9 декабря в Московской полиции создана горячая линия для принятия сообщений от граждан по нарушениям в сфере миграции. Москва — один из крупнейших мировых мегаполисов, где проживают люди разных национальностей, присутствуют различные субкультуры. Как оценивают их взаимное сосуществование социологи — рассказывает руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН, доктор исторических наук Леокадия Дробижева.
Тогда столичные жители столкнулись с массовым и быстрым притоком иноэтничных мигрантов. Это было для многих неожиданным явлением. Само появление на улицах, в транспорте тысяч внешне отличных, говорящих на ином языке людей, воспитанных в иной культурной среде, с другими привычками откровенно настораживало москвичей. Вы же, корреспонденты, газетчики, писали под кричащими заголовками: «Великое переселение народов в Москву», «Чужие захватили столицу»...
Эта ситуация совпала по времени с кризисом самосознания русских. Крупнейший народ многонациональной страны в 90-х в одночасье потерял привычные очертания границ своей страны, сменился социальный строй государства, переосмысливалась история, идеи будущего. Это действительно было очень сложное время для многих, и результаты исследований социологов отмечали тогда у наших сограждан кризис самосознания. Сегодня положение иное.
- Но разве не было и нет «великого переселения» — и не только в Москву, но и в столицы других государств мира?
- Москва развивается точно так же, как Париж, Нью-Йорк или Берлин. Большие города неизбежно притягивают и внутренние миграционные потоки, и внешние. Думаете, в столице Древнего мира Риме было по-другому? Да, в Париже тридцатилетней давности и Париже сегодняшнем совершенно разные лица на улицах, но город остается Парижем парижан. И столицей все той же Франции. Москва переживает те же явления, что и другие мегаполисы.
- У Парижа другие проблемы. Там многое запустили: новоприбывшие чуть ли не каждый год в парижских пригородах жгут автомобили и кафе. У нас совсем другая история. О чем это говорит?
- Говорит о том, что наши граждане, да и власти страны и нашей столицы регулируют ситуацию. У нас длительная история совместной жизни людей разных национальностей. Думаю, так будет и дальше. Гладко и сладко, как в сказке, не будет, но процессы регулируются и проблемы решаются. Можно делать это лучше? Безу словно, можно и нужно.
- Леокадия Михайловна, но ведь были же массовые антимигрантские беспорядки в Бирюлеве, полиция и ФМС постоянно отлавливают и высылают тысячи нелегальных гастарбайтеров. Наконец, долгое время москвичей держала в страхе этническая «банда ГTA»...
- ФМС и полиция делают свое дело. Хорошо или плохо, это другой вопрос. А социология — наука, которая в режиме реального времени отслеживает и изучает настроения в обществе. И мы, ученые, не скрываем ксенофобских настроений у части москвичей, но пока не фиксируем в Москве накопления такой «критической массы» проблем, которые способны привести к открытым массовым межнациональным конфликтам.
НЕИЗБЕЖНАЯ «ПРИТИРКА»
- Что сейчас отражают ваши исследования?
- На основе опросов населения столицы осенью 2014 года нашим Центром исследования межнациональных отношений был подготовлен доклад «О реализации задач укрепления межэтнического согласия в Москве в свете задач Стратегии государственной национальной политики». Вот цифры из него.
57 процентов горожан считают Россию «общим домом, где все народы обладают равными правами». В 1995 году этого мнения в России придерживались 65 процентов, но три года назад, в 2011-м, такое мнение высказывали лишь 47 процентов жителей страны. Значит, москвичи, несмотря на все сложности нового миграционного притока, еще неплохо выглядят. Считаю это исключительно важным: политика властей мегаполиса в области межнациональных отношений и ситуация в Москве задают тон не только в столичном городе, но и во всей стране.
Правда, практически треть москвичей оценивает межнациональные отношения в городе как доброжелательные, а большая часть — чуть более 40 процентов — оценивает их как внешне спокойные, но внутренне напряженные, напряженными же их считают 20 процентов опрошенных, а 5 процентов затруднялись с ответом.
- Это «внутреннее напряжение», которое испытывает часть москвичей, вас не настораживает?
- Это неблагоприятно, но Москва «переваривает» миграционные потоки двух последних десятилетий. История показывает, что это возможно. Арбат и Ордынка в топонимике столицы России появились после притока татарского населения, несколько Хохловских улиц и переулков — украинского. Есть еще Большая и Малая Грузинские, есть Армянский переулок... И никого из нынешних москвичей это никак не «напрягает» — привыкли. Точно так же мегаполис привыкает к новым волнам миграции.
Есть проблема в том, что люди свое отношение к приезжим инонациональным мигрантам из других стран переносят вообще на отношения к другим национальностям. Но в реальности это не так. В целом москвичи показывают достаточно высокую готовность к межэтническому общению.
Вновь обратимся к результатам опросов 2014 года. Готовы принять человека другой национальности как нового жителя Москвы почти 70 процентов, общаться как с коллегой по работе — более 60, работать с начальником иной национальности готовы 53, принять как друга — 59, а как соседа — 75 процентов. К близким родственным контактам относятся сложнее. Как супруга дочери или супругу сына готовы принять человека иной национальности 40 процентов москвичей.
- Большой разрыв между соседством и дружбой...
- Люди, воспитанные в разных культурных традициях, нередко разного вероисповедания неизбежно сначала должны привыкнуть друг к другу. Не секрет, например, что манера общения уроженцев Кавказа для большинства москвичей — слишком шумная. «Стреляющие свадьбы» пугают. А еще недавние случаи, когда на Курбан-байрам резали животных под окнами дома, — это для москвичей вообще неприемлемо.
Но с последним уже, кажется, власти и священнослужители разобрались — нет больше на открытых площадках жертвоприношений животных в Москве. Стрельба в воздух, надеюсь, тоже не будет продолжаться слишком долго...
Неизбежная «притирка» — процесс обоюдный. Мы учимся жить рядом с приехавшими в Москву в последние годы, они учатся жить с нами. Я сейчас говорю о тех, кто решил остаться в Москве навсегда. Очень много фобий в отношении инокультурных мигрантов возникало от «временщиков», приехавших исключительно на заработки. Ведь далеко не все люди приезжали и едут в столицу с целью остаться здесь жить. Те, кто намерен остаться, прямо говорят, что хотят быть москвичами, считают, что они должны знать русскую культуру, язык и вести себя соответственно нормам принимающего населения. А люди, которые не готовы остаться, чаще говорят: наши традиции для нас важнее.
Это их право. А право наших правоохранительных органов ставить их поведение в рамки российских законов. Мне очень нравится выражение: «в Риме живи как римлянин».
БОЛЬШОЙ ДОМ ДРУЖБЫ
- Наверное, надо работать со всеми категориями мигрантов — внутрироссийскими и из стран ближнего зарубежья, решившими обосноваться в Москве навсегда и «шабашниками». Что, на ваш взгляд, надо сделать в первую очередь?
- Для адаптации мигрантов необходимо создавать специальные службы как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этом отношении интересен опыт США и Германии, где в процессе адаптации мигрантов активное участие принимают представители общественности — волонтеры.
Еще крайне важно: надо активизировать работу с детьми приезжих. Им с детского сада надо показывать, как следовать нормам общественного поведения в Москве, всем — армянам, узбекам, чеченцам, азербайджанцам. Они в детских садах и школах должны общаться с русскими детьми и педагогами, от которых должны получать навык принятых у нас норм поведения.
Это обычные правила цивилизованного образа городской жизни. И самим москвичам важно показывать приезжим образцы культуры поведения, чистоплотности, ответственности за прекрасный город, в котором они живут.
- Как вы оцениваете деятельность городских властей по созданию благоприятной атмосферы в межнациональных отношениях?
- Хорошая реализованная идея — создание Дома национальностей. Там проходят встречи представителей разных национальностей, идет работа с диаспорами, представлена культурная мозаика, из которой вырастает взаимопонимание... Большая работа идет на уровне муниципалитетов. Это правильно: они ближе всего к людям.
- Сегодняшняя Москва — это новый «плавильный котел»?
- Нет. Она — «салат», в котором каждый этнический компонент важен и нужен. И есть общая скрепляющая консистенция. В нашей стране никогда исторически не проводилась насильственная ассимиляция других народов, нет ее и сейчас. Можно говорить только о приобщении представителей других национальностей к русской культуре и общей культуре страны.
- Надо ли ограничивать миграцию? По прогнозу Росстата, к 2016 году в Москве на 1000 трудоспособных жителей будет 708 стариков и детей. Это — старение населения. Поэтому без притока новой рабочей силы не обойтись. Вопросы в том, как пресечь незаконную миграцию и как обеспечить взаимодействие с легально прибывающими новыми жителями столицы.
ФАКТЫ
■ Единство в различиях
Под эгидой Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с региональными организациями города Москвы 8 ноября в столице прошла международная научно-практическая конференция «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений».
Впервые в Москве собрались наиболее авторитетные специалисты в области общественных наук, ведущие эксперты-этнополитологи, религиоведы, юристы из России и многих стран Европы. В работе конференции приняли участие депутаты Московской городской думы, главы столичных районных управ и муниципальных образований.
■ Большой город: адаптация
18 ноября состоялось очередное заседание Совета по делам национальностей при правительстве Москвы. Оно было посвящено вопросам языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в городе Москве. В последние годы эта проблема является крайне актуальной для столицы.
«Многим людям, которые приезжают в Москву и которым трудно адаптироваться, необходимо пройти курсы адаптации. Правительство Москвы и дальше будет делать все, чтобы люди учились адаптироваться к большому городу», — сказал руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Юрий Артюх.
■ Без права въезда
В рамках операции «Мигрант-2014» всего за одну неделю с 23 октября по 1 ноября полицейские выявили 4 тысячи иностранцев, живущих в Москве незаконно. По данным УФМС России по Москве, с начала года за нарушение миграционного законодательства из столицы уже выдворено более 30 000 иностранцев-нарушителей, въезд в Россию закрыт более чем 118 000 иностранных граждан.
■ Важнейший фактор
Состоявшийся 11 ноября 2014 года под председательством главы РПЦ в храме Христа Спасителя в Москве XVIII Всемирный русский народный собор принял Декларацию русской идентичности с определением «русскости» как важнейшего фактора, сохраняющего Россию многонациональным и сильным государством.
■ Алчный «прописыватель»
В сентябре 2014 года состоялся суд над москвичом Сергеем Дятловым, в квартире которого на улице Чкалова с января по июль 2014 года якобы проживали... 1238 гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья. За фиктивную регистрацию предприимчивый «прописыватель» отделался штрафом в размере 100 000 рублей — по 80 рублей 78 копеек за каждого мигранта...
СПРАВКА
Леокадия Михайловна Дробижева — доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН. Автор около 300 научных публикаций, включая 9 монографий. За научную и просветительскую деятельность награждена орденом Дружбы народов. В 2012 году Леокадия Михайловна стала членом Совета по межнациональным отношениями при президенте Российской Федерации.