ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 21, 2022

«У НАС КРИЗИС, А НЕ РЕЦЕССИЯ»

Рейтинг: 0

Автор: ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ, НАТАЛИЯ ТРУШИНА. МК Московский Комсомолец

В 2022 году российская экономика оказалась на краю пропасти, столкнувшись с невиданными санкционными шоками. Своим видением сложившейся в отечественной экономике ситуации с нами поделились участники организованного «МК» «круглого стола» — ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев и финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

— Как можно охарактеризовать состояние отечественной экономики по итогам 2022 года: у нас спад, рецессия, полноценный кризис или что-то еще?

Никита Масленников: По всем макростатистическим признакам у нас полномасштабный кризис, а не рецессия. Мы это видим по спаду ВВП (который продолжается уже более двух кварталов), реальных заработных плат и доходов населения, по очень высокой для России годовой инфляции.

Причем это кризис с ярко выраженной структурной составляющей, в этом его принципиальная особенность. То есть в данном случае циклические факторы накладываются на структурные (кризис самой экономической модели с преобладанием госсектора и крупных добывающих отраслей-монополистов, а также высокой зависимостью от поставок импортных технологий и запчастей), которые явно доминируют и полностью определяют ситуацию. В этих условиях экономика, адаптируясь к новой санкционной реальности, пытается трансформироваться именно глубинно.

Игорь Николаев: В России самый настоящий кризис, который углубляется, а не затухает. Тяжесть его последствий отчасти перенеслась на следующий год, поскольку самые суровые санкционные ограничения, в первую очередь эмбарго на морские поставки нефти из РФ, вступили в силу только сейчас.

По оценке ЦБ, отечественная экономика проходит период адаптации, причем частично этот процесс близок к завершению: предприятия перестраивают свои логистические цепочки, ищут новых поставщиков. Однако я не соглашусь с такой оценкой. Структура нашей экономики экспортно-сырьевая, а значит, именно санкции, связанные с торговлей и поставками на мировой рынок энергоносителей, будут для нас самыми болезненными. Говорить о том, адаптировалась ли наша экономика к шокам 2022 года или нет, сейчас преждевременно.

Михаил Беляев: Экономика переживает адаптационный период, который сопровождается замедлением темпов роста вплоть до отрицательных значений. Санкции вынуждают ее, помимо укрепления внутреннего производства, одновременно переориентировать экспортные потоки и заниматься импортозамещением. Поэтому я бы воздержался от определения «рецессия» и тем более «кризис».

Идет подготовка своего рода производственного фундамента для последующего развития. К сожалению, этот процесс тормозится предпринимательской инертностью бизнес-структур. Они привыкли действовать в определенных рыночных условиях и не готовы меняться, адаптироваться к новой обстановке. Государство оказывает им помощь, но оно не может, да и не должно брать на себя ответственность за реализацию адаптационных мер. В рыночной (в отличие от плановой) экономике это функция предпринимателей.

— С какими показателями (по ВВП, инфляции, бюджетному дефициту, курсу рубля) подошла российская экономика к концу 2022 года в сравнении с годом предыдущим?

Никита Масленников: Результаты значительно хуже прошлогодних, пожалуй, за исключением курса рубля к доллару и евро, на который влияют изменения в торговых и платежных балансах, сокращение импорта.

Вместе с тем с учетом всех негативных факторов, а также огромной интенсивности их воздействия на экономику, ситуацию можно признать удовлетворительной. Спад основных макроэкономических показателей оказался в два-три раза ниже тех прогнозов, что делались в марте-апреле.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

предыдущая
  • Поделиться в
Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни