«Русская душа... Ласковая, словно лучи солнца на рассвете», - гласил билборд у Генпрокуратуры ЛНР, под которым застыл камуфлированный автобус. Пройти мимо такого контраста было сложно, и я достал смартфон, чтобы сделать кадр. Не успела фотография сохраниться в телефоне, как из автобуса вылетели люди в масках с автоматами наперевес...
- Ты же понимаешь, что время сейчас сложное, - объяснял мне потом один из бойцов, когда моя личность перестала вызывать подозрение у местных силовиков. - В город зашла крупная украинская диверсионная группа, поймали не всех. Поэтому человек, снимающий военных, вызывает подозрение. Уж извини. Лучше гражданских снимай.
Здесь можно было бы сделать переход на гнетущую атмосферу страха, накрывшую застывший в неизвестности Луганск. Но это было бы неправдой.
Во-первых, военных и техники, которыми луганчан не удивить, на улицах стало уже меньше. А во-вторых, этот город переживал времена и похуже, чтобы его напугать, нужен повод посерьезнее. Хотя, конечно, многие высказывают надежду. Чего греха таить, в последнее время Игорь Плотницкий, глава ЛНР, не пользовался большой популярностью среди населения. Вокруг него всегда клубились слухи о тайном бизнесе с Украиной (связанном с предприятиями олигарха Рината Ахметова), о махинациях с гуманитаркой... В конце концов, люди видели, что у соседей - в ДНР дела обстоят куда лучше.
Воспользовавшись советом бойца МВД, я отправился в центр города.
«МЫ ЖЕ ВОЕВАЛИ ЗА НОВОРОССИЮ»
- А нас теперь объединят с Донецком? - с надеждой посмотрела на объектив моего фотоаппарата продавщица у луганского рынка.
Несмотря на будний день на рынке людно. Вокруг него разбросаны ларьки обмена валют и «обналички».
- А вы бы хотели объединиться с Донецком? - спросил я женщину
- Многие бы хотели. По Захарченко (глава ДНР, - ред.) сразу видно — мужик слова. Зарплаты там выше, пенсии выше, порядка больше. У них там вон и автобусы делают, и трактора, и заводы запускают. А у нас — безнадега. И одну объединенную территорию к России присоединять легче...
За три с половиной года здесь так и не потеряли надежду когда-нибудь стать настоящими россиянами. И нынешнее внутрилуганское политическое противостояние стало очередным поводом заговорить о мечте. При том что, по ощущениям, никакого основания для этого сейчас нет.
- Но войска ДНР же уже вошли в республику, - горячится мой знакомый, бывший ополченец, а ныне бизнесмен.
Мы идем вдоль улицы Советской, забитой магазинчиками и людьми. Несмотря на «сложное время» луганчане не прячутся по домам.
- Так они и в прошлом году заходили, когда у вас была то ли попытка, то ли инсценировка госпереворота... - возражаю товарищу.
- Этого не было заметно. А сейчас официально признано, что ДНР спасла ЛНР от возвращения в Украину. Захарченко должен взять нас под свое крыло, объединить в Новороссию, за которую мы воевали.
- В «Минских соглашениях» же не прописана никакая Новороссия. Да и Плотницкий там один из подписантов...
- Да не работает твой «Минск». Пока мы здесь сидим, «укропы» отжимают «серую зону» (ничейная территория между позициями украинской армии и ополченцев, - ред.). В ДНР вон, пока здесь идут разборки, село Гладосово заняли. Его жители уже обращения к ОБСЕ пишут, потому что там с приходом Украины начались настоящие репрессии. Людей арестовывают и увозят. Нужно единое руководство и единый кулак. А так нас точно раздробят да проглотят.
Товарищ, вздохнув, посмотрел на заснеженного Тараса Шевченко у здания администрации главы республики. За ним сквозь заиндевелый сквер просматривался неестественно зеленый БТР.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
В четверг перестал работать официальный сайт главы ЛНР Плотницкого, на котором публиковались все его заявления. Это породило много слухов, вплоть до того, что глава республики был арестован противостоящим ему главой МВД ЛНР Игорем Корнетом.
Однако МВД не ставило под сомнение легитимность Плотницкого, поэтому вряд ли такой вариант возможен. Между тем, источники вчера сообщили, что Плотницкий покинул ЛНР. По неподтвержденным данным, его кортеж выдвинулся в сторону границы с Россией. А вместе с Плотницким выехали и некоторые фигуранты из «списка Корнета», которых глава МВД окрестил украинскими агентами.
На самом деле вариантов развития событий не так много. Судя по осторожным высказываниям Корнета в адрес Плотницкого, главе республики оставляют пространство для возвращения на свой пост. Однако его окружению, видимо, придется уйти. Самый важный момент заключается в том, что Корнета поддерживают практически все луганские силовики. А также подразделения из Донецка, которые прибыли в Луганск. То есть, за Плотницким пытаются оставить хотя бы номинальную власть, вычистив «неблагонадежное» окружение. Поэтому версия об объединении выглядит пока экзотично. По крайней мере, на сегодня. Но в этих местах никогда нельзя говорить: «никогда».