Октябрь, по данным российской полиции, давно стал ежегодным праздником пригородного криминалитета. Это настоящая страда для воров и грабителей, от которых, как выясняется, обывателям спасения нет. А ведь нас, миллионы дачников, нужно и можно защитить!
В прошлом году в Подмосковье в октябре правоохранители фиксировали больше десятка краж ежедневно. «Обносили» в основном коттеджные поселки среднего достатка и победнее, дружно пустеющие с середины осени до поздней весны, не обес-печенные на межсезонье дорогостоящей охраной. Из домов, бань и сараев воры тащили все мало-мальски ценное, особо налегая на садовую технику и электроинструмент — для последующей продажи через Avito. Изредка заезжающие проведать свое добро хозяева узнавали о несчастье с опозданием, когда осенние дожди смывали все следы. Да, собственно, кому эти следы интересны? Полиция если и приезжала, то больше для вида: сочувствовала, просила «войти в положение», объясняла причину криминального бума падением доходов окрестного населения, помноженным на коронавирусную безработицу. Дачники-неудачники разводили руками — действительно, что тут сделаешь? И вот снова октябрь, и ситуация повторяется.
Есть и другая статистика — не пригородная, а городская. В прошлом году количество квартирных краж в Москве упало почти на четверть. Ныне снижение продолжилось, за январь — август еще на 15-20%. Аналогичная тенденция и в других российских городах, особенно крупных. Учтем, в этой сфере тоже есть свои приливы и отливы. И если воры-«дачники» всегда активизируются осенью, то для городских домушников авральным сезоном считается лето, когда пустеют квартиры отпускников. Например, в Москве, согласно полицейской статистике, в весенне-летний период совершается не менее 37% квартирных краж. Лето 2020 года не было исключением — в тот год на отпускной сезон пришлось около 40% обворованных столичных квартир. Но самих квартирных краж в Москве стало меньше в разы.
О причинах поговорим позднее, а пока из городов вернемся к дачной криминальной статистике, которая на убыль не идет. В Московской области в год фиксируется около 3 тысяч дачных краж — и это с учетом, что официальные заявления в полицию пишут не больше половины обворованных. Во многих регионах вообще не ведется отдельной статистики по таким кражам — они зачисляются в графу «имущественные преступления». Так, в Тульской и Калужской областях пресса периодически сообщает о новых сериях дачного воровства как о чем-то привычном и неизбежном, как весенний разлив реки или гололед на дорогах. В Саратове в середине октября местная полиция привычно информирует население об окончании дачного сезона и просит вывезти из летних домиков ценное имущество. Хочется спросить: почему же стражи порядка не могут обеспечить сохранность имущества дачников? Не хватает людей? Однако насыщенность нашей страны полицейскими зашкаливает: один охраняет всего 240 россиян, хотя в США — 407, в Китае — 513, в Канаде — 533...
Еще любопытнее другое: повсеместно службы защиты правопорядка требуют, просят, чуть ли не умоляют дачников ни в коем случае не покушаться на жизнь и даже «не навредить» ворам, желающим украсть их имущество. Не устанавливать на дачах капканы, электропровода под напряжением, самострелы — за это хозяевам, а не ворам грозит тюрьма! На одном из правоохранительных сайтов я нашел инструкцию, как должны вести себя хозяева дачи, если услышали, что в дом забрались воры.
Вот эти бесплатные советы: «Спасайтесь бегством. Как только окажетесь в безопасности, позвоните в полицию, чтобы получить помощь... Если убежать невозможно, спрячьтесь в ближайшей комнате или чулане с запирающейся дверью... Ведите себя как можно тише, чтобы вас не обнаружили. Постарайтесь не издавать ни звука. Позвоните в службу экстренной помощи (102 или 112) и сообщите, что в вашем доме находится грабитель, а потом не подавайте голос... Если у вас есть охотничье или пневматическое оружие для самообороны, достаньте его, если решите защитить дом. Можно крикнуть злоумышленнику, что вы вооружены, однако имейте в виду, что у вора, скорее всего, тоже есть пистолет. Несмотря на то что вы можете выстрелить в вора в целях самообороны, помните: на вас все равно могут завести уголовное дело, особенно если вы причините злоумышленнику тяжелый вред или убьете его...»
И ведь правда, могут даже посадить. В Петербурге полицейские хорошо помнят дачника, установившего у себя на участке несколько растяжек, ломавших конечности непрошеным «гостям», — сел на семь лет! В Курской области дачный вор нашел в чужом холодильнике бутыль самогона с мышьяком и выпил — и хозяин получил срок за преднамеренное убийство. И таких примеров десятки...
Понятно, авторы инструкции, советующие дачнику не сопротивляться, а сбежать из собственного дома или спрятаться, хотели «как лучше». Но почему же российские законы не обещают никакой защиты законопослушному гражданину, но пунктуально охраняют жизнь и здоровье заведомого преступника? Известный российский юрист, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук Михаил Барщевский говорит по этому поводу: «С моей точки зрения, вообще давным-давно в судебной практике нужно было бы пойти по простому и очень понятному пути, который действует во многих западных странах. Если злоумышленник вошел на мою территорию, на мой садовый участок, на мою дачу, в мою квартиру, то он преступник. Ну, я имею в виду, зашел с угрозой, а не с посылкой, не с почтой. Он поставил себя вне закона. И если я вижу у себя постороннего мужчину, то имею право по нему стрелять сразу. Иначе мы с преступностью такой не справимся, ее не победим...»
В 2017 году в Госдуму был внесен законопроект о расширении прав граждан по защите своего жилища от посягательств непрошеных гостей с агрессивными намерениями. Суть его в том, что свой дом человек может защищать всеми силами и средствами. Вторгшийся на чью-то частную территорию рискует быть убитым на месте. Хозяева уголовной ответственности нести не будут. Причем истинные мотивы визитера никакой роли не играют. Предлагая законопроект, его автор сенатор Антон Беляков напомнил, что у нас «в случае причинения вреда здоровью нападающего правоохранительные органы изначально начинают трактовать действия оборонявшегося лица как преступление. То есть рассматривают случившееся как угодно, но только не как необходимую оборону и даже не как ее превышение». В результате в год в России за превышение пределов необходимой самообороны попадают под суд 700-800 человек. В прошлом году реальные тюремные сроки получили 135 человек — за то, что «перестарались», защищая себя.
Ситуация кардинально не поменялась и нынче. Если в последнее время Верховный суд пытается изменить систему в случае, если обороняющийся защищает свою жизнь или жизнь своих близких, то защитить свое имущество лучше и не пытаться. Как говорит председатель общественной организации «Гражданская безопасность Сергей Гринин, «если к вам ночью (или днем) в дом вломились какие-то люди и говорят с порога, что „мы вас не будем убивать или калечить, мы сейчас только вынесем вещи“, то, согласно нынешней судебной практике, вы не имеете права применить к ним силу».
Однако если российская власть и правоохранительная система фактически отнимают у граждан право на самооборону, то они обязаны лучше выполнять свои функции защиты россиян, их жизни и здоровья, а также имущества.
Частично это делается, о чем свидетельствует снижение числа квартирных краж в российских городах. Началось оно в начале нулевых: в Москве в 2003 году таких преступлений было зарегистрировано 15 647, а в 2015 году — 4830. Аналитики утверждают, что таков оказался результат установки кодовых замков в подъездах московских домов, появления консьержек, замены дверей квартир на стальные. А потом в столице начался новый этап обеспечения безопасности по программе «Развитие цифровой среды и инноваций». Появилось подъездное видеонаблюдение на входных дверях каждого подъезда и дворовое — с обзором прилегающей к дому территории. Финансирование городской системы видеонаблюдения бюджет Москвы взял на себя. Примерно 200 тысяч видеокамер сделали «прозрачными» дворы и подъезды столичных домов, а сейчас ведется подключение этой сети к системе распознавания лиц. И криминалитет быстро потерял интерес к квартирным кражам, поскольку домушники перестали быть незаметными, раскрываемость таких преступлений поднялась на немыслимый прежде уровень.
А если эту практику тиражировать? В России уже нынче по всей стране установлено 15,2 млн видеокамер. Больше только в Китае (200 млн камер) и США (50 млн). Но у нас правительство только планирует создать объединенную систему «Национальная платформа видеонаблюдения» с подключением всех городских камер в России. Авторы обещают, что каждая такая камера будет самостоятельно распознавать и фиксировать инциденты и преступления, она в состоянии вести непрерывную запись, получит функцию распознавания номеров автомобилей и даже лиц. Теперь представим, что такие камеры появятся в каждой российской деревне и дачном поселке — с пристальным обзором всех улиц и переулочков. Все воришки попадут на экраны, а затем куда следует. Если, конечно, срочно не перекуются в ударников труда...
Вы спросите, кому это надо? По данным Союза садоводов России, в стране свыше 16 млн дач. По оценкам демографов, этими дачами пользуются около 40 млн россиян — почти треть населения...