С новыми антироссийскими санкциями определённо вышло что-то не так. Возможно, вся убойная суть представленного накануне в конгрессе США «кремлёвского доклада» скрыта в засекреченной, неопубликованной части – впрочем, если верить американским аналитикам, которые читали её черновики, речь в ней идёт вовсе не о наших элитах, а об их заокеанских лоббистах.
Как ни крути, итоговый документ явно не оправдал ожиданий, возлагаемых на него антироссийскими силами по обе стороны нашей границы. Ждали как минимум драмы, а дождались фарса?
Кому – драма, а кому теперь и трагедия, да ещё с неоднозначными последствиями. Судя по всему, по итогам публикации доклада очень жёсткий ответ перед очень серьёзными людьми придётся держать двум беглым российским либералам – Андрею Илларионову и Андрею Пионтковскому. Как говорили в лихие 90-е, эти двое, похоже, «круто попали на бабки». Речь может идти о миллионах долларов. Не секрет, что Илларионов и Пионтковский приложили к докладу руку – под присмотром представителя Atlantic Council Андерса Аслунда. Именно эта троица сформулировала и перечислила поимённо «семь категорий фигурантов доклада»: политики и предприниматели, «несущие ответственность за агрессивные, коррупционные или преступные действия», «ближний круг» «друзей президента», родственники околовластной элиты, хранители её активов, «коррумпированные менеджеры государственных компаний» и руководство «полугосударственных компаний», принадлежащих вышеперечисленным лицам. Чтобы не быть голословными, процитируем самого Илларионова: «Перечисленные семь категорий – наши предложения относительно критериев и групп лиц, соответствие которым позволило бы сформировать поимённый список этого доклада». Но поскольку авторы доклада – сотрудники минфина, Госдепа и Национальной разведки США, то «именно они решают, кого туда включить. Возможно, их классификация и подходы будут отличаться от наших». Эти соображения были столь недвусмысленными, что накануне представления открытой части доклада в конгрессе Илларионов заявил в интервью киевским «Фактам»: «В Кремле по-настоящему занервничали», а «в Вашингтоне слышен топот россиян, которые боятся его публикации». Подтверждаем: топот был. Мы его тоже услышали.
Тяжела и неказиста участь наглого лоббиста
Накануне публикации доклада часть российской элиты стучала зубами от ужаса – мы об этом писали в прошлом номере «Нашей Версии». Особенно нервничали глава Сбербанка Герман Греф и совладельцы «Альфа-Групп» во главе с Михаилом Фридманом. Уж как они семафорили Западу – мы, мол, вам не чужие, и «крымнаш» не поддерживаем, и не кредитуем российскую оборонку. Сжальтесь, не погубите! Дабы чувствовать себя увереннее, опасавшиеся угодить под санкции россияне прибегли к помощи опытных лоббистов. Греф ангажировал известного заокеанского умельца наводить мосты Эдиссона Смита, и тот попытался келейно утрясти все вопросы с представителями Госдепа Жаклин Лоуренс и Кэтрин Ковалич. Как позже выяснилось, без особого успеха – в итоге Греф всё-таки в чёрном списке. А верхушка Альфа-Групп предпочла иной путь, о чём сообщила корреспондент «Эха Москвы» Ксения Орлова: они обратились к «группе из трёх человек» – Аслунду, Пионтковскому и Илларионову.
Обращение, понятное дело, было негласным, и, когда бы Орлова не «спалила» всю честную компанию («Есть в Вашингтоне группа из трёх человек, двое из которых – известные борцы с режимом и один американец из Atlantic Council, Андерс Аслунд, которые лоббируют невключение Фридмана и Авена в санкционный список»), всё было бы шито-крыто. Но слово не воробей. Илларионов тут же начал метать в Орлову громы и молнии, и это выглядело несколько странно. Ну, подумаешь, уличили в лоббизме.
Объяснение несоразмерно жёсткой реакции Илларионова на невинную запись чересчур хорошо информированной молодой женщины в социальной сети, как представляется, лежит на поверхности. Судя по всему, соавторы «кремлёвского доклада» дали олигархам какие-то обещания и даже, возможно, гарантии. И, по слухам, вовсе не безвозмездно. В Охотном Ряду, обсуждая этот обидный казус, называют суммы с шестью нулями. В своём сетевом дневнике Илларионов приводит ссылку на текст под названием «Илларионов собрал деньги с ельцинских олигархов за вывод из-под санкций США» (sic!). Не случайно же после того, как доклад был опубликован, незадачливые лоббисты немедленно бросились оправдываться. И их оправдания, признаться, забавны. Власти США опубликовали подделку, «произошла замена одного документа другим! – божился Илларионов в эфире украинского телеканала «112». – Должен был быть опубликован один документ, который готовился в течение шести месяцев и который представлял собой документ в несколько сотен страниц!» Итоговый же «кремлёвский доклад», по словам Илларионова, «не имеет никаких юридических последствий, не имеет никакой ценности – ни аналитической, ни информационной». В докладе должны были упоминаться «совсем другие люди», бьёт себя пяткой в грудь Андерс Аслунд. В последний момент «какое-то высокопоставленное лицо отвергло всю работу экспертов и вместо этого записало в доклад имена высших должностных лиц из администрации президента и правительства России и 96 российских миллиардеров из списка Forbes». К чему вся эта нарочитая истерика? – наверняка спросите вы. Ну а сами-то вы как думаете? Кто-то взял очень большие деньги у важных людей, пообещав результат. Но работу не выполнил. Но и деньги, похоже, не хочется возвращать. Остаётся переводить стрелки. В 90-е, впрочем, стрелочников это не спасало.
Размах – на рубль, удар – на копейку
Что же произошло и отчего, собственно, ожидания антироссийского лобби не оправдались? По словам Аслунда, накануне «в администрации США возникли непреодолимые препятствия по обнародованию ранее согласованной версии доклада», но неизвестно, какие именно. Тем не менее «перед сотрудниками трёх ведомств поставили задачу переписать документ в течение нескольких часов, остававшихся до истечения дедлайна в полночь 29 января». Что, возможно, и было сделано. А вот что поведал на сей счёт Андрей Илларионов: «Именно 29 января администрация Белого дома приняла решение не вводить против российского оборонного сектора никаких санкций, хотя по «закону 33-64» администрация была обязана их ввести». Мало того, в обращении президента США Дональда Трампа к конгрессу «он говорил о санкционной политике, которую он и его администрация проводят в отношении Ирана, Северной Кореи, даже Кубы и Венесуэлы, но ни слова не сказал про Россию». Санкции подменили! Или самого Трампа? По мнению Илларионова, особым цинизмом является тот факт, что «авторы доклада самым жёстким образом заявили в преамбуле, что упоминание каких бы то ни было лиц как в открытой части доклада, так и в его закрытой части ни в коей мере не влечёт за собой каких-либо юридических последствий». В общем, перечислили поимённо представителей российской элиты – и вся недолга. «Таким образом, – резюмировал Илларионов, – опубликованная версия открытой части доклада не представляет собой абсолютно никакой ценности. Она не выполняет ни одного требования, поставленного конгрессом администрации США в ст. 241 закона № 3364, и не влечёт за собой никаких последствий». Впрочем, есть ещё закрытая часть. Пока никто из читавших её конгрессменов ни полусловом не обмолвился о её содержании.
А теперь присмотримся к опубликованному списку, условно говоря, «нечистых». Как подметил Андерс Аслунд, «первоочередная цель доклада была в том, чтобы разделить российских олигархов, которые незаконно заработали свои состояния, и честных бизнесменов. А нынешний перечень просто перечислил всех самых богатых и влиятельных людей России». Всех, да не всех. В итоговый список не попали многие знаковые для страны персоны. Это глава Центробанка России Эльвира Набиуллина, председатель Счётной палаты Татьяна Голикова, руководитель «Роснано» Анатолий Чубайс, зампред Экономического совета при президенте Алексей Кудрин. «Очень странно считать «опорой режима» омбудсмена Бориса Титова и не считать таковой руководителя телеканала RT Маргариту Симоньян, – недоумевает именитый украинский дипломат Олег Волошин. – Нет в санкционном списке и основного спонсора проекта «Новороссия» Константина Малофеева». К слову, фамилии Малофеева и Симоньян присутствовали в первом варианте «кремлёвского доклада» – об этом, в частности, упоминали его соавторы Аслунд и Пионтковский. Куда же они подевались в конечном итоге? Поговаривают, что Малофеев якобы успешно прибег к помощи некоего заокеанского лоббиста, выполнившего свою работу за весьма скромную сумму – особенно если сравнивать с тем, что потратили прочие наши олигархи. Аналогичным образом, опять же, если верить слухам, поступили миллиардеры Дмитрий Мазепин («Уралкалий») и Владимир Литвиненко («Фосагро»). Учитывая особую приближённость последней персоны к президенту (в 2012 году Литвиненко возглавлял избирательный штаб Путина), это как минимум занятно. Нет в списке и Константина Голощапова, который считается «главным кадровиком» президента.
Но само по себе присутствие в списке не такая проблема, как кажется. Не мешает же формальный запрет на въезд в Штаты бывать там по мере необходимости директору Службы внешней разведки Сергею Нарышкину. Давеча Reuters забило в набат: находящийся под санкциями Нарышкин, как ни в чём не бывало, встречался в Вашингтоне с директором Национальной разведки США Дэном Коутсом. Лидер демократов в сенате Чак Шумер попытался было дознаться у Трампа, что происходит, но так и не получил ответа. А ЦРУ на его запрос показательно отмолчалось. Тонкая это материя, антироссийские санкции. Так стоит ли удивляться тому, что Москва показательно воздержалась от «ответных шагов»?
Последствия публикации «кремлёвского доклада»
Впрочем, не стоит недооценивать сам факт появления «кремлёвского доклада». По сообщению Forbes, всего за сутки после его публикации активы попавших под санкции российских миллиардеров «просели» на 1,1 млрд долларов. Сильнее прочих пострадали Вагит Алекперов, Владимир Лисин и Сулейман Керимов. А ещё – Виктор Вексельберг, Алексей Мордашов и Роман Абрамович. Каждый из них потерял примерно по 100 млн долларов, плюс-минус. Алекперов – все 200. «Падение стоимости активов может объясняться тем, что в отношении бизнесменов из списка могут в любой момент ввести санкции, – пояснил экономист Михаил Делягин. – Такой риск неприемлем для любого глобального бизнеса, потому что санкции могут перекинуться на партнёров опальных предпринимателей». Делягин отметил, что сама публикация этих списков – уже угроза, пусть и не явная. Экономист приводит слова Андрея Ушакова, заместителя попавшего в санкционный список гендиректора НТО «ИРЭ-Плюс» Валентина Гапонцева, который не смог оценить последствий публикации: «Никто ничего не знает ни здесь, ни там. Ситуация может развиваться совершенно непрогнозируемо. Никто ничего не скажет.Таким образом, – резюмировал Делягин, – «кремлёвский доклад» – акт агрессии и публичное оскорбление России. Но следует отдать должное Трампу, он резко снизил градус напряжённости. Все ждали введения мощных санкций, а этого не произошло. Так что в сухом остатке мы наблюдаем снижение уровня напряжённости в двусторонних отношениях». А это, согласитесь, уже неплохо.
Впрочем, немало экспертов считают, что никакого ослабления санкционного давления пока не произойдёт, Трампу просто не позволят это сделать. Такого мнения, в частности, придерживается политолог Лев Вершинин: «Сварить живую лягушку в кипятке в небольшом котелке без крышки практически нереально, она оттуда выпрыгнет. Но если воду нагревать постепенно, лягушка, так или иначе, сварится. Российскую элиту сегодня отваривают в собственном соку на небольшом огне санкций. При этом лягушка, то есть элита, полагает, что раз вода тёпленькая, то и ничего страшного. Это очень опасное заблуждение!» Мнение Вершинина разделяет и политолог Фёдор Лукьянов: «Трамп вообще не мастер тонких решений, для него все эти политические интриги менее важны. Более важно для него применять инструменты давления против кого угодно. В этом смысле список идеальный». Так что давление, считают эксперты, будет только расти. И не случайно, выступая в конгрессе, Трамп всё же назвал Россию, как и Китай, Иран и КНДР, если не врагом, то оппонентом США. Американцы огласили широкий список лиц, к которым у них могут возникнуть претензии. И оставили за собой право давить попеременно и выборочно.
«Трамп натянул нос конгрессу и сделал поблажку Путину»
Примечательно, как отреагировали на публикацию «кремлёвского списка» западные издания. Статья в «Нью-Йорк таймс» озаглавлена показательно: «Кремлёвский список» – почему российские олигархи пожали плечами?» «Возможно, Трамп не только натянул нос конгрессу, но и сделал очередную поблажку Путину, заверив того, что ему нечего опасаться». Британская «Гардиан» цитирует Питера Харрелла, бывшего сотрудника Госдепартамента, курировавшего международные санкции: «В том виде, в котором этот список опубликовали, он не будет эффективным. Цель конгресса состояла в том, чтобы заставить администрацию заострить внимание на людях, от которых зависит Путин. А они представили список, в который вошли и эти люди, и все остальные». «С политической точки зрения позиция Белого дома является проявлением неуважения к конгрессу», – резюмирует германская «Зюддойче цайтунг».
А вот реакция российского МИДа в очередной раз откровенно позабавила. Или – заставила недоумевать, кого как. «Неужели те политики, которые вводят санкции против России, думают, что мы подожмём свой хвост, – горячился посол в США Анатолий Антонов, – и не будем отстаивать свои позиции?» Сами же даём повод – причём делают это наши дипломаты, которые по роду службы обязаны выбирать выражения. Впрочем, представителям МИДа подобное не впервой: официальный спикер ведомства Мария Захарова не так давно отозвалась на сообщение об усложнении выдачи виз американским посольством: «…это уже какой-то геноцид обычных людей». Геноцид! Чего уж там, если сам глава ведомства Сергей Лавров нет-нет да и употребит невпопад словцо: Россия «не может сглатывать и не отвечать взаимностью» (на попытки Киева ввести визовый режим). Что именно Россия «не может сглатывать», простите? И это наши карьерные дипломаты!
В общем, с новыми санкциями, похоже, откровенно не задалось. И в этом нет ничего удивительного, объясняет экономист Михаил Хазин. «Трамп заинтересован в том, чтобы не обострять ситуацию, не загонять её в тупик. Экономическая ситуация в США улучшается, часть настроенных против него демократов Трамп «купил» признанием Иерусалима столицей Израиля – спадает накал страстей. Санкции можно постепенно сворачивать. Отсюда и размытость «кремлёвского доклада», его явный формализм. В Европе, кстати, та же история – большинство французов и немцев выступают против введения новых санкций против России – 65% во Франции и 61% в Германии. Допускают их введение 14 и 20% граждан этих стран соответственно». Что же, история отношений России и Запада выходит на новый виток спирали – без конфронтации и шантажа?
СПРАВКА
«Кремлёвский доклад» стал итогом подписанного Трампом в августе прошлого года закона о противодействии противникам США посредством санкций. Особенностью этого закона было то, что впервые введением санкций занялся конгресс, а не минфин. Прежние санкции легко вводились и столь же легко отменялись. А теперь для их отмены требуется согласованное решение конгресса. И президенту США приходится прибегать к лавированию. Публикация «кремлёвского списка» – пример такого лавирования. В ноябре прошлого года аналитики Atlantic Council опубликовали статью, в которой разъяснялась цель появления «кремлёвского доклада»: по замыслу его авторов он должен вынудить российскую элиту дистанцироваться от «режима президента России». Но в итоге гора родила мышь. Как отметил глава комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачёв, авторы доклада «просто переписали телефонный справочник руководства России». Подобный подход вызвал недовольство недоброжелателей Трампа. «В администрации президента США демонстрируют, что там не настроены вводить новые санкции в соответствии с законом, который Трамп столь неохотно подписал в прошлом августе», – сообщило агентство Reuters. «Я устал ждать, когда администрация Трампа защитит нашу страну и наши выборы, – цитирует CNN члена комитета палаты представителей по иностранным делам Элиота Энджела. – Уже понятно, что там ничего не станут делать».