В распоряжении РБК оказался протокол допроса очевидца убийства Бориса Немцова, которого СМИ назвали «новым свидетелем». Из него следует, что убийца все-таки мог быть похож на обвиняемого Заура Дадаева.
27-летний бухгалтер Евгений М., ставший очевидцем убийства Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту, был подробно допрошен спустя сутки после убийства оппозиционера. Об этом свидетельствуют время и дата в протоколе допроса свидетеля, подлинность которого РБК подтвердили два источника, знакомых с ходом расследования. В материалах дела указано, что допрос мужчины начат 1 марта в 00:02, а закончен в 02:20 мск. Следственные действия проходили в помещении ОВД «Китай-город», на административной территории которого был убит Немцов.
В пятницу газета «Коммерсантъ» сообщила, что показания очевидца преступления по имени Евгений опровергают причастность к убийству Немцова предполагаемого исполнителя Заура Дадаева. По версии издания, «крупный мужчина, имеющий спортивное телосложение», Дадаев не подходит под описанного свидетелем «худощавого» киллера, который к тому же использовал машину другой марки. При этом издание обращает внимание на двух «подозрительных» женщин, которые спешно покинули место происшествия.
Однако доступные РБК материалы дела свидетельствуют, что первоначальные показания очевидца не имеют серьезных противоречий с фабулой обвинения Дадаева и других фигурантов дела.
В день убийства Евгений М., по его словам, приехал в центр в поисках подарка на день рождения своему другу. В Камергерском переулке он встретил девушку по имени Екатерина, с которой завязал знакомство, завершившееся совместным ужином в кафе «Якитория» возле станции метро «Маяковская». Расставшись со своей спутницей примерно 22:40, Евгений, по его словам, продолжил искать подарок своему другу. Пройдя вдоль магазинов по Тверской улице вниз до Манежной площади, он так и не нашел ничего подходящего и решил возвращаться домой. Евгений вставил в уши наушники от смартфона, включил музыку и неспешно пошел через Красную площадь до станции метро «Новокузнецкая». Оттуда до дома москвича можно доехать на метро без пересадок.
Находясь в начале Большого Москворецкого моста, мужчина выбирал музыкальные композиции на экране смартфона, опустив голову вниз. «Звуки улицы я не слышал, все внешние звуки перекрывала музыка из наушников», — объяснял ситуацию следователю сам Евгений. В какой-то момент посмотрев вперед, свидетель увидел лежащего на пешеходной части моста мужчину, от которого отбегал неизвестный. Перепрыгнув через бордюр, отгораживающий проезжую часть, убегавший мужчина сел в автомобиль, который уже ждал его на второй справа полосе дорожного движения.
«Мужчина, который побежал в сторону названного автомобиля от лежавшего на мосту мужчины, был обычного телосложения, среднего роста. На нем были синие классические джинсы, которые сидели достаточно свободно, мне даже показалось, что джинсы ему великоваты. На нем не было верхней одежды, он был одет в свитер или толстовку коричневато-зеленого цвета. Свитер (толстовка) также сидел достаточно свободно. Данного мужчину я видел только со спины. Могу сказать, что у него черные волосы средней длины, около 3–4 см, возможно волнистые. На его обувь я внимания не обратил», — описал свидетель внешность предполагаемого убийцы [здесь и далее орфография и пунктуация протокола допроса сохранены]. Очевидец также подчеркнул, что не слышал никаких выстрелов или хлопков из-за громкой музыки и не заметил в руках убегавшего какого-либо оружия. Также прохожий не видел, чтобы севший в машину незнакомец выбрасывал что-либо с моста в реку.
Машину, на которой скрылся предполагаемый убийца, свидетель описывает как белый седан, похожий на отечественные автомобили Lada Priora или ВАЗ-2110. Регистрационных знаков автомашины Евгений не разглядел. «Хочу отметить, что в белом автомобиле во время стоянки на мосту не была включена аварийная сигнализация. Автомобиль находился на некотором отдалении от пешеходной части, примерно на второй полосе», — добавил свидетель.
Подойдя к месту убийства, Евгений не сразу понял, что произошло. О том, что в лежащего на земле мужчину стреляли, ему сообщила спутница убитого. Когда очевидец подошел к ней, она в шоковом состоянии разговаривала с водителем грузового автомобиля «аварийной или дорожной службы», остановившегося после инцидента прямо на мосту, чуть впереди места происшествия. Спустя несколько минут водитель уехал, а девушка попросила Евгения остаться на месте и никуда не уходить, «потому что ей очень страшно». «Я достал телефон и позвонил 112. Согласно журналу вызовов моего телефона, я звонил в 23 часа 37 минут 27 февраля 2015 года», — сказал свидетель.
В конце протокола свидетель добавил, что помимо спутницы убитого и водителя автомобиля коммунальной службы возле места происшествия он заметил двух женщин, стоявших на лестнице, ведущей на мост со стороны Васильевского спуска. «Девушка была одета в белую спортивную куртку, на вид не больше 30 лет, и женщина, на которой была надета шуба черного цвета. Также я запомнил, что на женщине были очки», — записано в протоколе допроса. По словам Евгения, женщины испуганно выглядывали на мост со ступенек, а затем спустились вниз. «Они могли стать свидетелями убийства Бориса Немцова», — отметил свидетель. Ничего подозрительного в них мужчина не заметил.
Как описывает Дадаева мать
На вопрос о телосложении предполагаемого исполнителя убийства Немцова Заура Дадаева заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Михаил Сенкевич, посещавший обвиняемого в СИЗО, рассказал, что Дадаев «невысокого роста, не худой, не толстый, но крепкий — в общем, среднего телосложения». Мать обвиняемого Аймани Дадаева сказала РБК, что ее сын худощавый, невысокого роста и весит около 60 кг. Она также добавила, что не верит в его виновность. «Он добрый, щедрый, отзывчивый, любому готов пойти навстречу. Ну зачем ему нужен был этот Немцов?» — сказала Дадаева.
Оперативно связаться с адвокатом Дадаева Иваном Герасимовым РБК не удалось. Ранее он заявлял, что у его подзащитного есть алиби, раскрывать детали которого защитник отказался.
Как писал РБК, двое из пяти обвиняемых по делу об убийстве Немцова, Заур Дадаев и Темирлан Эскерханов, дали признательные показания, которые могут указывать на участие в организации преступления людей из окружения командира роты батальона «Север» МВД Чечни Руслана Геремеева. По словам источников, знакомых с ходом расследования, Дадаев признался в том, что организовать убийство ему помогал уроженец Чечни по прозвищу Русик, управлявший автомобилем Mercedes с номером 007. Он же предоставил ему пистолет ПМ с патронами и автомобиль ZAZ Chance, на котором, по версии следствия, убийца скрылся с места преступления. Его свидетель и мог принять за автомобиль, похожий на ВАЗ-2110 или Lada Priora.
Кроме того, следователи установили, что именно на квартире Геремеевых на улице Веерная в районе Матвеевское Дадаев находился непосредственно после убийства в центре Москвы. Квартира принадлежала Артуру Геремееву, состоящему с Русланом в дальних родственных отношениях.
Накануне РБК стало известно, что Руслан Геремеев был допрошен в Чечне в качестве свидетеля. Руководитель следственной группы генерал-майор Игорь Краснов общаться с корреспондентом РБК о ходе расследования отказался.