Наконец-то эти слова у нас прозвучали на всю страну: России не нужна Украина. Сказал это, правда, не глава нашего дипломатического ведомства, а кинорежиссёр Карен Шахназаров – зато в эфире главного государственного телеканала. В Киеве, мол, нам пеняют: вы потеряли Украину. «Понимаете, – разъяснил Шахназаров, – в том-то и дело, что мы не хотим её сохранить в этом виде. Не должно быть никаких иллюзий: для нас Украина, идущая в НАТО, – враг. И мы будем действовать исходя из этого».
«Просыпаешься утром – подумай, что ты сделал для Украины», – настаивал Борис Ельцин. Сказано – сделано всё, как учил первый президент. На прошлой неделе Москва удивила Донбасс долгожданным подарком, упростив предоставление российского гражданства жителям народных республик. «Трудно оценить это событие по последствиям, – отреагировал Александр Ходаковский, бывший полевой командир легендарного батальона «Восток» ополчения ДНР. – Но понятно одно: к следующим президентским выборам в рядах российского электората прибавится пара-тройка миллионов избирателей. Смею вас заверить, явка у нас будет самой высокой, а процент голосов за кандидата от партии власти – максимальным». Всё, как в природе заведено: если в одном месте убывает, в другом – прибывает. Украина от Донбасса отказалась добровольно, бросив своих граждан под пули галичан-националистов. Которые не только убивали своих сограждан, но и опустошали их дома, отправляя во Львов и в Тернополь целые контейнеры награбленного добра. Ну а русские, как известно, своих не бросают. Полмиллиона паспортов для жителей ДНР и ЛНР уже завезли в Ростов-на-Дону, со дня на день начнётся их выдача.
Ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
А интрига этой истории в том, поясняют юристы, что президентский указ может иметь «расширенное толкование». Сочтут в Москве нужным – вслед за Донецком и Луганском раздадут российские паспорта харьковчанам, запорожцам и одесситам. Да хоть киевлянам – в самом деле, нерусские они, что ли?! На Буковине беспрепятственно раздают свои паспорта румыны сотнями тысяч. В Закарпатье – венгры. В тех же масштабах. А в Новороссии раздаст паспорта Россия. Обратите внимание: Москва при этом не требует отказываться от украинского гражданства. Да, и если у «крёстного папы» новоизбранного президента Украины, олигарха Игоря Коломойского, целых три паспорта – Украины, Израиля и Кипра – и это считается в порядке вещей, то почему другим украинцам нельзя заиметь хотя бы второй документ? Националисты в Киеве негодуют: мол, а что бы сказали в Москве, если бы соседние страны повели себя точно так же с Россией? А ничего не сказали бы. Эстония которое десятилетие раздаёт свои паспорта жителям Псковской области – и ничего. Терпим. Недавно истёк срок действия «большого договора» о дружбе между Россией и Украиной, так что теперь никто никому ничего не должен.
Решение президента России раздать паспорта жителям Донецкой и Луганской областей – знаковое. И знаменует оно отказ от поддержки недружественной страны. Несколько лет Запад, оторвав от нас Украину, принуждал Москву быть послушной бурёнкой и подставлять своё вымя украинцам по их первому требованию. Но давеча не надысь. Российское правительство наконец-то ввело запрет на поставку Киеву нефтепродуктов. Поставки, впрочем, совсем не отменят, но их полностью замкнут на так называемую группу сырьевиков во главе с Юрием Бойко (занявшим четвёртое место в первом туре президентских выборов). Таким образом, Бойко и его куратор Виктор Медведчук становятся монополистами в поставках на Украину российского топлива. Помнится, 10 лет назад попытка замкнуть Киев на посредника в лице Дмитрия Фирташа с его «Нафтогазом» закончилась тем, что в Москву на поклон явилась премьер Юлия Тимошенко, наплевав ради такого дела даже на риск угодить за решётку (на тот момент против неё в России было открыто уголовное производство). Била челом, унижалась. Тогда даме сделали одолжение. Но теперь – не дождётесь. Желаете скидок и преференций – договаривайтесь с Бойко и Медведчуком, уважаемые киевские партнёры, указывает Москва. Это такое невинное и как бы подспудное принуждение к признанию значимости Бойко как политика – накануне парламентских выборов. Никогда Бойко не был пророссийским политиком, но теперь ему воленс-ноленс придётся таковым становиться. На Украине он и Медведчук теперь явные, а не скрытые проводники воли Кремля. Больше нет смысла прятаться, открываем карты. Американцы сделали то же самое (их соглядатай, Курт Волкер, на днях объявил, что США никуда с Украины не уйдут).
С бензином, кстати, может совсем нехорошо получиться. В Киеве были убеждены, что так или иначе там выкрутятся за счёт импорта из Белоруссии. Минск обеспечивает до 30% всех украинских поставок бензина и солярки. Ещё часть белорусского бензина возвращается на Украину транзитом через Польшу. Но Москва, ограничив поставку сырья на белорусские НПЗ, положила конец этой вольнице. Теперь белорусам самим не хватает российской нефти. И украинское издание «Страна» со ссылкой на экономиста Геннадия Рябцева уже бьёт тревогу: в ближайшие дни бензин и дизтопливо на Украине подорожают минимум на 2 гривны за литр (около 70 центов). А посевная не за горами. Понимаете, о чём речь? Под угрозой будущий урожай! «Демарш белорусов застал наш топливный рынок врасплох!» – пишет «Страна». Где-то нужно найти примерно месячный объём поставок, вот только где? Так и хочется злорадно поинтересоваться: ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Завтра в Киеве – московский октябрь 93-го!
Кто-то зорко подметил, что украинская история во многом повторяет российскую, только с задержкой примерно на два десятилетия. То, что происходит сегодня в Киеве, отсылает нас к московским событиям октября 93-го. Противостояние парламента и президента, горячая фаза. С той лишь разницей, что Борис Ельцин – в отличие от Владимира Зеленского – был опытным аппаратчиком, крови не боялся, а яйца у него были стальные. Кстати, само появление Зеленского тоже во многом повторяет российскую историю 20-летней давности, полагает Карен Шахназаров: «Зеленский в принципе сегодня примерно в той ситуации, в какой был Путин, когда стал президентом. Путина привёл Ельцин, чтобы он сохранял ту систему власти, которая тогда была в России. А она была, между прочим, олигархическая – как сегодня на Украине. Плюс гражданская война (у нас – в Чечне, на Украине – в Донбассе). Всё очень похоже! Плюс у Путина не было за плечами никакой политической силы, никакой партии рядом. Да и политического опыта не намного больше, чем у Зеленского. Но Путин перевернул весь этот сценарий. Он пошёл своим путём, вывел страну из колониальной зависимости и стал во главе третьей, а может, и второй сверхдержавы мира. Путин сделал правильный выбор. Но я очень сомневаюсь, что такой же правильный выбор сделает и Зеленский».
Центризбирком Украины ещё на прошлой неделе произвёл окончательный подсчёт бюллетеней. По закону это даёт возможность Зеленскому объявить о дате инаугурации. Но и сам победитель, и его штаб молчат. Вместо этого комик бегает трусцой под Верховной радой – на потеху депутатам. А тем временем эти самые депутаты даром времени не теряют. Львовская «Самопомощь», у которой шансы на переизбрание осенью околонулевые, внесла на голосование поправки к закону о статусе президента. Поправки существенно урезают полномочия главы государства, превращая тем самым Зеленского в фигуру, которая номинально властвует (неся персональную ответственность за происходящее в государстве), но при этом не управляет страной. А реальное управление передаётся Кабинету министров и парламенту – точнее сказать, правящей коалиции в Верховной раде. Догадайтесь-ка, кто её возглавляет? «Есть ещё Порох!» – так называлась статья в «Нашей Версии», опубликованная за две недели до второго тура президентских выборов. И подзаголовок – «Вы таки будете смеяться, но, похоже, президентом Украины станет не Зеленский». Президентом-то Зеленский в итоге стал, но вот страной продолжает управлять проигравший Пётр Порошенко – таки есть ещё порох! Порошенко возглавляет коалицию в Раде. Его ставленник Владимир Гройсман остаётся главой правительства. Так что недаром в окружении Зеленского забили тревогу – его ближайший советник Дмитрий Разумков разразился истерикой в эфире киевского телеканала «112»: «У президента забирают все полномочия!» Зеленский не сможет вносить на утверждение Рады кандидатуры министра обороны, министра иностранных дел, генерального прокурора и глав областных государственных администраций (по-нашему, губернаторов). Мало того, президента лишают возможности распускать Раду и отзывать народных депутатов досрочно, а также инициировать снятие неприкосновенности с того или иного народного избранника.
Чувствуете, чем запахло? Уличным противостоянием, чем же ещё! «У Зеленского просто нет другого выхода, – разъясняет киевский политолог Михаил Погребинский, – кроме как вывести своих сторонников на улицу. У прежней власти нет никакого интереса сдавать ему страну. Прежняя власть рассчитывает остаться. Голосование Рады за закон о тотальной украинизации – это перчатка, брошенная в лицо Зеленскому». Кстати, по этому закону за использование русского языка предполагаются уголовное дело и тюремный срок – несколько лет за решёткой. Так что, по сути, в Киеве начинается война за власть. С одной стороны – избранный президент, с другой – парламент и правительство. Зеленский может рассчитывать только на МВД – да и то, если его глава, Арсен Аваков, договорится об этом с олигархом Игорем Коломойским. А на стороне оппонентов – СБУ и минобороны. Плюс генеральная прокуратура. Депутат Рады Нестор Шуфрич без обиняков назвал происходящее «государственным переворотом». «Это беспредел – отбирать у избранного президента его конституционные полномочия ещё до инаугурации. Это подло!» – заявил Шуфрич. Да чего там «подло» – вице-спикер Оксана Сыроед предложила оставить в компетенции президента вопросы помилования заключённых и некоторые аспекты внешней политики, правда, «в невоенное время». А тем временем Рада и Кабинет министров делят между собой «вопросы формирования СБУ и Нацбанка» – и в этом они намерены обойтись без участия избранного президента.
Порошенко прощается, но не уходит
На голосование в Раде в минувший четверг скандалистка с мандатом Надежда Савченко явилась с гранатом. Да, пока так, с гранатом, а не с гранатой. Гранат она положила на листовку с призывом принять закон о доминировании украинского языка. Намёк более чем прозрачный. Ну а так как карточку для голосования фракция ей так и не вернула, фамилия Савченко неожиданно оказалась в списке тех, кто поддержал закон об украинизации. Ловкость рук – одна из основных черт украинской политики. Между тем принятие закона об украинизации, запрещающего использование русского языка под страхом уголовного преследования, – «близорукая законодательная дурость», считает бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш. «На эти грабли у нас уже наступали в феврале 2014-го, замахнувшись на языковой закон, – поясняет она. – Тогда это всколыхнуло Крым и Донбасс». А новая инициатива, похоже, всколыхнёт и всех остальных – во всяком случае, тех, кто живёт по эту сторону от Днепра. Новые народные республики, новые очереди за российскими паспортами?
Лукаш считает, что ограничить власть президента депутаты не смогут – закон непременно заблокируют в Конституционном суде. Но недооценивать Порошенко и его гоп-компанию было бы слишком наивно. 23 апреля действующий президент провёл закрытую встречу с членами своей фракции в Раде. Присутствовали на ней и министры от «Блока Петра Порошенко», включая премьера Гройсмана. А на следующий день в Конституционном суде начали собирать голоса за отставку главы Святослава Шевчука. Тот, помнится, загодя пообещал, что пресечёт любые попытки пересмотра итогов президентских выборов, кто бы на них ни победил. И вот над Шевчуком замаячила перспектива нежданной отставки, причём, что немаловажно, до инаугурации избранного президента. Шестеро судей уже высказались за отставку своего шефа – в пользу протеже Порошенко Александра Литвинова (Мельник, Мойсик, Сас, Слиденко, Тупицкий и сам Литвинов). Ещё четверо (Гультай, Запорожец, Касминин, Шаптала) колеблются, но всё же склоняются к мысли, что Шевчук таки должен уйти. А всего судей – 18. Если найдутся ещё двое, кто готов проголосовать за отставку, Шевчуку не удержаться. Как, впрочем, и Зеленскому. Дата его инаугурации всё ещё не назначена, а отставка главы Верховного суда и вовсе откладывает процедуру на неопределённый срок, ведь по конституции глава государства не может приступить к исполнению своих обязанностей, если его не приведёт к присяге глава КСУ. Такой вот замкнутый круг. Так кто, говорите, президент Украины?
До 2014 года в кризисных ситуациях украинским политикам, представляющим противоположные фланги, как-то удавалось договариваться, не доводя ситуацию до края. «Каневская четвёрка», действовавшая в противовес Леониду Кучме, в итоге помогла ему переизбраться, оттянув голоса у коммуниста Петра Симоненко. Оппонент Виктора Ющенко Виктор Янукович при «оранжевой» власти возглавил правительство. Но всё изменилось пять лет назад. Януковича и часть его окружения прогнали за границу, их активы жёстко «отжали». Традиция договариваться прервалась. А в итоге сегодня всё идёт к жёсткому противостоянию. Вы нам президентские полномочия урезаете? А мы вам в ответ – уголовные дела против ближнего круга Порошенко – Бориса Ложкина, Алексея Филатова и Валерии Гонтаревой. Кто кого? Да так ли уж это важно? Важно то, что пожар украинского противостояния из Донбасса неуклонно перемещается в сторону Киева.