резиденцию в селе Боголюбове. Свое княжество он замыслил как место пребывания Богородицы на земле, потому тут все посвящено Матери Христа: и главный собор княжества, и церкви в резиденции. Даже икону князь Андрей перенес из Вышегородского монастыря ближе к себе. Сегодня мы называем этот образ Богоматерь Владимирская — одна из самых почитаемых православных святынь. Место для собора выбрано идеально. Он стоит на возвышенном месте над Клязьмой. Вероятно, в древние времена блики солнца на его куполах были видны далеко жителям окрестных сел. Сегодня вместо них кварталы новостроек. Снаружи Успенский собор притягателен негромкой, уверенной в себе древнерусской красотой. Белые стены почти без украшений, кроме пояса небольших колонн. Внутреннее убранство храма несравненно богаче. Здесь подлинные фрески одного из величайших гениев живописи, которых когда-либо рождала русская земля, — Андрея Рублева.
Фреска «Страшный суд» написана на склонах свода центрального нефа собора. Невероятно, но, оказавшись на равном расстоянии между сводами, ощущаешь 3D-эффект! Будто сам ты на страшном суде, а судьи — апостолы и ангелы со всех сторон. То, чего мы добиваемся сегодня с помощью современных технологий, стоящих миллионы, наш предок-гений сумел сделать, имея лишь краски и уникальный талант. Конечно, это не страшный суд Микеланджело, где фигуры святых и грешников, ожидающих суда, изображены с крупными, хорошо выписанными мускулами, но по своему художественному воздействию фрески Рублева ничуть не хуже. Головы его апостолов и ангелов индивидуальны. Не отступая от канонов церковной живописи, он придает каждому лицу множество эмоциональных оттенков: задумчивость, сострадание, спокойное созерцание торжества Христа, которому уготован трон. Можно бесконечно рассматривать лица апостолов и каждый раз находить что-то новое, какие-то невидимые раньше черты. И в этом созерцании — пульс истории. Мы видим те же изображения, что и люди, жившие четыре и пять веков назад. И это не Флоренция, не Милан, не Ахен, а свое, родное! «Вот оно! Простота без пестроты!» — вспоминаются слова инока из фильма Андрея Тарковского об Андрее Рублеве. Фреска и ее расположение в пространстве на нас нынешних, пресыщенных яркостью красок мира, производят огромное эмоциональное впечатление. В залах Третьяковской галереи тоже есть работы Рублева, но видеть их в церкви — это ощущение, не похожее ни на что.
Львы, грифоны и святые воины
Недалеко от Успенского расположен Дмитриевский собор. По размерам он настолько невелик, что, кажется, мог бы целиком поместиться внутри Успенского. Храм назван в честь святого-воина Дмитрия Солунского. Стены украшены богатейшей каменной резьбой. Невероятно свободной была фантазия древних мастеров: тут и изображение царя Давида, и образ князя Всеволода Большое Гнездо, при котором собор был возведен. Он восседает в окружении разных героических зверей: львов, барсов, грифонов. Многие изображения историки затрудняются интерпретировать. Но точно известно, что рядом с царем Давидом изображен Александр Македонский, которого возносят на небо грифоны. Обильно нарезаны диковинные растения, ветви некоторых расположены так, что образуют символы, например «живицу», означающую торжество жизни. Все вместе это должно было изображать райский сад. Вокруг храма можно обойти несколько раз, продолжая всматриваться в изображения святых князей, словно пытаясь разгадать какой-то ребус, оставленный нам предками. И это ничуть не слабее скандинавского или кельтского орнаментов, так любимых современной попкультурой. Разумеется, ехать во Владимир и не посмотреть Боголюбово и храм Покрова на Нерли глубоко ошибочно. Как приехать в Петербург и не дойти до Невы или в Москве не найти Красной площади. Тем более Боголюбово очень близко. На машине — 10 минут, ну а на коне, вероятно, несколько часов пути. Как раз чтобы не сильно беспокоили. Ведь именно этого желал Андрей Боголюбский.
Маленькая Италия
В отличие от стран Западной Европы у нас не сохранилось каменных замков, лишь несколько крепостей-кремлей. Так что дворцовый комплекс в Боголюбове уникален. По тому немногому, что дошло до наших дней, мы можем судить о его былом великолепии. Князь Андрей Юрьевич желал создать для себя резиденцию, равной которой не было бы на Руси. Потому на помощь своим мастерам пригласил итальянцев. И те приняли предложение князя и отправились во Владимирское княжество. — Открытые при раскопках 2018 года части собора дали новый материал для заключений как о плане собора Рождества Богородицы XII века, так и о происхождении владимиро-суздальской архитектуры в целом. Теперь мы понимаем, что с высокой степенью вероятности в строительстве этого храма участвовали мастера из Северной Италии — из Ломбардии и Эмилии-Романьи, — рассказал «ВМ» член-корреспондент РАН Владимир Седов. Как сообщает Институт археологии РАН, в 2015 году были найдены ранее неизвестные элементы постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: найденные декоративные особенности позволили предположить, что храм на владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии. Вот так всего в полутора часах езды от Москвы можно прикоснуться не только к русским, но и к итальянским древним шедеврам архитектуры и живописи. Явное иностранное влияние историки видят в полуколоннах на стенах храма в Боголюбове, дополненных по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике СанМикеле в Павии. Где-то здесь, в галереях собственной резиденции, князь нашел свою погибель от рук ближайших соратников. Спустя столетия его облик был восстановлен по черепу антропологом Михаилом Герасимовым. Острые скулы и немного суженные глаза князя Андрея — как раз половецкий след, привнесенный его матерью. Во многих Рюриковичах будут потом проявляться эти внешние черты.
Осколок Атлантиды
Не может быть и речи о том, чтобы не побывать в церкви Покрова на Нерли. Описывать все ее великолепие бессмысленно — силуэт храма разошелся миллионными тиражами на страницах книг, полотнах картин, фотографиях. Церковь Покрова сегодня — словно осколок Атлантиды, смытой ураганными штормами исторических эпох. От нее почти ничего не осталось, но свое бытие, материальное и духовное, мы строим еще на ее фундаментах. Историки установили, что во времена, когда церковь была построена, она стояла на обрамленной белым камнем набережной, где была устроена пристань для речных судов, а от реки ко входу вели каменные ступени. Сегодня мы можем видеть только церковь. Но она абсолютно та же, что и полтысячи лет назад. Те же стены, та же резьба, те же совершенные формы. Одиноким паломником, прибывшим издалека, или старцем, решившим уйти в дальние скиты, предстает сегодня перед нами Покров на Нерли. Он словно заблудился или был кем-то забыт случайно или, наоборот, оставлен в назидание потомкам. Уже только ради того, чтобы прикоснуться к тайнам сотен лет, стоит хотя бы на день поехать во Владимир. Древнюю столицу русских земель.