В Правительстве предложили поддержать строительную сферу в условиях санкций, отменив некоторые согласования и распространив послабления, предусмотренные для транспортных проектов, на другие хозяйственные сферы. Такую законодательную инициативу (№ 94578-8) планируют рассмотреть во втором чтении на одном из ближайших заседаний Госдумы. Но в палате раскритиковали отдельные положения законопроекта, опасаясь, что предлагаемые нормы позволят строить в заповедниках и заказниках практически любые объекты без экологической экспертизы.
Доработанный ко второму чтению документ разрешает только строительство школ, больниц и других социальных объектов на территории населенных пунктов в границах заповедных территорий, а также модернизацию существующей инфраструктуры, рассказал вице-спикер Сергей Неверов в своем Telegram-канале 15 апреля. А Байкальскую природную территорию полностью вывели из-под действия новых норм, сообщил председатель Комитета палаты по экологи, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
Притязания бизнеса и коррупция
Сейчас законодательство допускает только некоторые послабления при строительстве на заповедных территориях — например, чтобы расширить инфраструктуру Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, не нужно проводить экологическую экспертизу проектной документации, достаточно градостроительной.
В конце марта Правительство внесло в Госдуму законопроект, который, в числе прочего, распространяет особую практику строительства транспортной инфраструктуры на другие хозяйственные сферы. В кабмине пояснили, что изменения нужны, чтобы поддержать строительную отрасль в условиях санкционного давления. Госдума приняла документ в первом чтении, но с условием, что ко второму он будет серьезно доработан. Если оставить изначальные его положения, перечень построек, которые будет разрешено возвести без экологической экспертизы, станет практически неограниченным, говорится в заключении Комитета палаты по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Это может затронуть все особо охраняемые природные территории — заповедники, национальные и природные парки, заказники и ботанические сады.
«Одно дело, когда нужно построить стратегический объект, например железную дорогу, а другое — когда можно возвести практически что угодно. Мы считаем, что нельзя давать возможность проводить облегченную экспертизу для всего подряд. Мы не позволим застраивать заповедные территории», — сказал председатель комитета Дмитрий Кобылкин «Парламентской газете».
В Госдуму поступило примерно 12 тысяч обращений, говорящих о том, что в текущем виде законопроект принимать нельзя, сказал «Парламентской газете» член Комитета, депутат от Бурятии Николай Будуев.
«В документе содержатся существенные риски, что особо охраняемые природные территории начнут застраиваться под предлогом благих целей. Мы не против, чтобы развивались железные дороги, БАМ, Транссиб, но когда в законопроект попадает строительство без экологической экспертизы вообще всего, это вызывает, мягко говоря, опасение», — сказал он. По словам депутата, заповедные территории — это всегда лакомый кусок для застройщиков и недропользователей, и нельзя оставлять лазейки, которые могут позволить развернуть бизнес в охраняемых зонах.
Также возник риск, что на уникальных территориях начнется строительство промышленных объектов, что приведет к нарушению устойчивости федеральных и региональных заповедных экосистем, их загрязнению промотходами и нефтепродуктами, гибели животных и растений, сказал «Парламентской газете» руководитель по региональному развитию движения «ЭКА», кандидат биологически наук Дмитрий Федоров. По его словам, есть и коррупционная составляющая — из-за того, что в документе нет закрытого перечня проектов строительства инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, есть возможность применять исключения из общих правил необоснованно.
Обойтись без «иных»
Поэтому депутаты экологического Комитета предложили убрать из документа расплывчатое понятие «иной инфраструктуры», под которую могли попасть практически любые объекты. Закрытый перечень приоритетных проектов должно будет определить своим постановлением Правительство, что станет еще одним природоохранным фильтром, пояснил Николай Будуев. Он добавил, что депутаты из других комитетов тоже предложили свои уточнения.
На заседании 15 апреля профильный комитет Госдумы по строительству и ЖКХ подготовил новую версию документа. «Ко второму чтению будет представлена редакция законопроекта, в которой учтены наши замечания и отражено мнение жителей России», — передает слова Дмитрия Кобылкина его пресс-служба. Он отметил, что заповедные земли вокруг Байкала полностью выведены из-под действия рассматриваемого законопроекта. «Никакого строительства, тем более частного, здесь вестись не будет», — подчеркнул он, добавив, что экологическую экспертизу также продолжат проводить на прежних условиях.
Вице-спикер Госдумы Сергей Неверов уточнил, что будет разрешено только строительство новых социальных объектов, которых не хватает в населенных пунктах в границах особо охраняемых природных территорий, а также работы по модернизации существующей инфраструктуры. «То есть ни о каких дачах и гостиницах в заповедниках речи не идет», — цитирует депутата Telegram-канал «Единой России».
По мнению первого зампреда экологического комитета Вячеслава Фетисова, законопроект в итоге удалось сбалансировать. Кроме строительства линейных объектов, дорог, трубопроводов, школ, детских садов и больниц, которые будут утверждаться правительством России, других строек не будет, процитировал ТАСС политика.
Законопроект предусматривает и другие нормы, которые нареканий не вызвали. Например, он упрощает оформление земельных участков и уточняет списки документов, которые застройщику надо подавать для возведения объекта капитального строительства.