Борьба «православной общественности» против еще не вышедшего на экраны фильма Алексея Учителя «Матильда» дала радикальному движению «царебожников» повод напомнить о себе. Едва ли «хэдлайнер» этой борьбы депутат Поклонская полностью разделяет идеи «царебожников», но ее представление о «безгрешности» царя вполне им соответствует.
Поклонская и «экстремизм»
О «Матильде» за последние месяцы сказано и написано столько, что нет смысла напоминать немудреный сюжет этой картины. Основной пафос протестов экс-прокурора Крыма и полумифических «100 000 православных», письма которых у нее якобы имеются, состоит в том, что предметом их религиозной веры (?!) является хранение Николаем II девственности до брака, что, по идее, должно исключать наличие у него полновесного романа с балериной Матильдой Кшесинской, которому, собственно, и посвящен фильм. Собственно, наличие такой особой, отличной от ортодоксальной «веры в царя» и является главным признаком причастности Поклонской и ее единомышленников к «секте царебожников», если выражаться языком признанного в РПЦ МП авторитета по «сектам» профессора Дворкина.
С точки зрения ортодоксального православного вероучения, «нет человека, который бы жил и не согрешил». Единственным безгрешным за всю историю человечества является Иисус Христос, в котором человеческая природа соединилась с божественной.
В Московском патриархате его почитают как страстотерпца, уподобляя, таким образом, его подвиг двум самым известным страстотерпцам русской истории — юным князьям Борису и Глебу, сыновьям св. Владимира, крестителя Руси, принявшим смерть от своего вероломного брата без всякого сопротивления. Официальная церковь никоим образом не отрицает, что царь грешил в течение своей жизни, в том числе и до брака, что он допускал ошибки в управлении государством, и подчеркивает, что почитает его не за это. У Поклонской же и ее единомышленников противоположная точка зрения: любое упоминание о грехах царя, особенно же их «смакование» в произведении искусства, оскорбляет «чувства верующих» (см. ст. 148 УК РФ).
Действия и высказывания Поклонской вызывают у церковного руководства раздражение не только потому, что они противоречат вероучению, — на это как раз, пожалуй, мало обращают внимания. Главная проблема — ее гротескный стиль и безответственные высказывания, не только превращающие почитание царя в фарс, но и создающие серьезные репутационные проблемы для РПЦ (в том числе для патриарха). Полбеды, когда Поклонская к месту и не к месту ходит с иконой Николая II, провоцируя потоки карикатур в соцсетях, или заявляет о «мироточении бюста» царя, которого на самом деле не было.
Совсем другое дело, когда она от имени церкви сообщает об отлучении от причастия на полгода всех чиновников, посмотревших рабочую версию «Матильды». А среди этих чиновников и председатель Госдумы, и глава администрации президента… Портить с ними отношения из-за какого-то фильма Московская патриархия совершенно не намерена — и ей приходится официально опровергать фантазии Няши. Удивительно, что этому политическому персонажу «крымского призыва», склонному к мистификациям, вообще еще кто-то верит — после всех этих историй с «цитатами из Суворова» или с мужем, который сначала был, а потом, когда дело дошло до декларации о доходах, его уже не было.
Трудно не заметить, что официальная церковь никак не участвует в борьбе с «Матильдой». Подобно борьбе с ИНН или новыми паспортами, популярной среди православных в прошлые годы, она полностью отдана на откуп плохо контролируемой и малоструктурированной «православной общественности». 1 августа в разных регионах страны прошли «молитвенные стояния» против «Матильды», но ни одно из них не получило официального благословения местного епископа. Даже представители приходского духовенства на «стояния» почти не заглядывали. Исключение тут представляет московское «стояние» во дворе храма Воскресения в Кадашах, куда пришло несколько священников. Но не пришла сама Поклонская, которая не только перед камерами пообещала на «стоянии» быть, но и официально пригласила на него своего главного оппонента — режиссера Учителя. Уже после того, как «стояние» началось и общественность кинулась искать депутатшу, выяснилось, что как ни в чем не бывало главный борец с «Матильдой» укатила в Крым.
Вернувшись из Крыма, неугомонный депутат вновь включилась в борьбу. 10 августа она пригрозила Министерству культуры, выдавшему «Матильде» прокатное удостоверение, …преследованием за экстремизм. «Теперь у прокуроров, — со знанием дела заявила экс-прокурор Крыма, — появилась прекрасная возможность привлечь должностных лиц Министерства культуры за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности, за нарушение других положений регламента». Вообще, если развивать логику Поклонской, «за экстремизм» можно привлечь всех российских чиновников, включая президента. Ведь в свое время прокурор Крыма сделала заявление о том, что отречение Николая II от престола в 1917 году «не имеет юридической силы», а значит, Россия по-прежнему империя и монархия, а всякие сторонники президентской республики или федерации подрывают основы самодержавного строя.